Финансовые аналитики постоянно соперничают между собой в точности прогнозирования, формулируя все более совершенные модели для анализа. Однако зачастую их заключения оказываются прямо противоположны. Так, перед началом мундиаля ряд крупнейших западноевропейских банков для демонстрации мощи своих инструментов осмелились предсказать будущего чемпиона мира по футболу. Насколько их картина совпала с реальной? К каким выводам это нас приводит? Разбираем в нашей новой статье.
Мир быстро меняется и многие привычные экономические понятия меняются вместе с ним. Очевидно, что традиционный математический подход при прогнозе и анализе теряет свою эффективность, а на смену ему неортодоксальные экономисты предлагают при прогнозировании использовать наряду с привычными математическими методами элементы политического, исторического анализа и даже моральной философии.
Сегодня мы можем говорить о двух подходах к анализу экономической ситуации.
Первый – классический подход экономистов, к нему тяготеет англо-саксонская экономическая мысль.
Для такого анализа на сегодняшний день характерны три тенденции.
Во-первых – аксиоматизация, то есть такой способ построения научной теории, который использует в качестве основы некоторые исходные научные положения, то есть аксиомы, а все последующие положения выводятся чисто логическим путем с использованием доказательств.
Вторым китом классического подхода является математизация, то есть применение математики в социально-экономической науке с целью количественного анализа исследуемых им явлений.
Третьей важной чертой является усложнение экономических инструментов.
Второй способ видения проблемы подразумевает комплексный подход, предполагающий использование социологии, истории, политологии и этики, что в данном случае означает открытие новых горизонтов научного знания.
Многими исследователями чисто экономический подход, перенасыщенный формулами, принимается за истину в последней инстанции, универсальную и неподвластную времени. Тем не менее, результаты подобного подхода остаются неточными, а зачастую просто неправильными.
Теоретическое предположение о том, что кризисы повторяются одинаково, не подтвердилось ни в 1973, ни в 1979, ни в биржевом крахе 1987 года. Чёрный понедельник — 19 октября 1987 года — день, когда произошло самое большое падение промышленного индекса Доу-Джонса за всю его историю — на 22,6%. Это событие затронуло не только США, а быстро распространилось по всему миру. Крах фондового рынка 1987 года стал для мировой экономики событием исторического значения. С ним сопоставляют крах 1929 года.
Во время краха в октябре 1929 года цены на Нью-Йоркской фондовой бирже упали примерно на 36 процентов по индексу Доу-Джонса для акций промышленных компаний; это похоже на ситуацию в октябре 1987 года. Но после падения 1929 года акции восстановили почти 50 процентов своих убытков, затем понизились еще на 80 процентов с 1930 по 1932 гг.
Медвежий рынок, связанный с Великой Депрессией стал элементом исторической памяти. В связи с этим социологическим фактором кризис не повторился в той же форме, несмотря на прогноз по экономической модели. Немедленная реакция американского правительства на крах 1987 года уже подтверждает эту мысль.
Технически крах 1987 года похож на крах 1929 года, но различие в том, что в 1929 году первая кульминация продаж сопровождалась через несколько дней второй, которая опустила рынок до более низкого минимума. В 1987 году второго кульминационного момента удалось избежать.
Можно привести более современный пример из области спортивных прогнозов. Bloomberg указывает, что Commerzbank для демонстрации мощи своих инструментов математического моделирования озвучил прогноз, что Германия имеет наивысший процент вероятности выигрыша в чемпионате мира по футболу, то есть 18,3%, по сравнению с Францией, в действительности опередившей Германию, но, по расчётам банка, имевшую 7,5% вероятности победы, или Бельгией, получившей еще более низкий процент – 2,8%, или Хорватией, получившей 2,6%. Великобритания, также опередившая Германию, получила 6,2%.
Goldman Sachs использовал “data mining, machine learning и эконометрику”, чтобы спрогнозировать, что наибольший шанс на победу – 18,5% у Бразилии.
Danske Bank проанализировал “тысячи симуляций данных, учитывающих экономические факторы” и предсказал победу Бразилии с вероятностью в 17%. Экономисты Danske Bank использовали в своем анализе метод стохастического (случайного) моделирования «Монте-Карло». Отличительной особенностью модели Danske Bank является включение, помимо собственно футбольных, одной экономической переменной — разницы в подушевом ВВП стран-участниц.
Еще один инвестиционный банк – UBS – используя “эконометрические модели, которые обычно применяются UBS для управления средствами клиентов при вложениях в акции” с помощью “калиброванной статистической модели” построил модель и пришел к выводу: Германия имеет наивысший шанс – 24% – на победу в финале. Как видно, эти прогнозы не подтвердились и даже рисунок ситуации совершенно другой.
Кроме эконометрических исследований, с точки зрения неортодоксальных школ экономики следует учитывать и другие факторы
В связи с этими предсказаниями примечателен комментарий Лорана Тевено, одного из наиболее популярных французских экономистов последнего времени, автора знаменитого труда De la justification: les économies de la grandeur (в русском переводе – «Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов»), относительно рисков. Его интересует то, как люди преобразуют неопределенность в нечто, что можно будет подвергнуть тестированию. Таким образом, кроме эконометрических исследований, с точки зрения неортодоксальных школ экономики следует учитывать и другие факторы. В случае с футбольными матчами это, очевидно, улучшило бы качество прогноза, а появление «Черного лебедя» Нассима Талеба – трудно прогнозируемой ситуации с важными последствиями – становится менее реальным при такой стратегии.
Очевидно, что мир меняется и многие привычные экономические понятия – тоже трансформируются. Чтобы отвечать на вызовы времени, неортодоксальные экономисты предлагают вводить элементы политического, исторического анализа и даже моральной философии в инструментарий политической экономии, наряду с привычными математическими методами. Социологические исследования показали, что даже среди такой ригидной и гетерогенной структуры как руководства мировых банков в настоящий период уже есть специалисты в области политики (7,38%) и социологии (1,48%). Обращение к передовой науке и постоянное обновление теоретической базы – залог успеха.
Автор: Екатерина Валова