Наследие Кайзера
«Мы делаем никому не нужные вещи, но они нравятся людям», — это высказывание всемирно известного дизайнера Карла Лагерфельда вполне могло бы стать девизом всей люксовой индустрии. Действительно, предметы роскоши — эксклюзивная одежда и аксессуары, редкие художественные полотна, дорогие вина, часы и автомобили — сложно назвать необходимыми для жизни человека. Тем не менее эта отрасль экономики приносит и производителям, и потребителям немалые деньги.
Лагерфельд умер в феврале 2019 года в возрасте 85 лет и оставил после себя состояние в 200 миллионов долларов США. Часть средств пойдет на содержание его любимой бирманской кошки Шупетт. Она, к слову, богаче многих людей и зарабатывает именно на роскоши. В 2014-м рекламные контракты с немецким автоконцерном и японским производителем косметики принесли ей более трех миллионов долларов.
Шупетт вряд ли сможет найти достойную замену своему хозяину. Дом Chanel, где Лагерфельд работал главным модельером, тоже оказался в сложной ситуации. Недаром дизайнера называли Кайзером, Карлом Великим или императором моды — благодаря его гениальности и таланту компания Chanel выбралась из глубочайшего кризиса.
Коко на краю
Карл Лагерфельд стал креативным директором Chanel в 1982 году после того, как легендарный модный дом едва пережил второе банкротство. Кайзер сумел вдохнуть новую жизнь в компанию и спас ее от неминуемого краха. Невероятная продуктивность модельера и его способность взглянуть на старые вещи под другим углом поставили Chanel на ноги, и в 2017-м выручка дома приблизилась к 10 миллиардам долларов США.
Крокодил в руках
Производство и реализация роскошных товаров — большой бизнес. Согласно данным Bain & Company, объем этого рынка в 2018 году увеличился на шесть процентов и составил 295 миллиардов долларов США. Сегмент одежды при этом имеет долю в 23%. Bain & Co прогнозирует, что к 2025-му весь люксовый рынок превысит объем в 400 миллиардов долларов. Нет ничего удивительного в том, что этот динамичный сегмент всегда привлекает частных инвесторов.
Формы вложений в моду и роскошь могут быть самыми разными. Самая распространенная и простая из них — покупка и продажа товаров класса люкс. В 2018 году на аукционе Christie’s за 215 тысяч долларов продали винтажную сумку Hermes Diamond Himalayan Birkin, выпущенную 10 лет назад. Она считается Святым Граалем для любителей сумок и сделана из кожи нильского крокодила, украшена бриллиантами и золотом. Торги начались с отметки в 130 тысяч долларов, в ходе аукциона лот подорожал на 65%. Сумку этой же модели с большим количеством драгоценных камней в 2017-м в Гонконге купили примерно за 380 тысяч долларов: ее стоимость на аукционе возросла на 96%. Также известен случай, когда сумка Kelly сапфирового цвета из кожи крокодила ценой в 25 тысяч долларов продалась за 62 тысячи — то есть прирост составил 148%.
Аналогичная ситуация складывается и с менее роскошными товарами. В США, Европе и России популярно движение сникерхедов — коллекционеров кроссовок. Они находятся в постоянном поиске лимитированных выпусков обуви и готовы сильно переплачивать за нужную модель. В 2017 году Nike представила хайтопы Air Jordan 1 Retro High OG, компания создала их в коллаборации с американским модельером Вирджилом Абло, который сейчас работает в Louis Vuitton. В магазинах они продавались за 190 долларов, тираж очень быстро разобрали перекупщики, и теперь на рынке кроссовки можно приобрести за три тысячи долларов. Их цена поднялась в 16 раз.
Высшая лига
Если говорить о действительно дорогих и роскошных вещах, стоимость которых превышает миллион долларов США (за исключением вина — цена коллекционных сортов может колебаться от десятков до нескольких сотен тысяч долларов), то и здесь почти повсеместно наблюдается рост стоимости товаров. Ситуацию на рынке позволяет отследить Knight Frank Luxury Investment Index или KFLII. Этот индекс отражает динамику средней стоимости роскошных товаров из разных категорий. По итогам 2017-го — более свежий годовой отчет компания Knight Frank пока не подготовила — KFLII увеличился на семь процентов.
Лидером роста за последний отчетный период стали произведения искусства, они прибавили 21%. Самой дорогой картиной был «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, проданный российским миллиардером Дмитрием Рыболовлевым за 450 миллионов долларов. Ранее он приобрел полотно за 127 миллионов. Конкретно эта инвестиция в картину принесла плюс 254%. А в 2018 году «Лежащая обнаженная» Амедео Модильяни ушла с молотка за 157 миллионов долларов, причем предыдущий владелец покупал ее 15 лет назад за 27 миллионов, то есть цена выросла в шесть раз.
Второе место в индексе Knight Frank занимает вино с показателем плюс 11%. Так, к примеру, на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке частное лицо из Азии приобрело шесть бутылок Domaine de la Romanee-Conti 1996 года почти за 135 тысяч долларов — стоимость лота поднялась на 50%. На третьем месте в индексе расположились часы, данный сегмент вырос на пять процентов. Самой заметной сделкой стала продажа Rolex Daytona голливудской звезды середины XX века и автогонщика Пола Ньюмана за 18 миллионов долларов при стартовой цене в миллион. Ньюман получил их в подарок от жены в 1969 году, на них выгравирована надпись Drive Carefully Me или «Води осторожно».
Среди других важных сделок стоит отметить продажу китайской фарфоровой чаши возрастом более тысячи лет за 40 миллионов долларов — вдвое дороже, чем она оценивалась предварительно (индекс по керамическим изделиям в 2017 году при этом просел на пять процентов). Также заметным событием стала покупка цветного бриллианта «Розовая звезда» одним гонконгским ювелиром за 71 миллион долларов. Во время торгов цена камня поднялась почти на 40% (индекс этой категории не изменился).
Расчеты Knight Frank показывают, что в 2017 году индекс роскоши по монетам и ювелирным изделиям поднялся на четыре процента, по автомобилям — на два процента (за 22,5 миллиона долларов был продан культовый автомобиль Aston Martin DBR1, за рулем которого сидели множество именитых гонщиков) и по редким маркам — еще на процент.
Таким образом правильно выбранные товары класса люкс и предметы роскоши в долгосрочной перспективе являются отличной инвестицией для состоятельных людей. Вложения в коллекционные автомобили и вино, редкие монеты и эксклюзивные ювелирные изделия, марки и картины стали самыми высокодоходными за последние 10 лет.
Роскошь в полный рост, %
Люкс по акции
Как сообщает швейцарский финансовый конгломерат Credit Suisse, в 2018 году число долларовых миллионеров в России выросло на 30 процентов до 172 тысяч человек. Инвестиции в модную эксклюзивную одежду или аксессуары, а также в другие предметы роскоши доступны именно этой прослойке населения. Но прикоснуться к миру люкса можно и опосредованно, через покупку ценных бумаг модных домов.
В феврале 2019 года многих аналитиков и участников рынка удивил быстрый рост акций Capri — компании-владельца брендов Michael Kors, Jimmy Choo и Versace. Модный дом опубликовал финансовые итоги последнего квартала: выручка составила 1,44 миллиарда долларов США, чистая прибыль — почти 200 миллионов долларов. Годом ранее квартальный заработок модного дома равнялся 220 миллионам долларов. Тем не менее прибыль на одну акцию за последний квартал достигла 1,76 доллара, тогда как за прошлый отчетный период она составляла 1,42 доллара. Обнародование отчетности взбудоражило игроков, и стоимость бумаг поднялась на 10 процентов, почти до 50 долларов. Capri планирует открыть 200 — 300 новых магазинов Versace и нарастить продажу аксессуаров и обуви, что вселяет оптимизм в инвесторов. По состоянию на 5 марта, акции Capri стоят 45 долларов за штуку.
На бирже торгуются и акции модного дома Kering (Gucci, Yves Saint Laurent, Brioni, Boucheron и множество других брендов), его бумаги оцениваются рынком в 550 долларов. C начала года они подорожали почти на 30 процентов. По итогам 2018-го выручка корпорации увеличилась на 29,4 процента почти до 16 миллиардов долларов благодаря росту брендов Gucci и Yves Saint Laurent, а чистая прибыль поднялась более чем на 108 процентов, превысив четыре миллиарда долларов. «Год был потрясающим для Kering», — отметил исполнительный директор компании Франсуа Пино, миллиардер и ценитель искусства, чья коллекция картин насчитывает три тысячи полотен.
Bain & Co отмечает, что до 2025-го рынок люксовых товаров, в том числе и одежды, будет увеличиваться на 3-5 процентов каждый год. Основным драйвером роста станет спрос со стороны стремительно богатеющих китайских потребителей. Их доля в глобальных расходах составит 33 процента. Так что при планировании инвестиций следует обратить внимание на то, как конкретный модный дом собирается работать с Азией.
Кроме того, 55 процентов всех мировых трат на люкс придутся на поколения людей, родившихся после 1981 года. Они привыкли приобретать товары через интернет, и к 2025 году сегмент онлайн-коммерции получит долю в 25 процентов против нынешних 10 процентов. В сентябре прошлого года онлайн-ритейлер Farfetch, мировой лидер в торговле одеждой от люксовых брендов, успешно провел IPO и привлек 885 миллионов долларов. Большая часть клиентов Farfetch — женщины со среднегодовым доходом более 120 тысяч долларов, компания при этом активно работает в Китае. Онлайн-ритейлер в ходе IPO предлагал приобрести акции за 15-17 долларов, сейчас бумаги торгуются на уровне 29-30 долларов. Однако акции уже на подъеме, и приобретать их сейчас поздновато. Поэтому желающим выгодно вложиться в модную индустрию стоит выбрать другой объект для инвестиций. А факторы успеха Farfetch — акцент на азиатский рынок и интернет-торговлю — могут послужить удобным ориентиром для выбора наиболее перспективной компании. Причем не только в мире моды, но и во многих других отраслях.