Это второй эндаумент среди помогающих благотворительных фондов – первым в 2007 году стал фонд помощи хосписам «Вера». Тогда несколько крупных доноров перевели в эндаумент сразу значительную сумму, достаточную для того, чтобы работа фонда опиралась на доход от эндаумента.
У AdVita изначально другой расклад: в фонде целевого капитала пока есть только стартовая сумма в 3 млн рублей. Основной объем средств, которые сделают эндаумент рентабельным, еще предстоит привлекать. На вопросы Милосердие.RU отвечают Елена Грачева, административный директор фонда AdVita, и Дмитрий Пигарев, менеджер по работе с институциональными клиентами ТКБ Инвестмент Партнерс (АО).
Краудфандинг для эндаумента не подходит
— Что стало главным стимулом для регистрации фонда целевого капитала?
Елена Грачева: — Обычно эндаументы создаются при учебных или медицинских учреждениях, при благотворительных фондах – крайне редко. Помогающему фонду очень трудно не отдать все, что есть, прямо сейчас – так много людей ждут нашей помощи. Любой «длинный» проект живет за счет урезания экстренной помощи, и это невероятно трудный выбор. Но мой опыт показывает, что это только отчасти – выбор. Жертвователи очень разные. Кому-то важно спасать людей здесь и сейчас, чтобы это были конкретные люди и быстрые очевидные результаты, и без этих доноров никакой помощи построить вообще нельзя. А кому-то важно видеть, что будет через год, три, пять, десять, несмотря на то, что мы иногда не можем предсказать, что будет через минуту. Это люди с системным, инвестиционным мышлением, и да, они оптимисты, несмотря на то, что весь мир против них. Вот этим жертвователям, которые не хотят бесконечно тушить пожары, а хотят помочь их предотвращать, мы до появления эндаумента не могли предложить ничего.
— Во что будут вкладываться средства от эндаумента?
— Мы выбрали проекты, которые, с одной стороны, рассчитаны на много лет, а с другой – меняют оказание онкологической помощи в принципе. Поддержка клинических исследований по новым методам и протоколам лечения рака и формирование отечественного регистра доноров костного мозга.
И еще одна задача должна быть со временем решена эндаументом: зарплаты специалистов в фонде. Сотрудники фонда AdVita уникальны, я могу сказать это без всякой ложной скромности. Это то самое сочетание профессионализма и человеческой порядочности и сочувствия, и за каждым из них – годы обучения самым разным навыкам и уникального опыта. Эндаумент даст возможность поддерживать команду специалистов независимо от приливов и отливов в пожертвованиях. В общем, фонд AdVita, наверное, просто дожил до такой стадии своего развития, когда невозможно без конца растаскивать завалы – пора бы уже и что-то построить, и мы надеемся, что найдем людей, которым будет интересно строить вместе с нами.
— Когда началась кампания по привлечению средств? Есть ли уже сейчас поступления?
— По сути дела, кампания по привлечению средств началась задолго до регистрации фонда целевого капитала (ФЦК). Мы понимали, что собирать стартовую сумму краудфандингом не можем – это могло бы помешать сбору пожертвований в фонд AdVita и поставило бы под угрозу текущие программы помощи. Поэтому само решение о создании эндаумента приняли окончательно, когда нашелся донор на первые 3 миллиона рублей – по российским законам это минимальная сумма для ФЦК, чтобы он считался сформированным и мог начать свою деятельность. Сейчас в планах серия точечных переговоров и презентаций. Массовые кампании по сбору средств мы пока не планируем, но в принципе такой возможности не отвергаем.
Изучите уставы других эндаументов
— Какую сумму планируете привлечь, поставлены ли сроки для кампании?
— Эндаументы растут годами, десятилетиями и даже веками, поэтому мы не предполагаем, что когда-нибудь закончим привлекать средства в наш ФЦК. По срокам и конкретным цифрам роста капитала пока ничего сказать не могу: каждые переговоры могут окончиться успехом или поражением. Наверное, первый год работы с потенциальными жертвователями даст конкретные цифры и планы, но тут слишком много зависит от макроэкономической ситуации и общего инвестиционного климата в России. Чтобы люди были готовы вложиться в будущее, были готовы работать в долгую, менять жизнь, а не только отбиваться от бесконечного камнепада просьб, – нужно, чтобы они в принципе верили, что будущее будет.
Мне проще: я хорошо понимаю, что, заведи мы эндаумент в 2007 году (когда только появился закон о фонде целевого капитала), я бы сейчас уже не тряслась так, что у нас не хватит денег, к примеру, чтобы завершить клиническое исследование, которое сотрудники НИИ ДОГиТ им.Р.М.Горбачевой вели три года и которое изменит жизнь всех людей с лимфомой во всем мире. Поэтому лучше позже, чем никогда. Пожертвования, которые мы начнем привлекать в эндаумент фонда AdVita сегодня, через несколько лет смогут защитить наши «длинные», рассчитанные на несколько лет, программы помощи, которые делают лучше саму систему онкологической помощи в России, а не только латают дырки в здравоохранении.
— Кто сможет жертвовать в фонд – частные лица, коммерческие организации, НКО, госструктуры? Рассчитывают ли организаторы на государственные вложения?
— Жертвовать в фонд целевого капитала может кто угодно независимо от формы собственности. Вот насчет госструктур не уверена: у них же вообще с пожертвованиями сложно. Впрочем, перевод денег в эндаумент – это по закону не расходы компании, а инвестиции, и для компаний это должно быть важно. Но на госвложения мы не рассчитывали, да и странно было бы.
— Как готовились документы, регламентирующие деятельность фонда? Что оказалось самым сложным и что можно посоветовать тем, кто захочет пойти таким же путем?
— К счастью, закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» очень внятный и прозрачный, все базовые принципы там прописаны. Уставы уже существующих российских эндаументов опубликованы, это тоже хороший источник. Бесценную помощь pro bono в подготовке документов и написании устава, а также переговорах с управляющей компанией нам оказали сотрудники Фонда целевого капитала Бориса Эйфмана. Кроме того, нас постоянно консультировала Светлана Лаврова, исполнительный директор Фонда целевого капитала ЕУСПб, одного из старейших и крупнейших в России. Кстати, Европейский университет в этом году открывает модуль, в составе которого предусмотрен курс по управлению эндаументами, и наш финансовый директор сможет получить дополнительное образование в новой для нас сфере деятельности. Поэтому совет тем, кто соберется пойти по нашим стопам, — изучить, помимо закона, уже существующие уставы эндаументов, а что непонятно, спросить у тех, кто давно на рынке – нам не отказали в помощи, и, надеюсь, нашим коллегам тоже не откажут.
— Как планируется размещать средства фонда, есть ли конкретные планы, в России или за рубежом? На какую доходность рассчитывают организаторы?
Дмитрий Пигарев: — На данный момент средства планируется размещать в рублевые инструменты, облигации и депозиты, а также сделки РЕПО с ЦК. Ориентировочная доходность по портфелю фонда целевого капитала (эндаумента) на данный момент составляет 6-8,5% годовых.
В дальнейшем, с увеличением общего объема фонда целевого капитала, будет проводиться диверсификация по валютам и финансовым инструментам. Например, средства будут размещаться в акции с целью увеличения потенциальной доходности.
— Каковы условия вложения средств, все ли категории жертвователей смогут размещать их на определенный срок с последующим возвратом? От всех ли жертвователей готовы принимать вклады? Будет ли предусмотрена проверка или оценка, если да — станут ли критерии публичными?
— Пожертвования в фонд целевого капитала бессрочные и безвозвратные. Следовательно, возврат по пожертвованиям в фонд целевого капитала (эндаумент) невозможен. Что касается возврата, то тело эндаумента неприкосновенно по своей природе. Использоваться может только инвестиционный доход и только на целевые нужды. Традиционно основную долю пожертвований в эндаументы совершают физические лица и коммерческие организации. Фонд целевого капитала позволит в перспективе расширить программы благотворительного фонда, таким образом расширить помощь и количественно и качественно.
Источник: «Милосердие.ru», православный портал о благотворительности