Полет дракона. Как Китай совершил экономическое чудо

Высокоскоростные железнодорожные магистрали, многомиллионные города, застроенные целыми кварталами небоскребов, и корпорации с капитализацией в несколько сотен миллиардов долларов — сегодня экономическая мощь Китая действительно производит впечатление.

Всего четыре десятилетия назад страна, едва оправившаяся от социальных экспериментов и последовавшего за ними голода, встала на путь реформ и открытости. Поход к будущему величию возглавил прагматичный Дэн Сяопин. Он не боялся рыночных механизмов и в итоге стал отцом китайского экономического чуда.  

Скачок к «революции»

«Три года упорного труда — десять тысяч лет счастья», — под таким лозунгом в 1958 году Великий Кормчий Мао Цзэдун запустил в Китае программу «большого скачка». Страна, 90% производства которой приходилось на архаичное сельское хозяйство, остро нуждалась в модернизации и индустриализации. Отвергая любые заигрывания с капитализмом и рынком, Мао сделал ставку на коллективизацию и энтузиазм народа.

Основой для построения нового идеального государства стали народные коммуны — коллективные хозяйства, ответственные за производство еды, сельскохозяйственных инструментов, транспорта и даже выплавку металла. Последнее было необходимо для того, чтобы за 15 лет догнать и перегнать Великобританию по показателям промпроизводства.

К концу 1958-го в КНР создали более 26 тысяч народных коммун. В каждой из них трудились около 20 тысяч человек. То есть в коммунах оказались более 500 миллионов китайцев. Согласно переписям населения, с 1953 по 1964 годы число жителей Поднебесной выросло с 582,6 до 694,6 миллиона человек. Так что «большой скачок» охватил почти всех.

Сельское хозяйство пытались поднять странными методами, например, истреблением воробьев

Но эксперимент провалился. Коммуны не могли выпускать качественные чугун и сталь: не хватало квалифицированных специалистов и оборудования, из-за чего руду, в основном, плавили крестьяне в глиняных печах или кустарных домнах. Сельское хозяйство пытались поднять странными методами, например, истреблением воробьев, считавшихся вредителями. На самом деле, вредителем была расплодившаяся в отсутствие воробьев саранча. Урожаи сильно пострадали. Результатом коллективизации стал голод, и в 1961 году Китай стал закупать зерно в Канаде и Австралии.

По разным оценкам, «большой скачок» унес жизни от 18 до 56 миллионов человек и стал крупнейшей гуманитарной катастрофой XX века. Он также привел к политическому расколу китайской элиты: появилась оппозиция, считавшая рыночные механизмы полезными для модернизации Китая.

Чтобы устранить «агентов капитализма» и укрепить пошатнувшиеся после «большого скачка» позиции, Великий Кормчий инициировал «культурную революцию». Так назывались массовые репрессии в отношении инакомыслящих, длившиеся десять лет и завершившиеся после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году. Из-за «культурной революции» пострадали примерно 100 миллионов человек.

«Пекинская весна»

Но всего через два года в стране начались системные реформы, полностью изменившие облик народной республики. Феномен китайского экономического чуда неразрывно связан с именем Дэн Сяопина. Именно он запустил программу преобразований и открыл КНР миру.


Иван Сергеевич Сяопин

Великий китайский реформатор родился в 1904 году. Он хорошо учился в школе, и 1919-м отец отправил его получать дальнейшее образование во Францию. Дэн много подрабатывал: на железных рудниках, пожарным, официантом, на заводе Renault. Проникся идеями марксизма и вступил в КПК в 1923 году, быстро стал одним из лидеров молодых китайских коммунистов в Европе.

Тогда же получил партийную кличку Сяопин. Так в Китае называют маленькую пузатую дорожную бутылочку-неваляшку, которая снова встает, если ее положить на бок.

Спасаясь от политического преследования французских властей, Дэн в 1926 году переезжает в СССР. «Я приехал в Россию прежде всего для того, чтобы, научившись соблюдать железную дисциплину и получив коммунистическое крещение, полностью коммунизировать свои идеи и поступки», — говорил он сам. Обучался в Университете трудящихся Востока имени Сталина (Москва) под псевдонимом Иван Сергеевич Дозоров.

Вернулся на родину в том же 1926 году. В Китае Дэн Сяопин участвовал в гражданской войне, войне против Японии и в образовании КНР, постоянно продвигаясь по партийной лестнице. В разные годы занимал посты генсека КПК, министра финансов КНР, вице-премьера Госсовета.

Дэн Сяопин отличался гибкими и умеренными взглядами. «Не важно, черная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка», — таким был взгляд Сяопина на экономическое развитие Китая. И он сильно отличался от радикальной и догматической позиции Мао, опасавшегося реванша капиталистов. Поэтому во времена «культурной революции» Дэн оказался в опале, его объявили контрреволюционным элементом.

После смерти Великого Кормчего Сяопин, все эти годы говоривший о необходимости преобразований, быстро стал фактическим лидером Китая.    


«Освобождать мысли, обеспечивать лучшее обслуживание людей — обязанности членов КПК», — такая надпись появилась на длинной кирпичной стене улицы Сидань в столице КНР в 1978 году. Началась «пекинская весна» — период политической оттепели. Дэн Сяопин аннулирует итоги «культурной революции» и разрешает ее публичную критику. На «стене демократии» в Пекине появляются плакаты и газеты с призывами к переменам.

Между тем, Сяопин, чья популярность в народе растет, рассаживает на ключевые посты единомышленников, берет под контроль КПК, сам занимает кресло председателя Центрального военного совета ЦК компартии и запускает программу «Реформы и открытость».

Сяокан вместо коммунизма

Основными целями программы реформ стали построение «социалистической рыночной экономики», решение проблемы глубокой бедности, проблемы с мотивацией работников и производительностью их труда, ликвидация экономических диспропорций и перекосов.

Под среднезажиточным понималось общество, решившее проблему еды и одежды для населения

В результате реформ в Китае должно было появится среднезажиточное общество Сяокан (конфуцианский термин, описывающий социум, состоящий в основном из представителей среднего класса). Под среднезажиточным понималось общество, решившее проблему еды и одежды для населения, но не достигшее полной зажиточности. В основу программы «Реформы и открытость» легли несколько принципов.

«Четыре модернизации». Вся экономика КНР делилась на четыре больших сектора: оборонная промышленность, гражданская промышленность, сельское хозяйство и наука. Каждый из них подвергся глубоким преобразованиям.

Прагматизм. Для дела построения «социализма с китайской спецификой» можно использовать рыночные методы. Если они работают и дают хороший результат, не имеет значения, пользуются ли ими идеологические противники Китая, то есть капиталистические страны.

Практика — критерий истины. Марксистский принцип, призывающий опираться не только на теорию и догмы, а искать решение проблем в реальной практической жизни. Реформы являются адекватным ответом на насущные проблемы, с которыми столкнулся Китай. И они идут, не отрываясь от реальности, при необходимости их направление корректируется. «Переходя реку, ощупываем камни», — так описывал процесс Дэн Сяопин. Удачные практики и локальные эксперименты тиражируются на всю страну, от неэффективных мер отказываются без сожаления.

НЭП Сяопина

Ключевым преобразованием китайской жизни стала отмена неэффективных народных коммун. На их место пришла система семейных или подворных подрядов. Она работала так. Несколько человек брали землю в долгосрочную аренду, обрабатывали ее, а затем часть урожая продавали государству, часть — оставляли себе и могли реализовать ее на рынке.

К концу 1984 года 97,9% крестьянских дворов числились в системе подряда. В том же году урожай зерновых превысил показатели 1977-го на 30%, производство хлопка и чая выросло в два раза, мяса — в 2,5 раза. Власти называли систему семейного подряда «великим творением китайских крестьян».


«Культурная революция» не была и не может быть революцией или социальным прогрессом в каком бы то ни было смысле», — постановил ЦК КПК в 1981 году. Высший руководящий орган китайской компартии также назвал данный период истории «смутой, которая принесла серьезные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу».

При этом в 1982 году ЦК КПК объявил Мао Цзэдуна «великим марксистом, пролетарским революционером, военачальником и генералом». По оценке Сяопина, Мао, насаждавший народные коммуны, был плохим на 3/10, но хорошим на 7/10.


Компартия ослабила давление на экономику в целом. Главам предприятий дали больше свобод и избавили их от идеологической нагрузки. Это означало, что отныне инициатива и работа ради прибыли поощряется, а фабрики и заводы получали возможность продавать свои товары на рынке. Разрешили также объединять китайские предприятия с зарубежными компаниями — такие слияния рассматривали как источник современных технологий и иностранной валюты.

В конечном счете, во время второго этапа больших реформ (1984 — 1992 годы) плановую систему постепенно демонтировали, и экономика перешла, в основном, на рыночную модель. «Не стоит сковывать себя идеологическими и практическими абстрактными спорами о том, какое имя это все носит — социализм и капитализм», — говорил Дэн Сяопин.

Открытые двери

При Дэн Сяопине в КНР разрешили прямые иностранные инвестиции и международную торговлю. Сам он много ездит по миру и налаживает связи с самыми разными странами. Так, он встретился в Белом доме с президентом США Джимми Картером. Улучшились отношения с соседней Японией. В Стране восходящего солнца Дэн видел успешный пример эффективного проведения экономических преобразований и бурного развития.

Важнейшим достижением Сяопина также считается провозглашение принципа «Одна страна — две системы»

Важнейшим достижением Сяопина также считается провозглашение принципа «Одна страна — две системы». В 1984 году КНР и Великобритания подписали соглашение о возвращении Гонконга Китаю. Экономическую и политическую систему города, сложившуюся за время британского владения, Дэн согласился не менять на протяжении 50 лет. На таких же условиях Португалия вернула Китаю Макао. Кроме того, в КНР стали действовать особые экономические зоны, успешно привлекавшие иностранные инвестиции.


В 2019 году Китай занял второе место в мире по объему ВВП с показателем в 15,27 триллиона долларов. Для сравнения: на первой строчке находятся США (22,32 триллиона), на третьей — Япония (5,41 триллиона), на одиннадцатом — Россия (1,66 триллиона).

В 2000 году ВВП Китая равнялся 1,21 триллиона долларов. То есть за последние 20 лет экономика КНР выросла почти в 13 раз. А с начала системных реформ, за 40 лет в 50 раз.

С 1980 по 1989 годы экономика КНР в среднем каждый год прибавляла 9,75%, с 1990 по 1999 годы 10%, с 2000 по 2009 годы — 10,4%, с 2010 по 2019 годы — 7,62%.

Экспорт из Китая увеличился в 250 раз — с 10 миллиардов долларов в 1978 году до 2,39 триллиона долларов в 2019-м. КНР остается крупнейшим экспортером товаров в мире.

За это же время более 850 миллионов человек в Китае сумели выбраться из нищеты.

Источники: МВФ, Всемирный банк, Главное таможенное управление КНР

Теория перманентной реформы

Дэн Сяопин отказался от всех постов в 1989 году. Весной 1992-го он поехал в турне по южным городам Китая, добившимся наибольшего процветания благодаря преобразованиям. В ходе поездки «товарищ Дэн» — так теперь его стали называть — постоянно выступал и рассказывал о пользе последовательного реформирования экономики и опасности отказа от политики открытости.

Умер Дэн Сяопин 19 февраля 1997 года в возрасте 92 лет. Его официально провозгласили «великим марксистом, великим пролетарским революционером, государственным деятелем, военачальником и дипломатом», а также «великим архитектором китайских экономических реформ и социалистической модернизации».

Преобразования в КНР продолжаются вот уже 40 лет. За это короткое время Китай из страны, страдающей от голода и бедности, превратился в огромный производственный, торговый и транспортный центр, в государство, способное заниматься инфраструктурными мегапроектами, сложными научными разработками и ставшее домом для гигантских корпораций.

Все лидеры Китая после Дэна Сяопина неизменно объявляли себя приверженцами принципа «проведения всестороннего углубления реформ и открытости».

Предыдущая статья

Вестник бури. Как защитить свои накопления в кризис

Следующая статья

Обращение Генерального директора ТКБ Инвестмент Партнерс в связи с COVID-19

Exit mobile version