В текущей ситуации нас (управляющих) волнует по большому счету только один вопрос – где дно у рынка нефти. Цена и время нахождения. Все остальное вторично.
Естественно точного ответа на этот вопрос быть не может. Но вот наши мысли:
- США и ряд стран Европы (я уже не говорю про остальной мир) еще ждут пика пандемии, которая будет не раньше, чем через 3–4 недели. Лекарство, облегчающее лечение пневмонии (значит уменьшающее нагрузку на больницы, а следовательно, ослабляющее меры карантина), едва ли появится на этом горизонте. А значит, впереди еще введение новых карантинов, остановок производства и, как следствие, падение потребления нефти.
- Предложение нефти в апреле должно существенно вырасти из-за разрыва сделки OPEC+. Шансы на то, что РФ и СА договорятся до того, как не прояснится ситуация с п.1, считаю маловероятными. Следовательно, предложение нефти увеличится.
- Рассчитываем, что разумные карантинные меры, принятые в Китае, Гонконге, Южной Корее, позволят восстановить деловую активность и не дать нового роста вспышки вируса в этих странах.
Таким образом, нас ждет беспрецедентный разрыв спроса и предложения нефти, которого не знала еще история. Теоретически, нефть может повторить минимум 98 года – 8 долларов США, что в нынешних ценах – 15 долларов.
Но, такая цена нефти мало кого устраивает, и включатся факторы, которые могут частично компенсировать этот разрыв:
- США покупают нефть в стратегический резерв. 77 млн баррелей (2 млрд долларов) свободных мощностей. Спрос/предложение – это около 100 млн баррелей в день. Если избыток нефти – 4 млн б/д, то покупка в резервы США компенсирует 20 дней избытка.
- США заявили, что могут купить и на 20 млрд долларов. Не понимаю только, куда они ее разместят. Но это был бы действительно серьезный ход, закрывающий шансы на новый поход в 20.
- Нефть также могут закупить впрок: спекулянты (хранят в танкерах), Китай (строили свои резервные хранилища), Саудовская Аравия (тоже строили!). Проблема только в том, что сейчас мы понятия не имеем, какими свободными мощностями они обладают.
- США намекнули, что ряд производителей нефти могут снизить добычу нефти в ответ на низкие цены. Мы не можем это никак оценить, опыт 2014–2015 годов говорит, что добыча в США падала у сланцевых производителей только с большой задержкой времени, текущая добыча не падала.
Таким образом, логика говорит, что нефть должна снижаться дальше, но на низких ценах нефти будут «интервенции». Любые новости о появлении «чудо таблетки» будут моментально сдвигать рыночные ожидания. Избыток ликвидности, накачанный центральными банками мира, будет немедленно приводить к ажиотажной скупке «дешевых» финансовых инструментов и V-образному развороту.
Если цена нефти будет сползать к 25–20 долларам, то нас, к сожалению, неминуемо ждет дальнейшее снижение рубля. При этом, курс доллара в 83-85 рублей при нефти в 25 долларов не будет стабильным, если цена нефти задержится на этой отметке на недели. Будет давление, ЦБ РФ будет вынужден поднять ставки, реагируя на растущие риски роста инфляции выше целевого уровня в 4%.
Владимир Цупров
Управляющий директор по инвестициям ТКБ Инвестмент Партнерс