Top.Mail.Ru

Последствия COVID-19 для российского финансового рынка. Опасности и возможности

Анатолий Григорьевич Гавриленко, Председатель Экспертного Совета по финансовой грамотности в сфере деятельности некредитных финансовых организаций при Банке России, член Совета директоров НАУФОР, бенефициарный владелец ТКБ Инвестмент Партнерс, поделился своим взглядом на то, какое будущее нас ожидает в результате пандемии COVID-19, и о каких изменениях в обществе мы можем говорить уже сейчас.

Сегодня мы тратим много сил, занимая наш разум, в попытках понять, какими будут последствия пандемии COVID-19, финансового кризиса и президентских выборов в России в 2024 году. Пытаемся угадать, что нас ждет, подстроиться под предполагаемые будущие условия, приспособиться к принимаемым сегодня мерам.

Подобное, на мой взгляд, является весьма бесполезным занятием. Мир меняется быстрее наших человеческих способностей и возможностей осознать и принять эти изменения. Пора понять, что сегодня и в ближайшем будущем нам выпало жить в условиях глобальной неопределенности относительно развития будущего человечества. Сегодня никто не способен рассмотреть сложившуюся мировую экосистему во всей ее совокупности и уследить за происходящими с ней переменами.

Поэтому вместо бесконечных рассуждений о том, что будет, предлагаю перейти к осознанию и пониманию того, что в сегодняшних условиях мы имеем, что можем сделать, какие у нас есть риски и как их минимизировать.

Что мы имеем

Глобальный удар по спросу, предложению, обвал нефтяных цен, разрыв ключевых цепочек поставок товаров. Разрушение основ глобального рынка (возможно, кроме финансового). Сверх того, отказ большинства развитых стран от создания запасов, названных главой Apple Тимом Куком фундаментальным злом, что в итоге поставило эти страны в очень уязвимое положение перед резко возросшим сегодня спросом на медицинские товары.

Все это заставляет нас сегодня переосмыслить взаимосвязанную глобальную экономику.

Под влиянием пандемии правительства и ведомства отдельных стран допускают нарушения статей Всеобщей декларации прав человека, не имея возможности обеспечить право человека и его семьи на необходимый медицинский уход и поддержание здоровья.

Лично я рад, что наше государство назвало высшей ценностью все-таки саму жизнь человека, и очень надеюсь, что нашим врачам не придется оставлять умирать больных только потому, что они уже прожили достаточно лет, а для экономики государства выгоднее в первую очередь спасать молодых.

Надо признать, что вирус оказался в определенной степени катализатором и запустил быструю перестройку всех экономик и общественных отношений, подтверждая простую истину, что, как бы мы не прятались от наступающих и преобразующих нашу жизнь технологических новаций, они с закономерной последовательностью и удивительной скоростью трансформируют наш мир, меняя взгляды на наши возможности, окружающую среду, рынок труда и даже наши представления о самих себе.

Надо признать, что вирус оказался в определенной степени катализатором и запустил быструю перестройку всех экономик и общественных отношений

Еще вчера нам казалось, что переход на цифровые сервисы, новые технологии, отношения займет не один десяток лет. Теперь же у нас не осталось ни времени, ни возможностей цепляться за прошлое, за милые нашему сердцу сервисы и привычные для контроля чиновника технологии.

Переход миллионов людей на удаленную работу в течение одной лишь недели открывает нам много нового. Рынок удаленного образования, об эффективности которого мы спорим уже много лет, оказывается очень даже привлекательным и доступным. Сервисы доставки, на которые мы еще вчера не обращали внимания, оказались весьма востребованными. Дистанционное общение, включая проведение совещаний, заседаний советов директоров, собраний и просто переговоров с нужными людьми, становится все более привлекательным и удобным. Думаю, что московской мэрии следовало в первую очередь работать именно в этом направлении для снижения транспортной нагрузки в городе, а не увлекаться лишь ограничениями и повышениями цен на парковки.

Имеем мы и расцвет социального дистанцирования, которое уже стало модным, а затем останется популярным, постепенно превратившись в привычную норму общения людей.

Поэтому необходимо признать, что благодаря COVID-19 мир сегодня находится на пороге (или уже даже в процессе) грандиозной взрывной технологической и общественной трансформации.

Что мы можем

Следует помнить, что каждое мгновение жизни – это возможность. Необходимо перестать надеяться на скорое прекращение пандемии, на помощь и поддержку государства и регуляторов, прекратить на них жаловаться и в то же время с благодарностью и умом пользоваться получаемой от них поддержкой. Главное во всех сегодняшних проблемах – искать исключительно наши собственные просчеты.

Самое время начать пересматривать все уже ранее принятые стратегии, дорожные карты и прочие долгосрочные документы. К этому лучше приступать уже прямо сейчас, так как в сегодняшнем мире побеждают не столько богатые, сколько быстрые.

Мы должны понять и принять безальтернативность глобализации и коллективной ответственности, несмотря на их шокирующую сегодня уязвимость.

Самое время инициировать или подключиться к глобальному диалогу о том, как технологии изменяют окружающие нас системы и влияют на жизнь каждого человека, как человеческие ценности можно встроить в новые технологии и, наконец, как обеспечить гарантию, чтобы технологические перемены происходили в интересах и под контролем человека, а их результаты распределялись справедливо.

Самое время инициировать или подключиться к глобальному диалогу о том, как технологии изменяют окружающие нас системы и влияют на жизнь каждого человека

Убежден, что все жизнеспособные решения этих сложных проблем могут быть достигнуты только при совместном участии руководителей бизнеса, государства, гражданского общества, научных кругов, а также с привлечением молодого поколения, практически не участвующего сегодня в формировании повестки будущего. Наша задача помочь молодежи сформировать образ мысли, ориентированный на будущее. Они и есть наше будущее. И, кстати, очень неплохое.

Почти 90% недавно опрошенных студентов на первое место в своих приоритетах поставили прогресс, свободу, будущее и справедливость. То есть четыре миллиона наших молодых граждан хотят жить в свободном и справедливом мире.

Наше невнимание к молодежи деформирует ее развитие. Например, уже сегодня как устойчивая позиция появился отказ молодых от чтения книг, без которых сложно говорить об образовании, а, следовательно, об успехе в жизни.

Риски

Следует признать, что с большой долей вероятности в нашей стране произойдет усиление этатизма, то есть идеологии, абсолютизирующей роль государства в обществе и предполагающей широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества. Уже сегодня создается устойчивое впечатление, что именно государству (и только ему) абсолютно понятно, что происходит в этом мире, и исключительно ясно, что и кому надо делать. Посмотрите на сегодняшние планы и стратегии государства и его ведомств, в которых практически отсутствует участие представителей бизнеса и общественных организаций. Считаю, что, если мы не будем ничего делать в этом направлении, ситуация только ухудшится.

Также беспокоит то, что до сегодняшнего дня ни одно государство и ни одна технологическая компания не предложили публично обсудить вопросы внедрения цифровых технологий, затрагивающие частную жизнь человека. Например, биометрия от ЦБ РФ. Государство и рынок пытаются оцифровать человека, вторгаясь в его личную жизнь, не объяснив ему сути вопроса, не добившись его понимания происходящего, а также возможных для него долгосрочных последствий и рисков. Это плохо для нашего общества. Уверен, что мы прежде всего должны быть людьми, и лишь только потом участниками рынка, клиентами, сотрудниками, гражданами и так далее.

К сожалению, пока все, что происходит с нами на цифровом рынке, делается при молчаливом согласии нашего очень задумчивого общества. Поэтому вопрос о том, насколько мы как общество и потребители готовы и хотим жить в этом прекрасном кибернетическом обществе оцифрованных людей, как никогда становится актуален.

Вопрос о том, насколько мы как общество и потребители готовы и хотим жить в этом прекрасном кибернетическом обществе оцифрованных людей, как никогда становится актуален

Получается, что только мы сами можем поднять тему прав человека в ожидающем нас цифровом мире. Несмотря на кажущуюся безальтернативность предлагаемых технологий, очень важно учесть желание человека оставаться свободным. Иначе это может привести, в том числе и к отказу потребителей пользоваться нашими финансовыми услугами.

К рискам можно отнести и дальнейшее увеличение могущества финансов или повышение уровня финансиализации мира, что давно стало общемировым трендом. Уже к сентябрю 2008 года номинальная стоимость финансовых продуктов достигла 640 триллионов долларов США, что в 14 раз больше ВВП всех стран на Земле.

Эксперты Римского клуба рассматривают многие финансовые инструменты (например, деривативы и неконтролируемое создание частных кредитов) как системные недостатки нашего рынка, которые регулярно приводят к денежно-кредитным кризисам, кризисам суверенного долга, системным сбоям (как пример к кризису 2008 года с его разрушительными последствиями).

Однако самое печальное лично для меня, что нашему финансовому рынку ставят в укор пренебрежение его воздействием на людей и на планету. Наш рынок упрекают в генерации высокой финансовой прибыли при низкой экологической и социальной отдаче.

Отчасти это происходит от того, что наш рынок умеет зарабатывать не только при росте биржевых котировок, но и при их падении. Только за март месяц оборот Московской биржи достиг 100 триллионов рублей.

В то же время сегодня в России и во всем мире складывается сложная эпидемиологическая и экономическая ситуация. Каждый день мы узнаем о тысячах наших сограждан, заболевших коронавирусом. В России из-за экономических последствий COVID-19 под угрозой закрытия оказались три миллиона предприятий, а риску потерять работу подвержены около девяти миллионов человек.

Уверен, что гражданская зрелость и социальная ответственность участников отечественного финансового рынка не оставит нас равнодушными, и мы примем участие в оказании помощи нуждающимся. Очень надеюсь, что нашим врачам, как это было в Италии, из-за нехватки медицинского оборудования не придется принимать страшные решения: кого спасать, а кого оставить умирать.

В связи с этим я как акционер Публичного акционерного общества “Московская Биржа ММВБ-РТС” обращаюсь ко всем акционерам этого флагмана отечественной финансовой индустрии с предложением выделить до 10% от причитающихся нам дивидендов за 2019 год на оказание помощи врачам, больницам, заболевшим людям и социально незащищенным слоям населения.

Надеюсь, что к этой инициативе присоединятся акционеры и других значимых российских компаний, например, входящих в листинг первого и второго уровня Московской биржи.

Недавно сопредседатель Римского клуба Андерс Вийкман объявил, что 2020 год станет годом фактической смерти старой системы, и что мир должен принять новый путь, ведущий к общей справедливости. Если этого не сделать, Вийкман предрекает возможную смерть всей цивилизации.

Лично я не верю, что так просто поменять систему и так легко покончить с цивилизацией. Но убежден, что мы должны и будем меняться к лучшему. Это касается и каждого из нас, коллеги. Мы сами должны определить место и формат нашей профессии финансиста в будущем обществе. Никто другой за нас думать не будет, и никто не запомнит нас только за наши мысли. Возможно, многое из того, что я хочу, во что верю и на что надеюсь, наступит позже, чем я смогу это увидеть.

Однако я уверен, что нам удастся построить отечественный финансовый рынок, отвечающий требованиям справедливости, социальной гармонии экономики и природы и обязательно мирной жизни.

Это наш долг и наша ответственность.

Предыдущая статья

Эндаументы в России: цели, задачи и проблемы

Следующая статья

Девальвации рубля или резкого повышения процентных ставок не потребуется

Exit mobile version