Девальвации рубля или резкого повышения процентных ставок не потребуется

Эксперты ТКБ Инвестмент Партнерс обсудили положение на рынках акций и долговых инструментов в условиях распространения коронавируса и сценарии развития ситуации в будущем.

С точки зрения ретроспективы в настоящее время цены на нефть упали до уровня кризиса 1998 года. При этом цены на нефть в реальных долларах сейчас примерно в два раза ниже, чем цены на нефть при Горбачеве, обратил внимание Управляющий директор по инвестициям ТКБ Инвестмент Партнерс Владимир Цупров.

«Я взял за отметку цену в 20 долларов США за баррель. Мы видим, что фьючерс Brent торгуется по 28-29 долларов. Но на самом деле стоимость Brent сейчас ниже 20 долларов и мы продаем нефть по 15-18 долларов. То есть между ценой, которую многие видят на экранах, и той ценой, по которой мы продаем, есть большая разница», – отметил эксперт.

Такие цены на нефть являются очень низкими, и в настоящее время в экспертных кругах все обсуждения строятся вокруг перспектив их дальнейшего движения. Только понимание спроса и предложения может каким-то образом пролить свет на то, что в краткосрочном плане может случиться с ценами на нефть, считает Владимир Цупров.

Более того, спрос на нефть мало зависит от ее цены. Эксперт ТКБ Инвестмент Партнерс обращает внимание на то, что обычно нижний уровень цен на нефть коррелировал с достижением максимального уровня запасов. По крайней мере, так было в предыдущий нефтяной кризис 2015-2016 годов. Но сейчас рынок нефти сыграл на опережение.

Спрос на нефть мало зависит от ее цены

«Мы пока что даже не знаем, когда будет пик по запасам, а нефть уже находится на своих минимальных исторических значениях. Рынок очень быстро все закладывает в цену. Поэтому для того, чтобы делать какие-то прогнозы, нужно быть очень быстрым и работать не по фактам, а по ожиданиям», – объясняет он.

Важно понимать, что сделка ОПЕК+, которая была заключена на днях, позволяет рассчитывать на то, что хранилища не заполнятся стремительно быстро в течение месяца или двух. Прогноз о том, что хранилища заполнятся к августу-сентябрю этого года сейчас наиболее вероятен, так что погоня за свободным хранилищем вряд ли выльется в страшную ценовую войну, отметил Цупров.

Падение цен на нефть должно рано или поздно сбалансировать рынок. В первую очередь это выразится в том, что с рынка уйдут те производители нефти, себестоимость добычи для которых находится на наиболее высоком уровне – например, производители сланцевой нефти из США.

Владимир Цупров подчеркивает тот факт, что около 25% долгового рынка США связано с энергетическим сектором. При этом значительная доля этого долга приходится на заемщиков, кредитный рейтинг которых в ближайшее время может снизиться. В этой связи ожидается, что правительство США предпримет меры с целью спасения положения таких компаний, что приведет к значительному притоку денежных средств в сектор.

Возвращаясь к России, эксперт отметил, что накопленные золотовалютные резервы позволяют обеспечить инвесторам необходимые гарантии того, что ситуация останется стабильной. «Впервые Россия встречает кризис без массированного оттока капитала, без оттока капитала с финансовых рынков», – добавил он. Также справиться с шоками в российской экономике помог ее низкий уровень государственного и корпоративного долга. Девальвации рубля или резкого повышения процентных ставок не потребуется.

Справиться с шоками в российской экономике помог ее низкий уровень государственного и корпоративного долга

Владимир Цупров отметил сложность прогнозирования развития ситуации в краткосрочной перспективе и в этой связи порекомендовал инвесторам руководствоваться собственным взглядом на рынок и собственной интуицией. В среднесрочной и долгосрочной перспективах ожидается всплеск инфляции доллара, вызванный стимулирующими мерами. На российском рынке эксперт рекомендует делать ставку на сырьевой сектор и производителей золота.

Своим мнением о влиянии пандемии на глобальную экономику поделился и Игорь Козак, Руководитель направления по управлению активами с фиксированной доходностью ТКБ Инвестмент Партнерс. Среди основных экономических эффектов эксперт отметил шоковое падение потребительского спроса и предложения, а также рекордное падение финансовых рынков и их волатильность.

По мнению Козака, в сложившихся условиях преимущества получат сектора беспроводных коммуникаций и онлайн-продаж (в первую очередь продуктовый ритейл), а также складские мощности, транспорт, производители лекарств и похоронные бюро. При выборе активов, особенно с фиксированной доходностью, стоит учитывать страновые риски – они ниже у тех стран, валюта которых является резервной.

Рассказывая о ситуации на долговых рынка, эксперт отметил существенный отток денежных средств с развивающихся рынков и проблемы отсутствия ликвидности. Регуляторы пытаются стабилизировать ситуацию посредством смягчения денежно-кредитной политики.

Эксперт отметил существенный отток денежных средств с развивающихся рынков и проблемы отсутствия ликвидности

Также Козак отметил, что Россия имеет повышенную устойчивость к шокам и является исключением из тенденции по отрицательным реальным процентным ставкам. Такое положение вещей дает России преимущество в плане привлечения инвесторов, в том числе в инструменты с фиксированной доходностью.

В базовом сценарии развития ситуации, прогнозируемом экспертом, заложена инфляция в размере 4-4,5%, курс доллара США – 70-75 рублей и нефть на уровне 40-45 долларов за баррель. Кроме того, Козак ожидает увидеть cнижение доходности ОФЗ до 3 лет на 20-10 б.п. и рост доходности ОФЗ свыше 3 лет на 15-20 б.п.

 


Автор: Яна Кудрявцева. Материал подготовлен Financial One

Предыдущая статья

Последствия COVID-19 для российского финансового рынка. Опасности и возможности

Следующая статья

Сильные деньги. Почему доллар стал резервной валютой, а рубль — нет

Exit mobile version