Котики, Бэнкси и Джеймс Леброн: как загадочные NFT помогают заработать на чем угодно

За один только март продажи цифрового имущества — картин, коллекционных карточек, видеороликов — в виде NFT принесли более 200 млн долларов США. Как выстрелила криптотехнология, работающая с 2017 года, и почему люди платят миллионы за воздух — читайте в нашем новом материале.

«Дебилы» и Бэнкси

В начале марта в Бруклине состоялась художественная акция: неизвестные сожгли трафарет Бэнкси, который называется Morons (White). Мероприятие транслировалось в Twitter через аккаунт Burnt Banksy.

Вскоре сотрудники блокчейн-компании Injective Protocol — именно она приобрела трафарет за 95 тыс. долларов США — превратили «Дебилов» в NFT и выставили его на продажу.

7 марта этот NFT за 228,7 эфира (криптовалюта Ethereum) купил пользователь GALAXY. По курсу на 27 апреля, это чуть менее 600 тыс. долларов.

Стоит отметить, что на сожженном трафарете Бэнкси изображен аукцион. Его участники страстно желают заполучить картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit — «Не могу поверить, что вы, дебилы, действительно покупаете это дерьмо».

Не могу поверить, что вы, дебилы, действительно покупаете это дерьмо

Полноправная цифра

Так что же такое NFT? И почему в последнее время об NFT так много новостей?

NFT — это non-fungible token. А если по-русски, то невзаимозаменяемый или уникальный токен. NFT появились в 2017 году на блокчейн-платформе Ethereum.

NFT — это такая же запись в блокчейне, как, допустим, биткоин или эфир. Как и любую криптовалюту уникальные токены можно покупать или продавать, а также хранить в своем криптокошельке.

Но есть одна особенность. В отличие от криптовалюты или реальных денег NFT не делятся на части (рубль или биткоин можно поделить на «куски» по 0,1 рубля или 0,1 биткоина). Один NFT также нельзя заменить на аналогичный токен (один рубль или один биткоин легко заменить на аналогичный рубль или биткоин).


NFT содержит в себе:

  •  Цифровой объект. Например, трафарет Бэнкси или вообще что угодно — файлы с музыкой, видео, фото, текстом
  • Данные об авторе произведения
  • Информацию о владельце токена, то есть номер его кошелька в системе Ethereum
  • Набор определенных прав. Обычно, они не отличаются от возможностей, которые получает покупатель реальной картины: ее можно повесить дома, отдать на выставку в музей, перепродать и так далее. То же и с NFT: ими можно наслаждаться наедине с собой, выставить на всеобщее обозрение в сети или попробовать продать попозже и подороже.

То есть NFT — это цифровое имущество и права на него. В целом, NFT обладают всеми важными свойствами уникального предмета в физическом мире. С одной важной оговоркой. NFT виртуальны.

Эфирная живность  

Технология NFT не создавалась специально под нужды коллекционеров. Однако практика показывает, что уникальные токены подходят именно для них. Все началось в 2017 году с панков и котиков.

Все началось в 2017 году с панков и котиков

Первый NFT-проект — CryptoPunks. Это набор из 10 тыс. цифровых коллекционных карточек с различными персонажами. Одного из них под номером 3100 в марте 2021 года продали за 7,6 млн долларов. Общий объем сделок с цифровым имуществом за время существования проекта CryptoPunks достиг 260 млн долларов.

Проект CryptoPunks

Второй известный проект — игра «Криптокотики», CryptoKitties. В ней пользователи создают, разводят и торгуют виртуальными котятами. Одного такого котика нельзя разделить, ему присваивается уникальный номер, он обладает 12 атрибутами, передающимися потомкам (цвет шерсти, форма глаз, мурлыканье и проч.).

Проект CryptoKitties

В 2018 году виртуального котика по кличке Dragon купили за 600 эфиров или за 170 тыс. долларов. Сегодня 600 эфиров стоят около 1,5 млн долларов США.

Алхимия на блокчейне

Создать NFT может любой желающий, лишь бы у него был кошелек в системе Ethereum. Он необходим для хранения цифрового имущества и торговых операций.

Для работы с уникальными невзаимозаменяемыми токенами можно воспользоваться несколькими крупными площадками, например, OpenSea, Rarible или Mintable. Все они одновременно выполняют функции мастерских и маркетплейсов. То есть там можно как создавать NFT, так и торговать ими.

Создать NFT может любой желающий

Для создания NFT, очевидно, потребуется какой-то цифровой контент: текст, JPG-файл, видео в формате MP4 и так далее. Цифровой файл загружается на площадку и превращается в уникальный токен. За свои услуги NFT-платформы берут комиссию. Причем схема монетизации у них разная: одни собирают комиссию с авторов (создателей NFT), другие — с покупателей.

В NFT можно превратить все: ваш список покупок, фотографию домашнего питомца, видео с обращением к потомкам. Другой вопрос, кто все это купит. Поэтому, как правило, в NFT превращают объекты, имеющие некую коллекционную ценность и определенную ликвидность.


Самые актуальные и интересные NFT-проекты:

  • NFT-платформа NBA Top Shot, в рамках которой любители баскетбола коллекционируют и обмениваются избранными моментами с матчей (в формате коротких видеороликов). С 2019 по 2021 годы объем продаж NBA Top Shot превысил 230 млн долларов. За NFT-хайлайты с одним из самых популярных игроков NBA Джеймсом Леброном в начале апреля 2021 года просят от 95 до 250 тыс. долларов.

  • Аукционный дом Christie’s продал NFT с коллажем Everydays: The First 5000 Days художника Beeple за 69,3 млн долларов. По сути, речь идет о JPG-файле со склеенными вместе 5 тыс. картинами Beeple. Он доступен для просмотра в Instagram художника, но полные права на коллаж имеет только покупатель NFT. За долгую, 255-летнюю, историю дома Christie’s это первый случай продажи NFT. Кроме того, сделка стала самой крупной на рынке NFT

  • Американский боксер и популярный ютуб-блогер Логан Пол устроил анбоксинг редчайшего первого печатного издания коллекционной карточной игры Pokemon. Шоу доступно всем желающим на YouTube. Каждый отдельный фрагмент видео, где демонстрируется одна распакованная редкая карта с покемоном, преобразовали в NFT и выставили на продажу. Коллекционеры потратили более 5 млн долларов на покупку NFT с покемонами
  • 1630 эфира (3,3 млн долларов) выложил пользователь Twitter под ником Estavi за первый твит главы компании Джека Дорси в формате NFT
  • «Владеть кусочком истории — вот самая большая привилегия. Впервые за 170-летнюю историю The New York Times публикация будет распространятся как уникальный токен. Если эта технология действительно настолько революционная, как говорят ее фанаты, то владение данной публикацией равносильно владению первой телевизионной трансляцией NBC», — написал колумнист NYT Кевин Рус. NFT с электронной версией публикации под названием «Купи эту колонку на блокчейне!» приобрели за 350 эфира или примерно за 900 тыс. долларов по текущему курсу.

  • Создатель мемного кота-печеньки Крис Торрес превратил свою работу в гифку, гифку — в NFT и продал уникальный токен за 300 эфира или примерно за 800 тыс. долларов по текущему курсу.
  • Журнал Time продал одному пользователю три своих обложки, превращенные в NFT, за 241 эфир. По текущему курсу — это более 600 тыс. долларов. Первый лот — культовая обложка 1966 года «Бог умер?». Тогда впервые в истории журнала обложка вышла без фото, лишь с текстом. Второй лот — обложка «Правда умерла?» от апреля 2017 года. Номер с данной обложкой опубликовали спустя два с лишним месяца после инаугурации президента США Дональда Трампа. Наконец, третий лот — созданная специально для аукциона обложка «Фиат умер?».

  • Известный российский художник Покрас Лампас взял одну из своих работ, написанную на холсте, оцифровал ее и спроецировал на крупнейшую гидроэлектростанцию Северного Кавказа — Чиркейскую ГЭС. Фотографию проекции Покрас Лампас превратил в NFT и продал за 29 тыс долларов.
  • Как ожидается, в апреле стартует аукцион по продаже коллекционных карточек в рамках проекта DigitalKhabib, запущенного российским бойцом смешанных единоборств Хабибом Нурмагомедовым. Выпуск карточек приурочен к завершению его спортивной карьеры. Уникальные токены, к которым привязаны карточки, делятся на три вида. Планируется выпуск 290 золотых, 29 платиновых и одной бриллиантовой карты в формате NFT.

Владеть кусочком истории — вот самая большая привилегия

Налоги неизбежны

Поскольку сделки с NFT довольно крупные — их суммы, как мы видим, могут начинаться с нескольких тысяч долларов и заканчиваться миллионами и даже десятками миллионов — участники операций неизбежно столкнутся с проблемой налогообложения.

Как пишет Forbes, в США операция с криптовалютой, а значит и с NFT, считается налогооблагаемым событием. И тут работают два варианта — для покупателя и продавца. Так, прирост капитала в США облагается налогом по ставке 0%, 15% или 20% в зависимости от места жительства налогоплательщика. Кроме того, как сообщает CNBC, некоторые NFT считаются предметами коллекционирования. Операции с ними облагаются уже упомянутым налогом на прирост капитала, но по повышенной ставке в 28%.

Российское налоговое законодательство пока не готово к работе с NFT. Законопроект о налогообложении криптовалют прошел лишь первое чтение в Госдуме.

В ожидании пузыря

Теоретически, NFT можно использовать как инвестиционный инструмент. Но если мировой рынок предметов искусства и правила игры на нем формировались веками, и инвестиции, например, в картины приносят более-менее предсказуемые результаты, то с NFT-рынком не все так просто.

По данным проекта NonFungible, в 2020 году объем рынка NFT составил 250 млн долларов (+300% к уровню 2019-го). При этом только в марте 2021 года продажа NFT принесла более 200 млн долларов.

Впрочем, волна хайпа начала сходить уже в апреле. Число продаж уникальных токенов, их средняя стоимость, количество активных продавцов — все эти показатели снижаются. Средняя стоимость NFT при этом упала на 67% по сравнению с пиковыми значениями февраля: с 4,3 тыс. до 1,4 тыс. долларов.

Число продаж уникальных токенов, их средняя стоимость, количество активных продавцов — все эти показатели снижаются

Художник Beeple, чья NFT-картина ушла с молотка за 69,3 млн долларов, уверен, что ситуация, сложившаяся на рынке, является пузырем. Создатель криптовалюты Litecoin Чарли Ли, в свою очередь, написал у себя в Twitter о мрачном будущем NFT. Уникальные токены, по его мнению, обесценятся из-за нулевой стоимости их создания.

В общем, как и в случае с криптовалютами, инвестиции в NFT связаны с неизбежными рисками: как минимум с волатильностью и сильной неопределенностью.

Поэтому рассматривать NFT в качестве инвестиционного инструмента не стоит. Тем более, что на рынке есть масса других, более понятных и менее рискованных вариантов. Один из них — открытые паевые инвестиционные фонды. К примеру, в 2020 году ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс — Премиум. Фонд акций» опередил рост российского рынка акций более чем на 10%, прирост стоимости пая за один год на 31.12.2020 составил 21,2%. Потенциальная рублевая доходность этого фонда в 2021 году составляет 21-23%.

 


Данный материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном сообщении, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Премиум. Фонд акций» (Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ФСФР России 28.02.2006 г. за № 0478-75408434; прирост стоимости пая на 31.03.2021: за 3 мес.: 4,26%, за 6 мес.: 19,39%, за 1 г.: 50,45%, за 3 г.: 50%).

Предыдущая статья

Исследование Grayling: 75% компаний назвали ESG главным трендом 2021 года

Следующая статья

История фондовой биржи в Российской империи

Exit mobile version