Новая модель потребления – деньги не решают

За последние пару лет мы научились тратить по-новому. Ценность денег значительно изменилась, теперь главными ресурсами стали время, технологии и внимание.

Новая экономическая реальность повлияла на модель потребления каждого человека на планете. Изменилось многое, все стало разом и сложнее, и проще. Приобретение чего бы то ни было упростилось – все доступно 24/7, будь то горячий кофе, или букет для любимой с доставкой в другую страну, или акции мировых компаний. Мы совершаем покупки онлайн между делами, заполняя холодильник на неделю или формируя корпоративные подарки. Сервисы доставки сделали немыслимый скачок, но основная особенность новой реальности состоит в том, что количество покупок незаметно начало переходить в их качество. Ключевой аспект здесь – одновременность происходящего.

Новая экономическая реальность повлияла на модель потребления каждого человека на планете

Удаленка заставила многих пересмотреть потребности и желания, приведя их к более-менее единому знаменателю. Когда все что угодно можно получить, не выходя из дома, да и работать, совещаться, проводить международные конференции можно из собственной гостиной, возник вопрос – а что еще можно оптимизировать? Экспоненциальный рост экосистем от Сбера и Яндекс Маркета до Aliexpress трансформировал само понятие шопинга. Во-первых, после первоначального ажиотажа на пике открывшихся возможностей нам стало нужно меньшее количество вещей, во-вторых возросла сама осознанность потребления.

Понятие «отправиться на шопинг» отправилось в мусорную корзину. Мы ежедневно потребляем информационные потоки десятков новостных агрегаторов и месенджеров, силясь аккумулировать все данные разом. А это непросто, к такому нас не готовили. За периоды кризисов и локдаунов люди научились ценить факторы времени и психоэмоциональных затрат. В онлайне стало безопасней, привычней, спокойней и разрешается без маски и перчаток – можно сформировать список покупок, пересмотреть его, выбрать нужное и пару раз отфильтровать по стоимости. Скидки, бонусы, баллы и кешбэк стали актуальной альтернативой бесчисленному числу дисконтных и клубных карт в бумажнике. Переосмысление введенного Марксом понятия меновой стоимости привело к пересмотру реальных потребностей – сегодня предмет снова оценивается в первую очередь с точки зрения его реальной цены и утилитарности, а не привнесенной ценности за счет популярности бренда или его ценового позиционирования.

На фоне этих изменений новое рождение получила сфера ресейла – такого бума комиссионных магазинов (онлайн и оффлайн) мир не знал с 70-ых. Ответственное потребление стало трендом, а не признаком экономии и низкого статуса. Теперь это форменный fashion hunting, успехами в котором хвастаться не только не зазорно, но и почетно. Кроме того, на волне осознанного потребления и отказа от избыточного (хотя и ценного) в таких магазинах можно откопать настоящую музейную реликвию или предмет модного культа, не говоря уже об опрометчиво недооцененных несведущим продавцом вещицах, вроде винтажных часов Rolex или сумки Lanvin за сотую часть реальной их стоимости.

Мировой вектор на зеленую экономику и стандарты ESG превратил передовую общественность в приверженцев ресайклинга, способных испепелить кассира одним лишь взглядом за предложение взять пакет – ведь экосумки для покупок на случай импульсивного захода в магазин у дома наличествуют у нас в нескольких экземплярах и брендированы наилучшим образом. И те, разумеется, из переработанных материалов, как и термокружки для кофе. Экономика должна быть экономной – гласит старая новая истина.

Главные вещи в жизни – это вовсе не вещи, новому поколению потребителей очевидность этой идеи не приходится доказывать. Таков новый антиматериализм, далекий от идеи отказа от мирских благ. Изменились сами ценности, поскольку в эпоху экономической турбулентности многие обратились к поискам истины в древних эзотерических знаниях, ища в них опору и прогноз на будущее. Взрослые обращаются к коучам, пробуют медитации и составляют натальные карты, определяющие их предназначение и наибольшие ресурсные аспекты. Так тренды саморазвития сместились от hard к soft skills. Мы все больше учимся ценить собственное время и внимание, качество коммуникации, а не количество символов статуса.

Главные вещи в жизни – это вовсе не вещи

Детям же эти навыки достаются куда проще – они с ними в какой-то степени выросли. «После трех уже поздно» – так называется популярная книга по воспитанию Масару Ибука. И, действительно, базовые навыки взаимодействия с миром вещей и персоналий сегодняшние дети получают крайне рано. Обращению со смартфоном или планшетом малыш научатся за считанные минуты. При этом само взросление у детей происходит значительно позже: сегодняшние 40 лет – это вчерашние 25, как уверяют ученые. Весь мир в какой-то момент превратился в игру, где невосполнимыми ресурсами являются время и внимание (а где внимание – там и энергия, как мы помним). Даже пресловутый СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – притча во языцах и фатальный диагноз от психологов 2000-ых – обнаружил в себе особый потенциал, как важный фактор нешаблонного мышления и креативности личности. Клиповое сознание, то есть способность поглощать большой объем разнопланового контента одновременно, стало новой реальностью и, опять же, ресурсом. Многозадачность – уже не какая-то особенная способность сильных мира сего вроде Юлия Цезаря. Сегодняшние студенты и дети пишут курсовые, слушая подкасты, ведя беседы в чатах, делают уроки под музыку и просмотр мультфильмов – и это нормально, подтверждают психологи. Это лишь иная глубина и возможность общности восприятия контента. Так те самые soft skills и даже навыки командной работы закладываются в играх по сети и чатах, так закладывается последующее наращивание компетенций. Достижения нового поколения – ачивки, уровни прохождения в играх. Нарастающая популярность интернет-обучения (e-learning) тому лишь способствует, ведь можно попробовать многое разом. И, отказавшись от ненужного, сфокусироваться на актуальном и интересном. Это грядущее поколение work hoppers, кто будет ежегодно менять место работы, обрастая новыми знаниями и связями.

Минимализм и экологичность потребления – от недвижимости и одежды до манеры пользования вещами – также характеризуют сегодняшнюю молодежь. Она изначально выросла и воспитана на этих трендах. Less is more – принцип культового архитектора Баухаус Мис Ван Дер Роэ – полномасштабно воплотился спустя сто лет.

Поколение рожденных после 2010 года, которое назвали поколением W за двойственность восприятия собственной личности, как в аспекте физической личности, так и в виде компьютерного персонажа, аватара из грядущей Мета-Вселенной, уже живет отлично от нас. У них изначально вся жизнь происходит онлайн. Сами деньги для них виртуальны по сути своей – нет никаких купюр или монет, нет осознания фиатных денег как таковых. Даже оплата банковской картой осталась в прошлом – существуют лишь приложения в телефоне с мгновенной оплатой. Инвестиции тоже переехали в виртуальный мир – например, при помощи СБП можно перевести денежные средства в оплату паев ОПИФ ТКБ Инвестмент Партнерс. Все просто и тоже мгновенно – без вбивания реквизитов в мобильном банке, необходимо лишь навести камеру на QR код. Так же мгновенен и опыт нового поколения, как способность анализировать одновременно огромный поток информации, вычленяя из него лишь фактически существенное. Деньги для поколения W ассоциируются с некой условной единицей, за которую можно купить персонажа в игре, пополнить количество Гб на счете, получить футболку с мерчем любимого персонажа или в идеале вывести на счет (родители ждут этой опции с не меньшим нетерпением). Клиповое сознание не создает препятствий между виртуальным и реальным мирами и дает шанс на монетизацию любых достижений в интернете – взять хотя бы в пример юных тиктокеров, штурмующих рейтинг Forbes. Этому поколению ничего не стоит разобраться в нюансах работы криптовалют, они и есть их будущие активные пользователи и обладатели многомиллиардных электронных состояний. Новые биржевые аналитики и успешные игроки легко монетизируют варианты ачивок, выведя их на счета. Они уже разбираются в новой реальности в разы лучше сегодняшних экспертов.

Нам уже не нужно многое, достаточно самого лучшего, им – тем более, поскольку в арсенале нового поколения мгновенный опыт, осознанность, внимание, технологии и ресурс, и никаких спонтанных покупок на кассе.

 

 

Автор: Наталья Максимова


Данный материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном сообщении, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале.

Предыдущая статья

Новые санкции и меры ЦБ РФ по успокоению рынка

Следующая статья

1 триллион рублей в поддержку рынка акций

Exit mobile version