После кончины Елизаветы II принц Уильям и его супруга Кейт в одночасье стали миллиардерами. Однако состояние их во многом лишь номинальное, поскольку сформировалось за счет перераспределения активов внутри королевской семьи, точная же информация о капиталах ее представителей традиционно держится в тайне.
После получения новых титулов – принца и принцессы Уэльских – Уильям и Кейт стали обладателями состояния в 1,1 миллиард фунтов стерлингов. Британская королевская семья считается одной из самых богатых на планете, при этом никто точно не знает, из чего конкретно состоят ее активы. Известно лишь то, что новоиспеченным принцу и принцессе перешли во владение 128 тысяч акров земли в 20 графствах Англии и Уэльса вместе с недвижимостью, полями для гольфа и крикета, и даже тюрьмами. Об остальных составляющих капитала можно только догадываться – официальные отчеты можно увидеть лишь тогда, когда деньги монаршим особам выделяются из государственной казны, поскольку исполнение королевских обязанностей – труд оплачиваемый.
Британская королевская семья считается одной из самых богатых на планете, при этом никто точно не знает, из чего конкретно состоят ее активы
Причем, как и до него Чарльз, Уильям и Кейт не могут самостоятельно распоряжаться землями или недвижимостью, они лишь получают прибыль от управления ими. Зато известно, что казна ежегодно выплачивала Елизавете II сумму порядка 60 млн долларов для поддержания и обеспечения выполнения монарших обязанностей – все королевские визиты и церемонии являются платными услугами государству. Также доходным бизнесом для семьи является лицензирование товаров под маркой «поставщик двора королевского величества». Английское же государство в целом, как и представители королевской семьи, заботятся о сохранности, приумножении и целостности семейного капитала.
В числе известных активов британской короны – коллекции предметов искусства, драгоценности и обширная недвижимость, большая часть которой предоставлена в пользование государству. Что касается непосредственно инвестиционных капиталов и фондов, то эта информация традиционно держится в тайне от широкой общественности.
Королева Елизавета II являлась владелицей одной из величайших в мире коллекций искусства и делала все возможное, чтобы делиться с миром этим достоянием. При ее правлении приоритет отдавался инвентаризации, тонкостям хранения предметов коллекции и доступу к ней публики. В королевской коллекции насчитывается порядка 7,5 тысяч картин и 2 тысячи миниатюр, более 500 тысяч гравюр и рисунков, а также предметы мебели, скульптуры, изделия из керамики, часы и оружие, книги и фотографии. Все объекты этой коллекции отображают увлечения и вкусы английской монархии на протяжении более 500 лет. Это при том, что о вкусе каждого из монархов в отдельности известно крайне мало. Во время своего правления королева сделала возможным представить коллекцию широкой общественности, при этом сама коллекция ей не принадлежала – она лишь курировала ее и заботилась о сохранности для будущих поколений, принимала формальные решения о пополнении коллекции и сотрудничеству с музеями, организации выставок. Неизвестно общественности ничего и о личных пристрастиях Елизаветы II – протокол не предполагает подобных откровений. Говорят, что сама королева, услышав нелестный отзыв о том или ином подарке для королевской коллекции, коих большинство среди приобретений, парировала «У меня нет вкуса, так что мне очень нравится».
Королева Елизавета II являлась владелицей одной из величайших в мире коллекций искусства и делала все возможное, чтобы делиться с миром этим достоянием
Управление коллекцией долгие годы сводилось к ее хранению и пополнению, однако при Елизавете II произошли существенные изменения, ей претило держать искусство под замком. После большого пожара в Виндзорском замке в 1992 году был учрежден специальный благотворительный траст, в ведении которого с того момента находится надзор за предметами искусства и их экспонирование. Финансируется он из доходов, полученных от открытия королевских резиденций для публики. Так в летний период во время отсутствия королевы стало возможным посещение Букингемского дворца, что приносит существенный доход. Средства от своей деятельности траст направляет на пополнение коллекции, реставрацию объектов и мест из экспонирования, создание новых галерей. Особую ценность представляет собой возможность увидеть предметы искусства в исторических интерьерах, для которых они изначально предназначались – на сегодняшний день можно посетить пятнадцать королевских резиденций: Виндзорский замок, Букингемский дворец, Холирудский дворец, Тауэр, Хэмптон-Корт, Осборн-Хаус, Королевский павильон в Брайтоне и другие.
Предметы из коллекции регулярно экспонируются и на зарубежных выставках. Сама Елизавета II покровительствовала Королевской академии художеств, регулярно позировала для портретов известным художникам. Сегодняшний король Карл III в бытность принцем Чарльзом – заядлый акварелист, обладающий глубокими познаниями в области искусства. Он, собственно, и занимался множеством организационных вопросов по части королевской коллекции будучи без малого 28 лет (до 2021 года) первым председателем Royal Collection Trust. А муж королевы герцог Эдинбургский питал страсть к живописи и коллекционированию с молодости.
При Елизавете II королевская коллекция приобрела всего порядка 20 картин, остальные предметы искусства являлись подарками глав государств и высокопоставленных особ. Королева обеспечила для коллекции великолепный менеджмент, даже если ее саму куда больше привлекали верховая езда, лето в замке Балморал, неспешные прогулки с любимыми корги и пикники. Еще она интересовалась коллекционированием марок, поскольку ее дедушка, король Георг V был знатным филателистом. Ей нравилось изображение ее профиля на почтовых марках. Она охотно позировала художникам и ее профиль на монетах, которые уже постепенно выводят из обращения, представляется новым произведением классического искусства и объектом коллекционирования. Эти свои портреты королева считала лучшими, несмотря на множество других в картинных галереях…
Пока крайне сложно предсказать, какой будет новая эпоха после ухода Королевы, смогут ли преемники обеспечить продолжение традиции популяризации искусства и как станут распоряжаться активами династии, приоритетно инвестировавшей в вечные ценности.
Автор: Наталья Максимова