Ушедший 2022 год был ознаменован фундаментальными изменениями в деловом ландшафте практически всех отраслей отечественной экономики. Как обычно бывает в бизнесе, возникшие сложности для кого-то становятся нерешаемыми, а другие используют эти угрозы как фундамент для новых возможностей, рынков и ниш – в этом суть предпринимательской деятельности.
Индустрия гостеприимства и гостиничный бизнес также, разумеется, не остались в стороне от этих изменений. Несмотря на значительную волатильность отрасли, тогда еще не совсем оправившейся от последствий пандемии, в начале 2022 года были заявлены несколько новых и продолжали строиться уже анонсированные гостиничные объекты во всех рыночных сегментах и форматах – от роскошных брендированных резиденций и курортных комплексов до городских апартаментов и гостиниц среднеценового сегмента.
Мы обращали внимание потенциальных инвесторов на постпандемийный рост туристического потока, который является главным источником дохода отрасли, обеспечивая стабильный финансовый результат, плановую рентабельность продаж и, соответственно, вложенного в гостиничные объекты капитала.
На рубеже нового 2023 года важно определить, какие тренды и факторы в индустрии гостеприимства сохранят свою актуальность
На рубеже нового 2023 года важно определить, какие тренды и факторы в индустрии гостеприимства сохранят свою актуальность, и существуют ли в новых условиях инструменты, позволяющие ей не только сохранить, но и нарастить финансовые показатели и интерес инвесторов.
Прежде всего следует отметить, что за прошедший год, несмотря на глобальные изменения самого различного характера, эта сфера показала себя способной к адаптации, в целом справившись и с уходом западных брендов, управляющих компаний и агрегаторов, и со сменой поставщиков, и с почти полной переориентацией турпотока на российских гостей.
Ключевые показатели хоть и не достигли пиковых значений 2019 года, однако даже в сложившихся условиях продолжали расти, несмотря на стремительную трансформацию спроса и обеспечения внутренних рабочих процессов. Традиционные гости отелей класса люкс – состоятельные путешественники из Европы и США – заместились таковыми из сопредельных стран Азии, крупных городов и российских регионов, прежде всего нефтедобывающих. Такая ситуация, несомненно, продолжится и в 2023 году.
Формат сити-брейков – коротких поездок по актуальным направлениям на уикенд или пару дней не потерял, а даже нарастил свою популярность в условиях сложностей с долгосрочным планированием, как и формат staycation, позволяющий увидеть свой город глазами гостя, побывать в самых красивых и интересных местах и почувствовать локальное гостеприимство без логистических сложностей. Следует отметить, что такие форматы будут наращивать свою популярность для гостей и вес в структуре дохода и в новом году.
Спрос на все локальное, и без того актуальный последние несколько лет, будет только увеличиваться: существующие и новые туристические направления, в том числе при поддержке федеральных и региональных властей, будут формировать новые точки роста для турпотока, капиталов, компетенций, смежных индустрий, формируя новый ландшафт экономики. Фокус выбора туриста будет еще больше смещаться внутрь страны, и бизнес будет на это реагировать созданием новых условий и сервисов на местах.
Можно признать, что за период с 2014 года, когда впервые заговорили об импортозамещении, именно индустрия гостеприимства показала себя одной из лидеров в этом непростом направлении, и на сегодняшний день никого уже не удивишь качественными российскими винами, деликатесами, специалитетами для отелей и ресторанов.
Многие российские гостиничные сети и операторы (к примеру, Azimut Hotel Group, Cosmos Group, Alean Collection, Heliopark и др.) с тех пор нарастили свои портфели объектов и продолжат это делать в 2023 году, что говорит о дальнейшем повышении управленческих компетенций в их командах. Российские специалисты, получившие бесценный опыт в западных брендах и управляющих компаниях, становятся у руля самых известных отелей и сетей в Москве, Петербурге, Сочи и других городах.
Профессиональный подход к проектированию гостиничных объектов, грамотные и прагматичные архитектурные и дизайнерские решения от локальных производителей станут еще более важными для успешной работы, ведь от них зависит как объем инвестиционных затрат, так и удовлетворенность гостя, который в пространстве одного отеля может получить совершенно разные возможности как для работы, так и для отдыха.
В условиях флуктуаций спроса важно, чтобы центры дохода внутри отеля (номерной фонд, объекты питания, СПА, зоны переговоров, апартаменты и т.д.) позволяли удерживать средневзвешенную рентабельность всего объекта, причем не только за счет иногородних гостей, но и своих же горожан. Отели теперь – не просто номера для ночевки, а центры организации самых разных видов и работы, и досуга. Отели сегодня адаптируются, открываются своим локациям с новой стороны, и этот тренд следует тоже считать долгосрочным.
Как известно, гостеприимство – это индустрия о взаимодействии людей: гостей, команд, владельцев, инвесторов. В новой реальности именно качество взаимодействия между всеми участниками будет определять успех бизнеса как в операционном, так и в инвестиционном разрезе. Создание и управление устойчивыми сообществами, лишь недавно ставшее важным фактором развития в предпринимательстве, будет стремительно усиливать свою роль в индустрии: ведь лучший гость в отеле – это постоянный гость, и чем более понятным, прозрачным и просчитываемым будет гостиничный бизнес, тем больше средств новых инвесторов он привлечет для своего дальнейшего развития.
В новой реальности именно качество взаимодействия между всеми участниками будет определять успех бизнеса как в операционном, так и в инвестиционном разрезе
В новом году мы ожидаем усиление роли бюджетного финансирования, софинансирования и различных форм государственно-частного партнерства при реализации гостиничных проектов, особенно в новых локациях (Алтай, Карелия, Бурятия и т.д.), что, на наш взгляд, является благоприятным фактором, поскольку государство расценивает подобного рода проекты как стратегические точки инфраструктурного роста в регионах и будет готово хеджировать потенциальные риски для входящих в проект частных инвесторов.
В целом, по мнению экспертного сообщества, текущая ситуация является не краткосрочным явлением, а полноценным вектором развития. Изменения произошедшие, происходящие и те, которые мы увидим в ближайшие годы, будут выражаться не только в колебаниях различных показателей гостиничного рынка, но и в его структурных изменениях. В случае открытия границ и налаживания авиасообщения некоторая часть турпотока перейдет за границу, однако привычка и возможность путешествовать внутри страны останется, что продолжит влиять на дальнейшее развитие индустрии. В ближайшие годы инвестиционный потенциал объектов гостеприимства в России будет повышаться.
И напоследок отметим также, что в новом году будут и дальше развиваться инвестиционные инструменты в сфере гостиничного бизнеса, такие как ЗПИФы, позволяющие инвесторам участвовать в успешных проектах на условиях долевого софинансирования.
Статья отражает мнение автора и может не совпадать с мнением ТКБ Инвестмент Партнерс (АО). Данный материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном сообщении, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю.