Новые берега

О развитии внутреннего туризма, небанальных путешествиях, направлениях и перспективах – эксперт в области яхтинга и яхтенного туризма, Егор Петрищев.

Покататься на кораблике по Неве, выйти на парусной яхте в акваторию Финского залива, отправиться на рыбалку в Карелию – очевидный набор водных маршрутов для петербуржца или гостя города. Но существуют ведь и не столь известные возможности провести время на воде?

Россия в целом богата на направления для путешествий на яхте. Есть и Байкал, и Черное море, но если сосредоточиться на Северо-Западном регионе, то здесь есть локации, не уступающие по красоте самым дальним и экзотическим направлениям. Можно провести целый уик-энд на Ладожском озере, остановиться близ острова Коневец для посещения его монастырей, а в продолжение отправиться на Валаам… После осмотра Ладожских шхер близ Сортавала переместиться на старинном паровозе в живописные карьеры Рускеалы, далее по реке Свирь в Мандроги… Вокруг на протяжении любого из маршрутов – будь он коротким или многодневным – фантастическая природа, сосновые леса и необитаемые острова, на которых можно высадиться для приготовления барбекю или рыбалки. Есть также и Онежское озеро, Кижи, Беломоро-балтийский канал, Соловецкий архипелаг… И все эти направления никак не назовешь новыми, это наше известное природное и культурное достояние, интерес к которому сегодня кратно растет. Это места силы, которые обязательно нужно изучать и погружаться в их невероятную атмосферу.

Насколько сейчас популярны эти направления?

Становятся все популярней с каждым годом, в том числе и на очевидном контрасте с известными европейскими курортами, востребованными у поклонников «яхтенного» образа жизни. Северо-Западный регион в этом плане предоставляет массу уникальных возможностей для путешествий, хотя и в целом по России есть куда отправиться и что посмотреть, где напитаться впечатлениями от которых захватывает дух. Это Волго-Балтийский канал, Золотое кольцо, Ярославль, Кострома и Нижний Новгород… Все эти маршруты можно пройти на яхте, взяв с собой семью и друзей. Длительность путешествия ограничена лишь наличием свободного времени и внутренних сил для постоянной смены мест.

Путешествие на яхте длительностью три-четыре дня выглядит наиболее полным и по впечатлениям, и по ресурсам гостей

По опыту – какой по длительности и наполнению маршрут является оптимальным?

Путешествие на яхте длительностью три-четыре дня выглядит наиболее полным и по впечатлениям, и по ресурсам гостей. Часто такой маршрут заказывают семьи с детьми. Природа, посещение объектов культурного наследия, вылазки на острова, пикники, ресторанного уровня ужины на самой яхте – набор опций определяет заказчик, часто он также корректируется уже по самому маршруту. Насыщенность по эмоциям такова, что эта поездка сравнится с полноценным отпуском, полной перезагрузкой.

Как развивается эта сфера туризма?

2022 год показал экспоненциальный рост. Повлияло и закрытие границ, и возрастающий интерес к путешествиям внутри страны – часто бывает, что ориентируясь на дальние горизонты не замечаешь близлежащих чудес. Раньше запрос был в основном на 3-5 дневные поездки, теперь же все популярней становятся путешествия в 10-15 дней (за это время можно посетить Соловки или Нижний Новгород). В целом же мы можем составить маршрут любой продолжительности, да и запрос на новые локации возрастает.

Какова система организации такого путешествия?

Разработка маршрута яхтенного чартера проводится исключительно под интересы заказчика, мы вместе разрабатываем сценарий – маршрут, точки остановок, посещение монастырей и музеев с гидами, нюансы меню и весь необходимый сервис. Потому клиенты, единожды ощутив с нами вкус водных путешествий, остаются навсегда и заранее бронируют следующие совместные приключения. У нас нет внушительного парка яхт, но есть высококачественный сервис на всех этапах – лучшие экипажи, стюарды и топовые повара. Существует и элемент экспромта – можно отклониться от маршрута, посетив иную локацию или спонтанно организовать барбекю на приглянувшемся берегу (для гостя это будет сродни взявшейся ниоткуда накрытой скатерти-самобранке).

Насколько комфортны такие путешествия, отлажена логистика, проложены маршруты, сформированы программы?

Комфорт путешествия на яхте сопоставим по уровню с пребыванием в отеле высшего класса. Логистику мы отлаживаем сами и гарантируем ее качество собственным опытом, маршруты проложены, но мы всегда готовы составить несколько новых на выбор. Наибольший спрос на Валаам, Ладожские шхеры, Приозерск. Мы предоставляем 28-метровую яхту на четыре каюты с экипажем и полным сервисом. Сейчас планируем реализовывать путешествия на более крупной яхте уже для большего числа гостей – порядка 12 человек, но есть проблемы с наличием соответствующего флота… Расписание по маршруту согласовывается с клиентом, прописывается тайминг, нами также организуются трансферы и гиды. Есть также дополнительная небольшая лодка для кратких вылазок на берег, если хочется взять паузу и прогуляться по суше или порыбачить. Гибкость – важное отличительное качество наших путешествий. Конфиденциальность также является особенностью и абсолютным правилом для всех, находящихся на лодке. Как правило, следующий такой выход на яхте уже во многом планирует сам клиент, точно понимая возможности и наполнившись азартом. Мы можем стартовать из Санкт-Петербурга, а можем начать маршрут и из любой другой предпочтительной для клиента точки.

То есть путешествия на яхте предоставляют исключительную свободу?

С точки зрения возможностей яхтенного чартера свобода ограничивается лишь развитостью соответствующей инфраструктуры. И даже в городе на воде Санкт-Петербурге с этим масса сложностей. Помимо очевидно короткого сезона ситуация усугубляется сокращениям числа яхт-клубов (сегодня их осталось всего три) – крайне мало стоянок для лодок, эйлингов для зимнего хранения почти не осталось, потому часть собственников на зимний период перегоняют яхты в Москву и Сочи. Надо сказать, что до Сочи на лодке идти примерно месяц, не говоря о стоимости топлива и монополистических ценах сочинской марины. Заправок для яхт в России также практически нет – приходится специально изыскивать контакты мобильных поставщиков топлива по маршруту следования. Новые заправки появляются, но их все равно не хватает. Стоянок также, можно сказать, нет. Так по пути до Нижнего Новгорода – а это 7 дней – стоять фактически негде, только если возле старых бетонных причалов или на якоре. Потому помимо свободы пребывание на воде – это еще и своего рода экстрим.

Улучшается ли сложившаяся ситуация в связи с очевидно возрастающим спросом на внутренний туризм такого класса?

Эта проблема существует на государственном уровне, пути ее разрешения связаны с заключением договоров водопользования на длительные сроки. Сейчас в среднем такие договоры заключаются на три года, что явно недостаточно для инвестирования в создание яхт-клуба с соответствующей инфраструктурой вокруг. Яхт-клубы есть в Сортавале и Приозерске, есть ряд удачных стоянок в бухте Владимирская близ острова Коневец, хотя сам причал приспособлен лишь под большие суда. Спрос же действительно растет еще и в связи с притоком яхт, ранее базировавшихся за границей, но, опять же, мест для летней и зимней стоянки нет. Потому судовладельцы или те, кто управляет их имуществом, вынуждены оплачивать места на существующих стоянках на год вперед, теряя в средствах.

Потенциал для развития бизнеса огромен, была бы лишь поддержка со стороны государства

При такой ситуации на Северо-Западе не проще ли владельцам яхт переориентироваться на клубы в других регионах России?

Это технически сложно и банально дорого. Существует и фактор важности локации. Можно выйти на яхте из порта Сочи в Черное море – половить рыбу и искупаться, других опций там просто нет, зато близко расположены территориальные воды соседних государств. Северо-Запад же богат на внутренние маршруты, где на протяжении нескольких дней каждые 5-6 часов можно останавливаться, сходить на берег, посещать достопримечательности и просто гулять, погружаясь в девственную природу. Возможность остановок крайне важна и для семей с детьми. Потому обладатели лодок стремятся к нам или в московский регион, на Волгу. Вообще на протяжении маршрута от Петербурга до Ростова и Сочи нужны точки для остановок хотя бы с интервалом раз в сутки, если не каждые 6-8 часов – с гостевыми причалами, заправками, парковками и соотвествующей инфраструктурой. Потенциал для развития бизнеса огромен, была бы лишь поддержка со стороны государства.

Что мотивирует вас развивать этот бизнес при существующих очевидных сложностях?

Мотивирует и заставляет развиваться как растущий спрос, видение возможностей этого направления внутреннего туризма, так и личный драйв. В значительной степени мы являемся продавцами эмоций – это увлекает и заряжает. Мы и своего рода первооткрыватели, в новом сезоне будут новые направления: пойдем на остров Гогланд, отправимся в Великий Новгород по пути «из варяг в греки». Самые искушенные клиенты, погрузившись в сказочные пейзажи нашего региона, посмотрев шхеры и острова до которых рукой подать, загораются совершенно детским азартом, проникаются доверием и рекомендуют друзьям, а это бесценно. Значит, плывем дальше.

 

Беседовала Наталья Максимова

Предыдущая статья

Статусы заявок по разблокировке активов в Euroclear

Следующая статья

Информация о возобновлении проведения операций с инвестиционными паями ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Фонд сбалансированный глобальный»

Exit mobile version