Не просто мебель. Культовые арт-объекты всех времен

Что превращает обыкновенный предмет интерьера в культовый арт-объект, символ времени и одновременно вечную классику? Пожалуй, ответ кроется в наблюдательности дизайнера и его любопытстве, в умении не отделять форму от функции и способности к самоиронии. Так утилитарный предмет становится арт-объектом, достойным коллекционирования.

Кресло Wassily. Марсель Брейер

Кресло, на создание которого дизайнера вдохновило изящество велосипеда. Легкая ажурная невесомая конструкция. Стальные трубки — инновация начала ХХ века, и тканевые ремни из прочной вощеной светоотражающий нити, как ее называли «железной пряжи». Изначально кресло именовалось прозаично — B3, поскольку известность получила третья модификация кресла, разработанного Брейером и по одной из версий попавшаяся на глаза в мастерской его другу Василию Кандинскому. Уже в 1926 году стульями Брейера были обставлены не только покои известного художника, но и весь Баухаус, где преподавал сам молодой дизайнер, считавший это свое произведение «наименее уютной, наиболее логичной и механической и самой экстремальной работой».

Столик E1027. Эйлин Грей

Созданный для одноименной виллы в 1927 году, в названии которой зашифрованы имена Эйлин Грей и ее любовника Жана Бадовичи, столик успел стать настоящей легендой дизайна и модернистской классикой ХХ века. Варьируемая высота столешницы, возможность переносить столик за специальную ручку, сам дух индустриализации в конструкции… Многофункциональность и удобство использования были наиболее важными критериями хорошего дизайна для Эйлин Грей, первой женщины в исключительно мужской профессии архитектора того времени. Е1027 — любимая вещь самой Грей и единственный предмет, который она забрала с виллы после расставания с Бадовичи.

Шезлонг LC4. Ле Корбюзье

Несправедливо приписывать знаменитый шезлонг авторству одного лишь Ле Корбюзье — в его создании в 1928 году для французской виллы Church принимали участие Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере. Кушетка, имеющая бесконечное число положений наклона и повторяющая изгибы человеческого тела, была названа буквально «машиной для расслабления». Чистая форма, использование новаторских стальных трубок в сочетании с благородством кожи, затянутой подобно корсету под основанием, обеспечили шезлонгу не только мировое признание, но и почетное место в МоМА в Нью-Йорке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Городском музее Амстердама и многих галереях современного искусства.

Объекты из стекла Алвара и Айно Аалто

Ода всему финскому дизайну, его природным формам и предельной функциональности. Подобно застывшим льдинкам, они напоминают о быстротечности времени, тысяче озер страны Суоми и интегрированности человеческого бытия в вечность. Вазы, стаканы, подсвечники и конфетницы симметричной и асимметричной формы, но с всегда плавным силуэтом стали классикой финской культуры. Баланс, отсутствие декоративных элементов, ощутимый вес материала отражают само понятие о гармонии окружающего пространства и всех его составляющих. Культовая асимметричная серия предметов Savoy (1936 г.), напоминающих по своим очертаниям озера, болота и неровности природного ландшафта Финляндии, пожалуй, наиболее известна в мире. Однако по версии исследователей творчества Алвара Аалто родилась эта форма в результате соединения множества карандашных набросков, вдохновленных национальными нарядами, а именно кожаными штанами эскимоски…

Стеллаж Nuage. Шарлотта Перриан

Разноцветие разновеликих блоков в духе Мондриана и, одновременно, влияние японской культуры с функциональностью сдвижных панелей сделали этот объект дизайна 1950-ых годов культовым. Стройность, строгость, но при этом асимметрия и провокация — излюбленные приемы женщины-дизайнера, вторгшейся в мужской мир профессии и ставшей сподвижницей великого Ле Корбюзье.

Tulip Table, Tulip Chair. Ээро Сааринен

Пластика природных линий завораживала дизайнера не меньше, чем возможности промышленного производства. Десятки чертежей и экспериментов с формой и материалами вылились в создание вечно современного «букета» для столовой и гостиной. Белые тюльпаны с красным чревом родом из середины 50-ых годов XX века — минималистичная эстетика финского модернизма и оммаж работам отца дизайнера, великого Элиэля Сааринена (автор здания Центрального вокзала в Хельсинки, павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже 1898 — 1900 г., ж/д вокзала в Выборге, множества построек в США).

Egg Chair. Арне Якобсен

Это кресло, созданное в 1958 году, до сих пор выглядит космическим, тем и выделяется среди других не менее знаковых работ дизайнера. Бионическая форма обволакивает комфортом, давая ощущение защищенности и цельности. В конструкции использовались новаторские пенополиуретан и стекловолокно. Фешенебельные отели, кабинеты банкиров, кинофильмы пестрят футуристической «новинкой» по сей день.

Кресло Ox. Ханс Вегнер

Любимое кресло дизайнера создано в 1960-ом году. Природные тона обивки — черный, бежевый и коричневый, лаконичность и непревзойденный комфорт стали символами эпохи. Вдохновлено самой природой. Существует и «женская» модификация этого кресла — без «рогов».

Торшер Arco. Акиле и Пьер Кастильоне

Изогнутая стальная дуга в форме арки (отсюда и название) и устойчивое основание из мрамора — этот светильник был призван освещать обеденный стол, находясь на достаточном от него расстоянии, своего рода «домашний фонарь». Невесомый, но основательный, он был разработан дизайнерами в 1962 году и по сей день остается бестселлером. Светильник обеспечивает как прямой, так и рассеянный свет вокруг. Мало кто знает, зачем в основании предусмотрено отверстие, ответ функционально прост — в отверстие можно просунуть любую палку с тем, чтобы отодвинуть светильник весом порядка 70 кг при уборке.

Соковыжималка Juicy Salif. Филипп Старк

Вещь культовая, но все же по всеобщему признанию совершенно бесполезная. Это в чистом виде ирония автора над собой в дизайне и над человеческим стремлением обладать уникальной вещью. «Она не для того, чтобы выжимать лимоны, а для того, чтобы завязать разговор», — признался сам дизайнер, разработавший эту вещицу в 1990 году, нарисовав на салфетке в итальянском ресторане на побережье в ожидании заказа нечто среднее между кальмаром и лимоном. Тем не менее, это, пожалуй, самая знаковая вещь фабрики Alessi и икона дизайна. А та самая салфетка с рисунком, потеками лимона и мазками кетчупа хранится в музее фабрики, ее копию вкладывают в лимитированные заказы серии Juicy Salif. За годы производства появились позолоченные, бронзовые и керамические версии соковыжималки, хотя лимон куда удобней выжимать по старинке вручную.

Светильник Zettel Z5. Инго Маурер

Дизайнер превращал в свет буквально любые предметы — бутылки от газировки и разбитые чашки, вешалки и стеклянные осколки…Инго Маурер, большой шутник, любил утверждать, что после него останутся не предметы, а эмоции. Среди его работ сложно выбрать наилучшую, все они исключительно индивидуальны, как эта люстра, придуманная маэстро в 1999 году. Листы из японской бумаги для нее он призывал расписывать важными заметками и эскизами по вкусу ее обладателя и не стесняться интерпретировать на свой лад.

Светильник Fedora. Дима Логинов

В ряду достойнейших объектов дизайна найдется сразу несколько произведений российского мастера Димы Логинова, работающего для целого ряда фабрик. Светильник Fedora он придумал в 1999-ом, и тот сразу стал классикой. Позолоченная матрешка из алюминия и стекла иронична, узнаваема и при этом функциональна. Изначально у дизайнера была идея сделать ночник, но постепенно концепция распространилась и на подвесные светильники, ныне украшающие отели, рестораны и частные апартаменты по всему миру. Матрешка Логинова интернациональна — в ней и колорит национальной культуры, и традиции классического дизайна, и универсальность, и творческое переосмысление исторического контекста.

 

Автор: Наталья Максимова

Источники изображений: кресло Wassily, столик E1027, шезлонг LC4, объекты из стекла Аалто, стеллаж Nuage, Tulip Chair, Egg Chair, кресло Ox, торшер Arco, соковыжималка Juicy Salif, светильник Zettel Z5, светильник Fedora.

Предыдущая статья

Золотой запас. Ценный металл как стабильный актив для инвестиций

Следующая статья

Лучшего времени изменить жизнь, чем сейчас, не наступит

Exit mobile version