Праздник в бокале

Купе, креманка, флюте или тюльпан: разбираемся, какой из бокалов наилучшим образом поможет раскрыть вкус шампанского, сохранив верную температуру напитка и продлив волшебную игру пузырьков.

Споры о том, из каких именно бокалов стоит пить шампанское, ведутся давно. Новый виток спирали моды вернул нам тренд на креманки, да и сам их дизайн — торжественный и изящный — уже создает ощущение праздника. Их название, очевидно, происходит от названия напитка креман (cremant). Однако сегодня креман не является по сути своей шампанским вином, поскольку уже давно не производится в регионе Шампань.

Согласно правилам этикета, недопитый бокал с шампанским не принято ставить на стол, если только гость не покидает праздник. Равно как не принято и доливать напиток в бокал, пока тот не опустел

Изначально этим термином называли шампанское, выдержанное при неправильном давлении в бутылке — то есть менее положенных 5-6 атмосфер. Напиток получался менее шипучим и более сливочным по вкусу, будто кремовым. Сегодня превосходный креман, как вид благородного игристого вина, сделанного по классической технологии за пределами Шампани, производят в Бургундии, долине Луары и в Эльзасе. Сами же бокалы, за которыми закрепилось название креманки, именовались когда-то купе (le coupe).


Перляж — затейливая игра пузырьков в бокале с шампанским, которые ниточками поднимаются со дна наверх — возникает в тех местах, где крохотные частички пыли прилипли к внутренней стенке бокала. Сами пузырьки — это скопления молекул углекислого газа, которого в напитке за время его выдержки накапливается с избытком, но именно пылинки на стенках сосуда образуют воздушные карманы, вокруг которых и концентрируется углекислый газ. Потому если бокал шампанского помыть и просушить в посудомоечной машине — что сегодня позволительно даже для тонких бокалов ручной работы — перляж будет слабый. И совсем другой танец пузырьков состоится, если бокалы перед подачей протереть насухо полотенцем…

Лайфхак от опытных барменов для увеличения интенсивности перляжа и его длительности — микронасечки по низу внутренней поверхности бокала. От исчезновения пузырьков поможет также специальный  аксессуар в стиле ар-деко — крохотный изящный венчик для шампанского.


В те далекие времена наличие пены в напитке считалось дурным тоном, а вино ценилось более всего за сладкий вкус. В дополнение ко всему сахар исполнял роль консерванта для вина, так в средние века содержание сахара в стандартной бутылке объёмом 0,75 л могло доходить до 200 граммов. По сути своей вино по вкусу тогда больше походило на сироп. Подчеркнуть эти нюансы как раз и призваны были широкие бокалы в виде чаши, практически блюдца — широкая площадь соприкосновения поверхности напитка с воздухом позволяла быстро улетучиться углекислому газу, а визуальная эстетика бокала подчеркивала десертную сладость вкуса вина. Аромат напитка и, тем более, температура его подачи тогда еще не играли особой роли для ценителей вина. Напиток в бокале-креманке весьма быстро согревается — взять хотя бы привычную сегодня подачу мороженого, которое начинает таять на глазах. Зато у креманок или бокалов-купе есть одно неоспоримое достоинство — невероятно эстетичны выстроенные из них пирамиды, а при грамотной архитектуре строения вино поэтапно наполняет бокалы один за другим, будучи наливаемым в самый верхний бокал… Рекорд по числу элементов принадлежит пирамиде в 56 уровней, составленной из 30856 бокалов.

По легенде первую креманку сделали для Марии-Антуанетты по слепку ее груди — королева обожала шампанское, пышные балы и культуру эпохи античности, где были популярны бокалы в форме женской груди. По другой же версии креманка хранит очертания груди мадам де Помпадур… Еще одна из легенд гласит, что отказаться от креманок в пользу бокалов-флюте повелела императрица Екатерина II, которая вовсе не желала пить шампанское из бокала в форме женской груди (тем более, принадлежавшей другой королевской особе), да и предпочитала российская императрица несколько иные символы…

Постепенно в высшем свете развивался вкус к напиткам, менялась мода, да и технологии производства вин совершенствовались: происходила постепенная смена тренда на более сухие игристые вина из Шампани.

Бокалы-флюте сегодня популярны более для подачи коктейлей — «Мимоза» или «Беллини» — нежели для шампанского и игристых вин

Сам высокий бокал вытянутой формы на длинной ножке появился в XIIIV веке в Англии, однако в те времена ножка бокала была длинней, а чаша имела коническую форму (такие бокалы в советское время именовали фужерами). К этому времени ценители вина заметили и то, что креманки не раскрывают органолептику игристого вина, да и расширяющийся верхний край узкого бокала также не шел на пользу напитку. Появились бокалы-флюте в уже привычном нам виде — напоминающие по форме флейту, с зауженным верхним срезом. Такая форма бокалов считалась идеально подходящей для игристых вин и шампанского, поскольку давала возможность оценить игру пузырьков в напитке и аромат, а длинная ножка не позволяла вину согреваться от тепла ладоней.

В конце XX века Георг Ридель — глава дома Ridel и, как известно, «главный друг вина» — открыл человечеству глаза на распознавание вкуса различными зонами языка, а посредством сравнительных дегустаций популяризировал идею связи формы бокала и вкусовых ощущений. Так самый кончик языка более всего ощущает сладкий вкус, задняя его часть — горький, боковая зона перед задней поверхностью с обеих сторон — кислый, а боковые поверхности в целом — соленый вкус. Инженерно спроектировав бокалы различных форм, Ридель наглядно доказал, что вкус одного и того же напитка может драматически различаться, попадая на язык из бокалов различной формы. И порой даже употребление благородного напитка из одноразового пластикового стаканчика будет куда более удачной идеей, чем выбор неправильного бокала. Для игристого и шампанского, действительно, сегодня уже существуют разные бокалы: так бокал для шампанского — шампань-флюте — будет чуть большего объема, порядка 170 мл, и с чуть более округлыми боками, нежели бокал для игристого вина в 150 мл с параллельными гранями.

Георг Ридель с его тончайшими длинноногими бокалами ручной работы по сути создал новую моду на подачу шампанских и игристых вин. Сегодня его утверждения о разности восприятия вкусов различными зонами языка часто подвергаются критике, однако стоит вспомнить, каким вкусным кажется мороженое, если слизывать его кончиком языка или как сводит скулы от неспелых ягод, чтобы все же обратить внимание на важность выбора правильных предметов сервировки.

Тем временем, прогресс и мода не стоят на месте. Сегодняшние виноделы и сомелье полагают, что бокал-флюте — в очередной раз не лучший вариант для подачи шампанского. Хотя пена в таком бокале в меру быстро оседает, а суженная верхняя часть не дает выветриться углекислому газу, продлевая перляж, по части ароматики и вкуса существует целый ряд вопросов. Так считается, что некоторые виды шампанского — наиболее сухие и выдержанные — в бокале-флюте могут отдавать спиртуозностью или же казаться более кислотными. Все дело в объеме бокала.

Шампанское — не единственное игристое, изготавливаемое традиционным методом со вторичным брожением на осадке в бутылках. По этой же технологии производятся франчакорта, кава и креман. При этом сорта винограда для изготовления шампанского строго регламентированы: основные — шардоне, пино нуар, пино менье, дополнительные — пино блан, пино гри, арбан, пти мелье. Остальные сорта запрещены

Правила всегда существовали для того, чтобы их нарушать. Итальянцы, понимающие больше других во вкусе жизни, никогда не придерживались общего для всех «бокального» этикета. Франчакорта — итальянская версия классического шампанского, произведенная в Ломбардии к югу от озера Изео из таких сортов винограда как шардоне, пино нуар и пино бьянко по традиционной технологии. Путешественник-гурмэ легко заметит, что пить франчакорту в Италии предпочитают из классических бокалов в форме тюльпана для белого или даже объемных бокалов для красного вина (кстати, из таких же обычных бокалов для белого в Италии принято пить в том числе и просекко). Объем бокала и контакт вина с воздухом в таком бокале-тюльпане позволяют наилучшим образом раскрыть богатство аромата франчакорты, пузырьки уже не бьют организованно в нос, а внушительное количество налитого напитка удерживает температуру дольше. Итальянский метод универсален для всех видов шампанского, так что даже у любителя значительно повышаются шансы уловить во вкусе напитка тонкую минеральность, сливочные оттенки бриоши и сухофруктов, благородную ореховость или хлебные нотки.

Хрупкую элегантность шампанских вин легко нарушить неправильным выбором бокала. Какой бы формы бокал не был выбран, есть общие для всех правила. Гарантированное фиаско — это выбор толстостенных бокалов. Для полноценной органолептики шампанского (и игристого) предпочтителен тонкий хрусталь и отсутствие сложной огранки края; даже самые красивые бокалы цветного стекла из фамильной коллекции лишат возможности наблюдать быстротечную жизнь напитка в виде озорных пузырьков; тончайшие креманки (купе) максимально быстро сделают напиток теплым.

Для идеального вкуса необходимо перед подачей охлаждать не только напитки, но и бокалы (до 10-12 С), так содержимое бокала будет медленней нагреваться и вкус раскроется полнее

Шампанское — вино нарядное и новогоднее более всех прочих. Старое поверье «как встретишь Новый год, так и проведешь» и загадывание желаний под бой курантов или же сжигание записки с ними — эти традиции можно считать неактуальными, а можно подойти к ним с позиции восточных практик, памятуя о том, что настрой и энергетический посыл финальных секунд года уходящего пробудут с нами все последующие 365 дней. Потому подходить ко всем деталям торжества лучше осознанно и со вкусом, будь то подведение итогов, составление списка целей или выбор бокалов для главного напитка новогодней ночи. С наступающим!

 

Автор: Наталья Максимова

Предыдущая статья

TKBIP – «Компания года в сфере управления ОПИФ» и «Компания года в сфере управления фондами целевых капиталов»

Следующая статья

Итоги 2023 года. Инвестиционная стратегия на 2024 год

Exit mobile version