Мягкая сила тонких материй Брунелло Кучинелли

Для истории современной моды Брунелло Кучинелли – «король кашемира» и основатель «гуманистического предприятия», где превыше всего ценится человек.

«Капитализм с человеческим лицом не просто жизнеспособен. Он может и должен быть суперприбыльным», – заявил и доказал своим примером основатель Brunello Cucinelli.

Итальянский бренд Brunello Cucinelli предлагает эстетичный и визуально интригующий ответ на вопрос о том, может ли социально ориентированный бизнес стать успешным. 2024 год марка встретила в статусе модного мегабренда: оборот компании по итогам 2023 года превысил 1 млрд евро. Демонстрируя высокие финансовые показатели, бренд предложил модной индустрии и новый термин – gentle luxury (деликатная роскошь), ставший альтернативой роскоши тихой.

На какой почве расцвел «нравственный капитализм» основателя империи кашемира? Залитые солнцем долины Умбрии, труды античных философов и врезавшиеся еще в отрочестве в память Брунелло слезы изможденного тяжелым трудом отца. Сегодня у главы компании Brunello Cucinelli немало почетных званий, государственные награды и всевозможные лестные эпитеты в прессе. Президент Италии в 2010 году вручил ему орден «за заслуги в труде», а газета The Wall Street Journal окрестила «королем кашемира». При этом среди наград и регалий маэстро кашемира есть самая дорогая, которая стоит особняком. Это почетный диплом профессора философии и этики университета Перуджи. «Этот знак признания для меня имеет особую ценность, ведь в академическом смысле, на университетской скамье, я никогда не изучал философию, – рассказывает Брунелло Кучинелли, – Более того, я и формального высшего образования не получил».

Почетная степень по философии демонстрирует уважение одного из старейших итальянских университетов к жизненной философии Брунелло Кучинелли

Почетная степень по философии демонстрирует уважение одного из старейших итальянских университетов к жизненной философии Брунелло Кучинелли. Ее принципам он не только следует сам в частной жизни, но и сумел выстроить в соответствии с ее канонами свой бизнес – без помощи МВА и прочих солидных дипломов.

Бренд Brunello Cucinelli, созданный в 1978 году в Соломео и названным именем своего основателя, – история в концепции «пришел-увидел-победил». Компания стартовала с эффектной новаторской идеи, предложив окрашивать кашемир в насыщенные цвета. Революционное по тем временам предложение привнести в мир кашемира колористику получило полное и безоговорочное признание, а бренд-дебютант обозначил свои намерения стать трендсеттером – и амбиции свои осуществил.

Эстетически марка черпает вдохновение в традициях своей исторической родины. Очаровательные ландшафты сельской местности, гармония и безмятежность природы, средневековая архитектура и одухотворенность атмосферы Соломео – это те источники, которые подпитывают талант Брунелло Кучинелли, дизайнеров и мастеров марки.

«Строя бизнес, важно помнить о том, что следует жить, сохраняя достоинство и уважая других, –  объясняет Кучинелли, – Никогда не забуду лицо отца, приходившего по вечерам домой с фабрики, где его постоянно унижали. Мне было 15, и мы тогда перебрались в город из деревни. Отец никогда не жаловался ни на грошовую зарплату, ни на притеснения, но в его глазах нередко стояли слезы, утром он вновь отправлялся на работу. Подростком я еще не знал, чем займусь в жизни, но именно тогда понял, что главным для меня станет защита человеческого достоинства».

Этика, достоинство и мораль – три кита, на которых стоит Brunello Cucinelli. Это тот случай, когда предприятие – зеркало души ее создателя. Во главу угла здесь поставлен принцип антропоцентризма. «Мои сотрудники должны работать в самых комфортных и вдохновляющих условиях», – заявляет Брунелло Кучинелли. И слово свое держит: он платит работникам фабрики в среднем на 20% выше средней зарплаты в отрасли. Из огромных панорамных окон предприятия открываются безмятежные, умиротворяющие виды на холмы Умбрии и фонтаны, бьющие во внутреннем дворике. Обеденный перерыв, который составляет полтора часа, позволяет и перекусить в домашнем ресторане, где за каждым закреплен свой столик, и прогуляться после трапезы по парку, окружающему фабрику.

Эта идиллическая картина создается руками каждого из тех, кто ежедневно переступает порог предприятия. «Мои слова – не просто красивые декларации. Моральный кодекс справедлив для всех. Создавая условия для своих работников, я выказываю им уважение, но это не односторонний процесс. Если кто-то из сотрудников компании позволит себе грубость в отношении коллеги, то больше этот человек у нас работать не будет», –  добавляет Кучинелли.

Следующий шаг – создание в Умбрийской долине у подножия Соломео ландшафтного комплекса из трех парков

Собственный дом Брунелло Кучинелли расположен неподалеку, в деревушке Соломео, где живет чуть более пятисот жителей. И в то время как крупные международные компании и модные дома предпочитают поддерживать громкие культурные инициативы и резонансные благотворительные проекты, Брунелло, напротив, все порывы своего большого сердца дарит родным местам. Он отреставрировал местную церковь и построил театр в палладианском стиле, где исполняют шедевры музыки барокко, ставят спектакли по мотивам писем Моцарта, показывают «Спящую красавицу» в постановке итальянского театра марионеток. Предприниматель также создал Форум искусств, под эгидой которого объединились школа ремесел, неогуманистическая академия, сад философа и фонд Brunello Cucinelli.

Следующий шаг – создание в Умбрийской долине у подножия Соломео ландшафтного комплекса из трех парков, концепцию которых разработал совместно с Кучинелли его друг, архитектор Массимо Де Вико Фаллани. «Сельскохозяйственный парк» –  это фруктовые сады, поля и оливковые рощи; парк «Светский ораторий» посвящен детям, там располагаются спортивные залы и футбольное поле; «Индустриальный парк» приходит на смену обветшавшим промышленным зданиям, которые были снесены, чтобы освободить место для масштабного проекта.

Эстетически марка черпает вдохновение в традициях своей исторической родины

«Хочешь изменить мир к лучшему и мечтаешь о великих делах, начни с малого», –   произвольно цитирует Кучинелли высказывание Блаженного Августина, одного из своих любимых римских философов и богословов. Предприниматель придерживается этого правила, проявляя чуткость к тем, кто рядом. После землетрясения 2016 года в окрестностях Перуджи, Кучинелли одним из первых откликнулся на беду соотечественников, перечислив средства на восстановление церкви Святого Бенедикта в пострадавшем от стихийного бедствия умбрийском городке Норча.

Любовь к природе для Кучинелли родом из деревенского детства. Первые 15 лет жизни он провел в деревушке близ средневекового городка Кастель-Ригоне. «Мы с родителями вели традиционный крестьянский образ жизни, работали на земле, трудились на ферме, –   вспоминает он, – В доме не было электричества, мы были бедны, но мне ни разу не доводилось стать свидетелем ссоры родителей, и наша жизнь стала для меня примером умения жить на природе. Моя любовь к земле, к родине уходит корнями именно туда».

В просторном и светлом рабочем кабинете Брунелло Кучинелли вдоль стены расположены стеллажи с книгами. Об эрудиции отца кашемировой империи ходят легенды. Каковы самые значимые книги в его собрании?

В период глобальных геополитических катаклизмов и тотальной неопределенности Брунелло склонен перечитывать классиков

«Если бы судьба забросила меня на необитаемый остров, мне было бы достаточно десятка книг; каждая из них по-своему представляет собой исследование глубин человеческой души», – улыбается Кучинелли. В его списке – Библия, «Размышления» Марка Аврелия, «Трактат о терпимости» Вольтера, «Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери, труды римского императора Адриана и Святого Августина, Махатмы Ганди и Федора Достоевского.

В период глобальных геополитических катаклизмов и тотальной неопределенности Брунелло склонен перечитывать классиков. «Они возвращают нас – через годы, разделяющие нашу эпоху и времена Платона, Сенеки, Руссо и других, – к истинам, не теряющим своей актуальности, к тем, кто, как мне видится, познал саму суть жизни, человеческой природы, вселенной и ее универсальных законов, – комментирует свой выбор предприниматель, – Среди них Марк Аврелий, который рекомендует нам искать внутри себя источник добра, который никогда не истощится, если ты не перестанешь, фигурально выражаясь, продолжать раскопки. Следуя этому бесценному наставлению, можно справиться с любыми трудностями. На мой взгляд, Сократ может служить образцом этической твердости, Эпикур указывает нам путь к счастью через преодоление тревог, а мой любимый император Адриан напоминает, что мы временные хранители красот мира. Еще я хотел бы упомянуть двух великих русских писателей – Федора Достоевского, который говорит нам, что «красота спасет мир», и Павла Флоренского с его прекрасными и сильными письмами из заключения детям».

Один из самых амбициозных благотворительных проектов Кучинелли – библиотека. В Соломео идет работа над созданием Всеобщей библиотеки, которая будет вмещать 500 тысяч книг на разных языках, а прообразом для нее послужила древняя Александрийская библиотека. Философия в значительной мере позволяет направлять интеллектуальные усилия на созидание в любой жизненной ситуации. Так в разгар пандемии Брунелло выступил с заявлением, предложив коллегам заменить в своих ментальных конструкциях слово «страх» на слово «надежда» и использовать этот прием в любой ситуации, которая выбивает своей непредсказуемостью почву из-под ног: «Моя же собственная главная надежда состоит в том, что это новое время, в котором мы уже живем, станет лучшим из возможных подарков: вернет нас к хорошим человеческим отношениям, доверию и дружелюбному сообществу, где верят в ценность того, что я называю человеческой устойчивостью».

По мнению Брунелло, его компания сумела быстро восстановиться после пандемии и избежать крупных потерь во время нее, благодаря умению мыслить категориями устойчивого развития. В частности, речь об умении не зацикливаться на выручке в те периоды, когда спад продаж неизбежен.  Он с гордостью рассказывает о проекте «Brunello Cucinelli в поддержку человечества», в рамках которого компания организовала во время локдауна бесплатную раздачу нуждающимся предметов одежды, которые не могли быть проданы в бутиках, закрытых из-за ограничений. Себестоимость вещей составила 30 миллионов евро, а к каждому предмету были прикреплены этикетки со следующей надписью, нанесенной несмываемыми чернилами: «Brunello Cucinelli for Humanity».

В компании рассматривают нераспроданные в розницу изделия как нечто вроде «приятного ресурса», и решение направить одежду на гуманитарные нужды стало для бренда вложением в будущее компании под знаком всеобъемлющего проекта «Жизнь и работа в гармонии с окружающим миром». Для реализации целей в области устойчивого развития в Brunello Cucinelli существует свой собственный Совет в поддержку человечества из десяти человек, шестеро из которых – члены семьи Брунелло Кучинелли.

Далеко не со всеми мыслями великих, книги которых составляют его обширную библиотеку, Брунелло Кучинелли согласен. Пример – известное изречение Святого Августина о путешествиях: «Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу».

«Будь на то моя воля, я оставался бы в Италии, у меня нет потребности колесить по миру; мои поездки – необходимость, требование бизнеса», – признается Кучинелли

«Будь на то моя воля, я оставался бы в Италии, у меня нет потребности колесить по миру; мои поездки – необходимость, требование бизнеса, – признается Кучинелли, – Конечно же, у меня есть свои привязанности. Помимо Рима, который я считаю самым красивым городом на земле, воплощением гармонии, меня восхищают, например, Нью-Йорк и Санкт-Петербург. Но все самое важное в жизни происходит на крошечном участке земли, в Соломео, и все лучшее, на что я способен, я делаю там».

 

Автор: Галина Столярова

Предыдущая статья

Год облигаций: новые инструменты и возможности

Следующая статья

Больше чем дизайн

Exit mobile version