Становится ли автопром Поднебесной единственной альтернативой всему остальному в современных отечественных реалиях? Сегодняшний рынок сложен и уже потому интересен.
Что же можно купить сегодня помимо китайских брендов и как не потеряться в новом изобилии?
Официальные дилеры против серого импорта
Раньше все было довольно просто и привычно: существовала немецкая премиум тройка — Mercedes, Audi, BMW, надежные японские машины, и еще корейские для массового сегмента.
Раньше официальные автосалоны традиционно продавали какой-то один бренд, но сегодня наименование официального салона под яркой вывеской уже не означает, что точно он является официальным дилером, предоставляющим все гарантии
В 2024 году логичнее всего было бы разделить автомобильный рынок в России на официальный и неофициальный. Хотя и тут границы останутся довольно размытыми.
Раньше официальные автосалоны традиционно продавали какой-то один бренд, и часто представительство в нашей стране не давало таким дилерским центрам продавать что-то еще. Но сегодня наименование официального салона под яркой вывеской уже не означает, что точно он является официальным дилером, предоставляющим все гарантии.
В случае с дилерским салоном Lada все выглядит очевидным — это официальный дилер и продает он только этот один бренд. Кстати, в этом году начнут продавать Lada Vesta с автоматической коробкой, а точнее с вариатором из Китая.
С китайскими автопроизводителями все значительно сложнее. Даже у одного китайского гиганта Chery в России целых 4 бренда, продающихся часто под одной крышей: это Chery, Omoda, Exeed и Jaecoo. Если, конечно, на момент публикации не появится какой-нибудь пятый. Продаются эти автомобили официально, но рядом в таком же автосалоне могут продаваться Zeekr или Lixiang, ввезенные уже через третьи страны физическими лицами. При этом упомянутые два бренда официально в России так и не представлены, потому официально приобрести их невозможно.
Официально сегодня в России можно купить следующие автомобили — Chery (с ее суббрендами), Geely, Москвич, GAC, Changan, Tank, Haval, Aito, Jetour, Voyah и некоторые другие китайские бренды. Впрочем, можно купить и Mercedes, который официально более в стране не представлен. Но крупный официальный дилер «Автодом» выкупил все активы, ранее принадлежавшие Mercedes в России — представительство, заводы и учебные центры. Он предоставляет гарантию, имеет огромный склад запасных частей и т.д. Но делает исключительно все это по своей воле и на свои же средства, без прямой поддержки от немецкого автогиганта.
В 2024 году логичнее всего было бы разделить автомобильный рынок в России на официальный и неофициальный. Хотя и тут границы останутся довольно размытыми
Второй пласт автомобильного рынка в России — это так называемый параллельный импорт. Автомобили, ввезенные через дружественные Киргизию, Республику Беларусь и Казахстан… В списке для ввоза и BMW, и Audi, и Lexus, и новые технологичные китайские авто. При этом на целый ряд моделей цены крайне завышены, но законы рынка и курсовая нестабильность рубля диктуют свои условия. Приводить пример в стоимости не имеет смысла — цены очень быстро меняются, а на ряд моделей они уже выросли в два-три раза. Главным минусом остается нераспространение на них гарантии, а вот проблему с запчастями удалось решить.
Hyundai вернулись в Россию?
Бывший завод Hyundai в Санкт-Петербурге в феврале 2024 года возобновил производство автомобилей. С гарантией 3 года или после 100 000 км пробега в зависимости от срока наступления одного из факторов. Только называются эти автомобили теперь не Hyundai, а Solaris. Завод корейский производитель продал российской компании, потому права на использование логотипа Hyundai у нового собственника отсутствуют.
Выпускать первое время планируется порядка 70 000 автомобилей под брендом Solaris из оставшихся на заводе запасных частей. А если их не хватит, то на помощь придут китайские партнеры из GAC. Ранее же мощность завода составляла порядка 200 000 автомобилей в год. Когда эти самые запчасти закончатся, то либо завод перейдет уже на полноценное производство автомобилей под брендом GAC, либо снова владельцами станут корейцы, так как у них сохранилось право выкупа своего завода в течении двух лет после продажи. Главное в данном случае, что завод функционирует и снова дает рабочие места.
Что касается модельного ряда, то изменений нет, разве только пропал логотип и чуть изменилось название. Ранее выпускавшийся на этом заводе Hyundai Solaris, сегодня называется Solaris HS. Hyundai Creta переименовали в Solaris HC, а KIA RIO седан в Solaris KRS. Все просто и логично на уровне аббревиатур.
Причины ценовой нестабильности
Сегодня рынок автомобилей в России по своей волатильности как никогда похож на рынок ценных бумаг. Цены на автомобили то растут, то падают, а государство каждый раз придумывает все новые и новые регуляторы, чтобы привести его в порядок.
Например, ситуация с высокотехнологичным и очень комфортным кроссовером из Китая L9 под маркой LIXIANG. Это гибридный конкурент BMW X7 или Mercedes GLS. В июле 2023 года этот автомобиль продавался в России по цене в 11-12 млн рублей. Затем цена снижалась на 1 млн примерно каждый месяц, и в январе 2024 года его уже можно было купить за 6 600 000 рублей. Изрядное снижение почти на 50% всего за полгода. Откуда такое падение стоимости? Дело в том, что на волне чрезмерного спроса этих машин привезли в Россию так много, что рынок перенасытился. Спрос снизился, цены пошли вниз, хотя и в убыток для ряда продавцов.
С апреля 2024 года государство вводит запрет на «льготный» ввоз автомобилей и другой техники. Теперь уже вышеупомянутый автомобиль будет невозможно растаможить по прежней схеме со сниженной ставкой. Стоимость автомобиля снова начнет расти. Очень похоже на рынок ценных бумаг.
Надежны ли китайские авто?
Идеи о недостаточной надежности автомобилей из Китая в российских реалиях стоит отнести к разряду мифов. Бывают незначительные сбои электроники, но сказать, что эти автомобили ломаются чаще, чем какие-либо другие, нельзя.
К примеру, очень популярный сегодня в России автомобиль Omoda C5 — все уже привыкли встречать это футуристичное творение на дорогах. Автомобиль продается в нашей стране совсем недолго, при этом он уже был признан автомобилем года в 2023 году.
С апреля 2024 года государство вводит запрет на «льготный» ввоз автомобилей и другой техники. Теперь уже вышеупомянутый автомобиль будет невозможно растаможить по прежней схеме со сниженной ставкой. Стоимость автомобиля снова начнет расти. Очень похоже на рынок ценных бумаг
Из поломок у него встречается отказ камеры заднего вида, отключение цифровой приборной панели и другие неполадки по части электроники. Но все проблемы оперативно решаются силами официального дилера, благо бренд обладает обширной дилерской сетью.
Цены на этот автомобиль начинаются с отметки в 2,2 млн рублей. Если же поностальгировать, то можно вспомнить, что новый Toyota Land Cruiser 200 во время смены поколения в 2008 году официально стоил 2,2 млн рублей. Сегодня, спустя 16 лет, в 2024 году, такие автомобили на вторичном рынке если и стоят этих же самых денег, то находятся в плачевном состоянии с пробегами за 500 000 км. А работоспособные экземпляры оцениваются в 3 000 000 рублей и выше. Чем не инвестиция? Цена же на автомобиль актуального поколения LAND CRUISER 300 будет варьироваться в диапазоне от 11 до 14 млн рублей. Но официально эти автомобили в России сегодня купить нельзя, потому про гарантию придется забыть.
Захватывает ли Китай только российский рынок?
Автопроизводители из Китая захватывают и другие рынки. В России же этот захват доли рынка происходит последние пару лет в разы быстрее, чем планировалось.
Китайские машины сегодня широко представлены в Турции, Казахстане, даже в Великобритании и США. Существуют модели, с которыми и именитые немецкие автогиганты тягаются с опаской. Например, электрический LOTUS ELETRE с невероятно качественным салоном, яркой внешностью и инновационной магнитной подвеской. И да, легендарный английский LOTUS сегодня принадлежит китайцам, впрочем, как и шведский гигант VOLVO.
Ситуация с Mercedes
Существует вероятность, что производитель Mercedes закроет свои дилерские заводы в Германии, оставив производство только в Китае и США. Но пока официальных подтверждений этому нет. Стоит отметить, что крупные европейские производители уже давно предлагают китайским покупателям нечто большее, чем другим рынкам. В прямом смысле — нечто большее. В Китае можно купить удлиненный Mercedes E-class Maybach или удлиненный C-class. Audi также предлагают удлиненную версию своей модели A4.
Китайские производители уже настолько шагнули вперед, что даже Илон Маск заявил о необходимости ограничивать производство китайских автомобилей и технологий
Не как у всех
Китайские производители уже настолько шагнули вперед, что даже Илон Маск заявил о необходимости ограничивать производство китайских автомобилей и технологий. Например, в России уже пару месяцев продается электрический LOTUS ELETRE. По габаритам и внешнему виду он схож с легендарным Lamborghini Urus. В арсенале магнитная подвеска, 10 сценариев затемнения панорамной крыши, 918 сил и разгон менее чем за 3 секунды до 100 км/ч. Стоимость около 18 000 000 рублей.
Также есть ZEEKR 001 FR. 1265 лошадиных сил и разгон до 100 км/ч всего за 2,1 секунду. Стоимость около 15 000 000 рублей. Автомобиль полностью электрический.
Для тех, кто предпочитает смотреть на мир несколько сверху, есть внедорожник YangWang U8. Из интересного в нем 4 электромотора на каждом колесе на 299 лошадиных сил с суммарной отдачей в 1196 лошадиных сил. Разгон до 100 км/ч составляет 3,8 секунды. Из необычного — автомобиль может вращаться вокруг своей оси оставаясь на месте. Автомобиль является последовательным гибридом. Встроенный двигатель внутреннего сгорания объемом 1,5 литра является лишь генератором электричества и не имеет прямой механической связи с колесами автомобиля.
По итогам 2023 года рынок автомобилей в России показал очень значительный рост
Для любителей стилистической брутальности есть M-HERO I на 817 лошадиных сил с режимом «краба» — когда все 4 колеса разворачиваются в сторону поворота, и маневренность автомобиля вырастает в разы. По размерам и брутальному внешнему виду автомобиль схож с Mercedes Benz серии G. Разгон до 100 км/ч составит 6 секунд. Автомобиль рамный, но с пневматической подвеской. Стоимость около 15 000 000 рублей. Данный бренд представлен в России официально, и на авто распространяется гарантия завода изготовителя.
По итогам 2023 года рынок автомобилей в России показал значительный рост. Всего было продано около 1 млн автомобилей. По прогнозам аналитиков, в 2024 году эта цифра увеличится на 40% и составит около 1,4 млн автомобилей.
Автор: Василий Нечипоренко