Бранчи: история, вкусы

Бранчи пришли в Россию чуть более тридцати лет назад, став частью новой гастрономической культуры и образа жизни гедонистов. Разбираемся, какое отношение к бранчам имел автор «Алисы в стране чудес» и откуда в их меню появились знаменитые яйца «Бенедикт».

1890-е: появление понятия «бранч»

Понятие brunch появилось в результате слияния английских слов breakfast (завтрак) и lunch (обед) и означало комфортный дневной прием пищи как альтернативу обильному воскресному обеду после церковной службы. В классическое меню бранча входят разнообразные блюда из яиц, ветчина, вафли и блины, салаты, легкие мясные и рыбные блюда, выпечка.

«Бранч – время радости, общения и обмена энергией. Он улучшает настроение, дает чувство удовлетворения собой и окружающими и уносит все волнения и хитросплетения рабочей недели», – так в 1895 году в журнале Hunter’s Weekly писал о бранче Ги Берингер, которому приписывают авторство понятия. По словам автора, бранч – это то, что необходимо любому молодому человеку после активных субботних возлияний: приятные беседы с друзьями, некрепкие напитки и легкая для желудка пища, которые начинаются не раньше 11 утра. В те времена такую роскошь могли себе позволить только люди из обеспеченных слоев общества.

В 1896 году упоминание бранча появилось и в прессе США.

Существует и другая, более забавная, версия происхождения этого вида приема пищи. Якобы возникновению бранча поспособствовал писатель Льюис Кэрролл, когда преподавал в Оксфорде. По выходным преподаватели и студенты встречались за завтраком, и часто эти посиделки затягивались – все начинали дискутировать и спорить. Тогда Кэрролл предложил руководству Оксфорда соединить завтрак с обедом и ввести его в расписание университета.

1920-е: бранчи в модных отелях

В 1920-30-е годы культура воскресных бранчей получила развитие в роскошных отелях Нового Орлеана и Чикаго. Нью-Йорк подхватил эту практику, и тогда в отеле Waldorf впервые появились яйца «Бенедикт», которые стали культовыми для позднего завтрака.

Говорят, что это блюдо появилось благодаря брокеру Лемюэлю Бенедикту, который попросил в кафе отеля приготовить яйцо всмятку и подать его на поджаренном тосте с беконом и соусом. У шеф-повара все яйца были треснутые и сварить их было нельзя. Тогда шеф совершил невозможное — сварил яйца всмятку без скорлупы. После этого блюдо включили в меню отеля, увековечив фамилию брокера.

С отменой сухого закона в США в меню бранчей вошли классические коктейли — «Мимоза» и «Кровавая Мэри», как дневная альтернатива крепким напиткам.

1930-1940-е: всеобщая популярность

В 1930-х с легкой руки голливудских звезд, привыкших поздно просыпаться после бурных вечеринок, бранчи стали популярны и в США.

К 1940-м годам бранч вошел в привычку и у среднего класса. Отчасти это было экономично, так как одна трапеза заменяла две, но при этом включала праздничные блюда — бекон, фрукты, вафли, джемы. А с развитием промышленного производства еды и консервов домашние бранчи стали популярны.

1980-1990-е: бранч в любое время

Спустя сто лет после того, как бранч вошел в моду, газеты утверждали, что он заменил священную американскую традицию — воскресный ужин. Роскошь и блеск восьмидесятых вернули бранч в отели и рестораны. В эти же годы бранчи появились в Париже.

В девяностые люди были так влюблены в поздний завтрак, что рестораны начали предлагать его не только по воскресеньям, но и по субботам. Выходить на бранч стало гораздо популярнее, чем оставаться дома, а сериал «Секс в большом городе» и вовсе превратил его в светский выход.

Первый в России бранч прошел в 1993 году в Гранд Отеле «Европа», старейшем петербургском отеле класса «люкс»

Бранчи в России

В России формат бранчей появился спустя век после его возникновения на Западе и отличался особой роскошью. Он пришел в страну благодаря международным отельным компаниям, которые принесли свой опыт гостеприимства и ведения ресторанного бизнеса.

Первый в России бранч прошел в 1993 году в Гранд Отеле «Европа», старейшем петербургском отеле класса «люкс». Это было экономически тяжелое время для основной массы населения. На фоне скудного выбора продуктов, который тогда был в магазинах, бранч в «Европе» стал своеобразным оазисом изобилия. Многие продукты для него поставлялись из-за границы. За фиксированную плату гость получал неограниченный доступ к буфету с десятками наименований блюд и бару. Первый бранч стоил $25 с человека, при том, что средняя зарплата тогда составляла около $300. За несколько лет ассортимент блюд увеличился, цена выросла в два раза, и тогда в меню бранча вошла черная и красная икра. Для иностранцев цены были абсолютно доступны. Свидетели рассказывают, что когда гости видели черную икру, которая подавалась в больших вазах, то добавляли ее буквально в каждое блюдо, включая спагетти, и фотографировались на ее фоне… Для русских же гостей визитной карточкой бранча стали устрицы и шампанское, как воплощение неспешной роскошной жизни. Бранчам в Гранд Отеле «Европа» исполнилось уже 30 лет и они только увеличивают свою популярность. Это, пожалуй, рекордный срок жизни современного ресторанного продукта, и его история продолжается.

Сегодня появилось большое количество демократичных версий бранча в ресторанах города. Их меню в разы лаконичнее и не могут сравниться с роскошными вариантами, скажем, в знаменитом московском «Метрополе» или в «Турандот», но любой бранч – это явление социальное, объединяющее за столом близких людей, дарящее понимание ценности момента… после которого уже не потребуется ужин!

 

Автор: Екатерина Васильева

Предыдущая статья

Представители ведущих структур российского и азербайджанского фондового рынка провели бизнес-встречу в Баку

Следующая статья

Пять российских игристых вин — праздник по поводу и без

Exit mobile version