Вчера, 15 января 2020 года Владимир Путин выступил перед Федеральным собранием Российской Федерации. Мы выделили три основных тезиса послания президента:

  1. Запущена конституционная реформа, которая призвана расширить полномочия Государственного совета, Госдумы, Совета Федерации и местных органов самоуправления за счет полномочий президента, а также закрепить приоритет Конституции над международным законодательством. Очевидно, что это подготовка к тому, что в 2024 году Владимир Путин сложит полномочия Президента РФ и с высокой вероятностью займет пост Председателя Правительства России, пользуясь поддержкой парламентского большинства. Теперь изменение конституционных законов будет идти перманентно вплоть до выборов Президента РФ в 2024 году.
  2. Поддержка бедных слоев населения. После 2014 года благодаря жесткой бюджетной политики в России была достигнута макроэкономическая стабилизация при низких ценах на нефть. Низкая инфляция, плавающий рубль, профицит бюджета, рост золотовалютных резервов до 11-ти летнего максимума и Резервного фонда более 7% ВВП. Платой за это стало: снижение доходов населения (особенно бедных) и стагнация роста ВВП. Теперь Владимир Путин объявил, что пора «поделиться» с населением: увеличение материнского капитала и выплат по уходу за ребенком, поддержка учителей, расширение бюджетной поддержки высших учебных заведений и т.д.
  3. Расширение инвестиций в экономике: стимулирование частных инвестиций (через налоговые льготы и гарантии государства), государственные инфраструктурные инвестиции. Последние полгода экономический блок российского государства ведет дискуссии о том, как можно использовать сверхдоходы российского бюджета на инвестиции. Неудовлетворительная работа Правительства РФ по исполнению инвестиционных программ, а также низкое качество подготовки инвестиционных предложений привело к тому, что текущее правительство было отправлено в отставку, а новую инициативу президента будет исполнять другой премьер-министр.

Относительно руководителя ФНС Михаила Мишустина – нового Председателя Правительства РФ, утвержденного сегодня – можно сказать следующее:

  1. Работал в команде Бориса Федорова, Германа Грефа и Алексея Кудрина. Борис Федоров – министр финансов и Заместитель Председателя Правительства РФ времен Бориса Ельцина, который первым в истории современной России успешно провел макроэкономическую стабилизацию в 90-х годах.
  2. С 2010 года, когда был назначен главой Федеральной налоговой службы, совершил революционные изменения в налоговом органе, что привело к снижению коррупции, росту собираемости налогов (за один только 2018 год прирост поступлений составил 23%), росту автоматизации и прозрачности, снижению давления на бизнес через проверки и пр.

Мы считаем, что новый премьер не является временной фигурой, как это было в 2004–2008 годах с Михаилом Фрадковым и Виктором Зубковым. По словам Владимира Путина, с 2020 года темпы прироста инвестиций должны составлять не менее 5%, а их доля в ВВП к 2024 году должна вырасти с 21% до 24%. Для этого ему нужен прекрасный администратор и контролер, который будет следить за тем, чтобы эти инвестиции были эффективными и не привели к росту воровства и коррупции. По нашему мнению, это основные задачи, стоящие перед новым премьером. В ближайшие месяцы мы ожидаем прогресса в проектах государства по расширению инфраструктурных инвестиций. Для рынка это может иметь следующие последствия: ускорение роста ВВП; рост спроса на товары и услуги, поддерживающие долгосрочные инвестиции; рост процентных ставок.

В текущий момент инфляция, инфляционные ожидания и номинальные долгосрочные процентные ставки достигли минимальных исторических значений в истории России. Относительно высокой остается только реальная процентная ставка, благодаря тому, что Банк России, проводя исключительно жесткую денежно-кредитную политику, держит краткосрочные процентные ставки на относительно высоком уровне. Расширение инвестиций государством, а также рост социальных выплат вероятно остановят падение инфляции и, возможно, создадут условия для возвращения инфляции к цели Банка России – 4%. В таком случае практически не остается возможностей для дальнейшего снижения ключевой ставки, а номинальные процентные ставки на облигационном рынке могут не только прекратить снижаться, но и вырастут. В то же время рынок акций, наоборот, получит новые стимулы для роста.

 


Автор: Владимир Цупров, Управляющий директор по инвестициям ТКБ Инвестмент Партнерс

Категории:Аналитика