Компания ТКБ Инвестмент Партнерс, входящая в ТОП-10 крупнейших управляющих компаний на российском рынке с активами порядка 500 млрд рублей под управлением, активно развивает направление работы с состоятельными и розничными клиентами. На вопросы о текущих показателях и трендах на рынке инвестирования отвечает Генеральный директор компании Владимир Кириллов.
— Что изменилось на рынке за прошедшие годы? Что привело к появлению направления по работе с частными клиентами в деятельности ТКБ Инвестмент Партнерс?
— Прежде всего, ТКБ Инвестмент Партнерс работает со всеми группами клиентов – исторически мы работали в секторе B2B – управление активами институциональных инвесторов, таких как НПФ, страховые компании, эндаументы, западные компании, инвестирующие в российские акции, а также работа с физическими лицами через банки-агенты… Некоторое время назад ТКБ Инвестмент Партнерс открыла отдельное направление своей деятельности – инвестиции для частных состоятельных клиентов, управление их финансами. Спектр инструментов инвестирования чрезвычайно широк – акции, облигации, международные фонды и ETF в различных валютах, структурные продукты – для каждого инвестора он будет своим в зависимости от риск-профиля, подобранной инвестиционной стратегии. Раньше мы не шли в этот рынок, так как нам казалось, что private banking, в рамках которого клиенту предоставлялся полный спектр банковских услуг – от выпуска премиальных дебетовых карт, консьерж-сервиса, до разработки стратегий инвестирования, решит все запросы клиента.
Однако мы увидели, что со временем карты перестали помещаться в кошелек, а вопросы консьерж-сервиса решают личные помощники и интернет-ресурсы. Клиенты стали более искушенными в вопросах инвестирования и не всегда готовы мириться с низким уровнем консультаций со стороны говорящих голов, заучивших сейлз-скрипты и мало знающих про инвестиции, стратегии, налоги, а также с длинной цепочкой между клиентом-продавцом-управляющим. И это как раз ниша для ТКБ Инвестмент Партнерс – инвестиции в ценные бумаги – узко специализированная услуга для клиентов с более высоким уровнем запросов. Мы делаем своего рода tailor-made решения для конкретного клиента. Клиенты с высоким достатком по запросам очень близки к институциональным клиентам, что соответствует предыдущему опыту работы компании. Больше активов – больше запросов у клиента, с ним можно говорить про риски, рейтинги, использовать различные инструменты для инвестирования, учитывая специфические же требования к этим инструментам. Именно поэтому два года назад компания открыла направление по работе с состоятельными клиентами.
Клиенты с высоким достатком по запросам очень близки к институциональным клиентам
— Каких клиентов можно отнести к группе состоятельных?
— Четкие границы провести сложно – они будут различаться в зависимости от географии. Так, разница есть даже между Москвой и Санкт-Петербургом. В России порядка 300–400 тысяч человек с активами более 80 млн рублей. В Санкт-Петербурге – более 10 тысяч таких клиентов. Для Санкт-Петербурга точкой отсчета, от которой мы работаем с клиентом, присматривающимся к компании, можно считать сумму от 5 млн рублей, для Москвы – от 15 млн рублей – для них уже можно начать формировать интересный инвестиционный портфель, отвечающий запросам клиента. Клиенты, которые работают с компанией давно, держат у нас сотни миллионов рублей в ДУ и ПИФах. Чем больше сумма, тем больше вариантов наполнения портфеля: большая диверсификация по валютному, страновому риску, использование отраслевых циклов и тематических интересных идей и многое другое. Но у меня хорошая новость для всех: вообще ограничений по сумме на работу с нами, по сути, сегодня нет. Мы дали возможность розничным клиентам инвестировать в ПИФы от суммы в 100 рублей, это доступно каждому, все виды операций можно совершить, не выходя из дома, через Личный кабинет на сайте управляющей компании или через банки-агенты (например, ЮниКредит Банк, «Абсолют Банк», «БАНК СГБ»).
Чем больше сумма, тем больше вариантов наполнения портфеля
— Почему многие по старинке предпочитают вкладывать в недвижимость, валюту или даже просто держат на счетах, но не инвестируют накопления?
— Российский инвестор по природе своей пуглив – слишком много в памяти негативных моментов в истории отечественной экономики – потому тяготеет к максимально консервативным инструментам. Но при этом состоятельные клиенты не удовлетворены ставками по депозитам, раньше сложно было конкурировать со вкладами, но политика Банка России во многом нормализовала рынок. Сегодня ставки по облигациям превышают ставки по депозитам, и при сохранении политики ЦБ РФ так будет продолжаться впредь. При этом размещение свободных средств в валюте – уже диверсификация, снижение рисков. Способов же сохранения валютных сбережений не так много, ставки по валютным вкладам минимальны, максимум около 2%, это позволяет разве что компенсировать инфляцию по долларовым сбережениям. Для сбережений в евро консервативных инструментов нет. Так деньги в валюте аккумулируются в сейфах. Недвижимость – традиционный путь инвестирования, поддерживаемый исторической конъюнктурой и отечественным налоговым режимом. При этом доходность от сдачи в аренду недвижимости либо сопоставима, либо существенно меньше доходности от размещения средств в облигациях. К очевидным минусам вложений в недвижимость можно отнести отсутствие ликвидности. Да и сам рынок недвижимости переживает как периоды роста, так и снижения или стагнации.
— Ставки по вкладам очевидно будут подрастать вслед за повышением Банком России ключевой ставки. Ожидается ли новый отток потенциальных инвесторов обратно в сторону привычных депозитов?
— До тех пор, пока рынок акций и облигаций будет давать доходность выше ставки по вкладам, оттока не будет. Условные 6% доходности по вкладам не убедят людей отказываться от инвестиций в ценные бумаги, клиент идет за доходностью и тут разрыв в цифрах очевиден. Высоких ставок по длинным депозитам не стоит ожидать. А повышение ключевой ставки вполне может быть временной мерой, при стабилизации инфляции ЦБ РФ начнет ее снижать в перспективе одного года. Да и согласно статистике, уже продолжительное время наблюдается как раз отток из депозитов в ценные бумаги. Более того, все больше приходит осознание инвестором того факта, что для сумм свыше 1 млн рублей, защищенных государством, портфель качественных облигаций, состоящий из множества компаний с высоким кредитным качеством даст большую диверсификацию и может принести большую доходность, чем депозит конкретного банка.
Высоких ставок по длинным депозитам не стоит ожидать
— На фоне появления многочисленных финфлюэнсеров как в Азии, так и в США, и России, а также роста общей популярности темы инвестирования в соцсетях справедливо ли считать, что культура инвестирования заметно молодеет?
— Безусловно. И это очень позитивные перемены, если речь идет именно о повышении финансовой грамотности, снижении возраста начала инвестирования, а не о продвижении финансовых пирамид. Молодежь приходит в инвестиции, это целый новый пласт населения, побеждающий стереотипы, что использование различных инструментов инвестирования доступно лишь избранным, требует невероятных капиталов или должно быть отложено на старость. Физические лица стали влиять на рынок ценных бумаг – это совершенно новое явление, и управляющие не могут не замечать этот тренд. Им необходимо оставаться в курсе последних новостей, знать, чем живет массовый инвестор – будь то посты финфлюэнсеров в соцсетях, ролики в Тик Ток и прочее, а не только изучать рыночные котировки. Это влияние динамично сказывается на стоимости акций и облигаций без всякого манипулирования рынком. Рынок заметно растет во многом благодаря физическим лицам, это безусловно новый фактор.
Физические лица стали влиять на рынок ценных бумаг – это совершенно новое явление, и управляющие не могут не замечать этот тренд
— Инвестирование – актуальная, если не сказать модная, сейчас тема, но все еще довольно сложная для определенного числа потенциальных инвесторов. Как сделать эту область финансовых услуг еще более открытой?
— Государство явно заинтересовано в привлечении физических лиц на рынок ценных бумаг, который раньше формировался либо за счет зарубежных, либо за счет институциональных инвесторов. Этот фактор во многом способствует оздоровлению всей экономики, создает более стабильный, развитый рынок. Защита массового инвестора от недобросовестных практик будет усиливаться. Государство ведет работу по внедрению новых вариантов накопительных счетов, новых ИИС. Сами банки с готовностью повышают уровень финансовой грамотности своих настоящих и потенциальных клиентов за счет выпуска обучающих программ и приложений. Наконец, банковская сфера стала более открытой и, если этот тренд сохранится, то и сопутствующие вопросы об инвестировании, рынке ценных бумаг, возможностях распоряжения собственными финансами перестанут выглядеть для граждан столь сложными.
Защита массового инвестора от недобросовестных практик будет усиливаться
— Каков тогда Ваш прогноз развития рынка инвестирования среди физлиц на ближайшие 3–5 лет?
— Все зависит от доходности самого фондового рынка. Если сохранятся текущие темпы роста даже при непродолжительных коррекциях, то рынок продолжит расти и по количеству счетов, и по объему активов. Для многих новых инвесторов текущий момент – своего рода проба пера: купить тот или иной продукт, открыть счет и посмотреть, как он себя ведет, легко ли работать с теми или иными инструментами. При современном уровне цифровизации, наличии банковских приложений процесс инвестирования превращается в увлекательный интерактив – легко купить ценные бумаги, вывести деньги на счет, убедиться, что деньги работают. Сегодня разговоры об инвестициях можно услышать где угодно – в супермаркете, ресторане, на вечеринке – и это отличные новости, показатель кардинального изменения отношения к рынку. Если государство продолжит налоговое стимулирование в том или ином виде, то это тоже будет способствовать росту.
— ПИФ, ИИС, ДУ – в целом понятия известные, даже брокерские счета сейчас уже используются клиентами как довольно рядовая опция. Какие продукты вы считаете очевидно недооцененными?
— Доверительное управление является на сегодняшний день сильно недооцененным, равно как и ПИФы. Пропорции ДУ, ПИФ и брокерских счетов должны быть обратно пропорциональны. 15–16 млн счетов должны приходиться на ПИФ и ДУ, и только потом – брокерские счета. По Санкт-Петербургу эти цифры – 750 тысяч брокерских счетов против 30 тысяч счетов ДУ. Такой разрыв не может не смущать, но с другой стороны хорошая новость состоит в том, что люди пришли на фондовый рынок и получили первый опыт инвестирования. У большинства он позитивный – на растущем рынке зарабатывать несложно, это процесс в удовольствие. Индекс МосБиржи составил 82% в валюте за три года и 220% за пять лет, это потрясающие цифры. Дивидендная доходность российских акций за 2021 год составляет 8% в среднем по рынку. Доходность по облигациям также в районе 8% по трем-пятилетним бумагам, это очень короткий срок для рынка и такого роста. И те инвесторы, которые пришли на брокерский рынок, видя такую динамику, ощущают, что все работает в плюс, и все получается.
Однако инвестирование в фондовый рынок – искусство, есть времена взлета и падения рынка, опыта с последним новые инвесторы еще не имеют. Падения 2008–2009 и 2014 годов забыты, исторической памяти у новых инвесторов нет. Но не все так просто с рынком. В этом особенность ДУ – правильное построение портфеля, его взвешивание по рискам на соответствие профилю клиента и ребалансировка требуют навыков и времени, которых у новоиспеченных инвесторов просто нет. Люди должны, в первую очередь, пользоваться услугами профессионалов, помогающих принимать решения по инвестированию – это показывает зрелость рынка. Пока от государства исходит недостаточно словесных интервенций в пользу управляющих компаний и слишком много внимания уделяется открытию брокерских счетов. Задача государства состоит именно в долгосрочных инвестициях со стороны физлиц и получении ими положительного эффекта от размещения средств, а задача управляющей компании как раз и заключается в получении клиентом прибыли, но никак не в обороте его средств. В этом интересы УК и розничного клиента значительно ближе, нежели интересы клиента и брокера, получающего прибыль от самой сделки…
Доверительное управление является на сегодняшний день сильно недооцененным, равно как и ПИФы
Есть еще некая иллюзия у розничного клиента, что самостоятельная работа (через банк, брокера) с брокерским счетом дает ему больше контроля над своими активами. На самом же деле при размещении в паевой фонд контроля и защиты куда больше – есть спецрегистратор и депозитарий, независимые от УК, сама УК и банк с постоянными сверками, тройными подписями и тому подобное. Система защиты клиента и его сбережений выстроена даже с избыточной надежностью. Это больше не «черный ящик», прозрачность инвестирования достигнута исключительная – состояние портфеля и действия управляющего открыты для клиента как по фондам, так и в ДУ. Кроме того, многие этого не до конца осознают, но сама УК не несет кредитных рисков в отличие от банка и брокера – мы не занимаемся кредитованием совсем.
Хотел бы предостеречь от головокружения от успехов при собственном инвестировании. Стабильный рост рынка в последние годы внушает клиенту ощущение собственного мастерства. Что ни купи – все растет. Но это однобокий подход, далекий от профессионализма, поскольку ждать от рынка постоянного роста было бы наивно, а поведенческого опыта при любой его просадке или боковом движении у большинства клиентов нет и быть не может. Когда приходит к нам клиент, он получает профессиональное консультирование по ДУ и ПИФ, составление риск-профиля и выбор стратегий инвестирования. В качестве одной из актуальных опций ТКБ Инвестмент Партнерс может провести аудит текущего инвестиционного портфеля, сравнить доходность, проанализировать состав, сопоставить с риск-профилем и долгосрочными целями клиента, предложить реструктуризацию портфеля, повышающую его эффективность, в том числе учитывая влияние налогов…
— Какие решения может предложить в этой связи ТКБ Инвестмент Партнерс?
— Что хочет получить любой инвестор от своих инвестиций? Простой вопрос, но зачастую на него сложно сразу ответить. А ведь ответ также простой – доходность, соответствующую внутренним ожиданиям. Ответ прост в формулировке, но непрост в исполнении. Способен ли каждый человек, даже состоятельный, составить портфель таким образом, чтобы он соответствовал его ожиданиям, его целям? Может ли он самостоятельно определить свой риск-профиль, выбрать инструменты инвестирования среди великого их множества, оценить кредитное качество, особенности налогообложения, перспективы выплаты дивидендов и роста стоимости и многое другое…? Одним словом – построить инвестиционный процесс один, заменив собой работу всей управляющей компании, где десятки людей занимаются этими вопросами ежедневно? Скорее всего нет, потому что такой человек не читает сейчас это интервью, а инвестирует средства, глядя в терминал. Для людей, которые имеют основную работу, не связанную с инвестированием на фондовом рынке, причем независимо – топ-менеджер или рядовой работник, ответить на эти вопросы в условиях постоянно меняющейся ситуации очень сложно. И идет либо отрицание – «а положу я деньги на депозит – так проще», либо возможное несоответствие собственным целям – «а куплю-ка я вот эту акцию, две, три…, вроде слышал такие названия» или «мне тут посоветовали». Все это приводит к недооценке рисков и упущенным возможностям.
Это больше не «черный ящик», прозрачность инвестирования достигнута исключительная
Здесь важно доверие – управляющий, который как мы, может консультировать клиента, терпеливо объяснять, поддерживать на любом цикле изменений фондового рынка, адаптировать портфель клиента мгновенно под меняющиеся условия в соответствии с инвестиционными целями клиента. Например, возьмем облигации. С одной стороны, доходности по облигациям превышают ставки по депозитам. Но разнообразие выпусков столь высоко, что разобраться и отследить их динамику для покупки в портфель непросто даже управляющим, а мы работаем с тысячами клиентских счетов. Для этого, к примеру, нами разработана программа-робот, которая способна при поступлении денег на счет в режиме реального времени отбирать наилучшие по доходности выпуски при заданной дюрации, совершать их покупку в портфель клиента в соответствии с его требованиями по кредитному качеству, сроку инвестирования, диверсификации, ограничениями и так далее.
Или еще пример – реализация различных инвестиционных потребностей клиента. Клиент хочет участвовать в росте рынка акций, но волнуется за возможность отрицательной переоценки портфеля в момент падения рынка. Для таких клиентов разработана стратегия «риск-бюджет», в которой постоянно реинвестируемый портфель облигаций создает защитную «подушку» доходности, которую можно направить на покупку акций и участвовать в росте рынка. И это не просто сбалансированная стратегия, здесь ставится, как вы понимаете, другая задача – не только сохранить, но и поучаствовать в росте. Эту стратегию мы адаптировали для клиентов физических лиц, имея многолетнюю успешную практику применения ее для управления пенсионными фондами, где требуется безубыточность инвестирования на определенную дату.
Мы считаем, и это подтверждают наши клиенты, что наше преимущество – в узкой специализации – в управлении инвестициями клиента на российском и международном фондовых рынках. С момента основания компании в 2002 году мы занимаемся исключительно доверительным управлением и делаем это успешно.
Беседовала Наталья Максимова