Инвестор поколения Z: ИИС, криптовалюты и немного танцев

Времени больше нет, все случается здесь и сейчас, а то, что виделось отложенным на старость, проглатывается вместе с утренним кофе под прокрутку ленты в соцсетях: новое поколение инвестирует за завтраком и между парами.

Характерное для молодежи клиповое сознание – способность быстрого восприятия разнородной информации, поданной посредством яркого, сочного и отчасти развлекательного контента – вносит свои коррективы и в мир финансов. В соцсетях набирает популярность категория блогеров, дающих советы по распоряжению финансами, инвестированию, игре на бирже – финфлюэнсеров. Их аудитория состоит из поколения Z или зумеров: тех, кому сейчас меньше 24 лет. Сами зумеры с рождения вовлечены в мир цифровых технологий, аполитичны и инфантильны, их не привлекает развернутая аналитика, а долгосрочное планирование пока не входит в число приоритетов. Жизнь – это сейчас!

Предшествующее зумерам поколение инвестировало в себя, в значительной части это были знания и впечатления. Материальные ценности еще некоторое время назад отошли на второй план, а свобода и возможность выбора стали основными жизненными целями. Поколение зумеров закономерно пошло дальше, и тут само понятие инвестирования, наконец, обрело первоначальный смысл.

Молодежь не стремится быть привязанной к географии, не хочет ни в какой перспективе работать с 9 до 18 в офисе, а потому приступает к формированию активов заранее, чем раньше – тем лучше.

Сниженный порог входа в инвестиции, удобные цифровые платформы и мобильные сервисы, прозрачность схем инвестирования и обучающие программы от профессиональных игроков рынка ежегодно увеличивают процент молодежи на фондовом рынке. За время пандемии инвестиции со стороны зумеров достигли 7 млрд рублей. Движет новым инвестором возможность получить пассивный доход при минимальных вложениях, возможность сохранить накопления и нарабатываемый опыт. Инвестиции превратились в увлекательный интерактив. Потому в геометрической прогрессии растет число брокерских счетов – тут все работает по принципу «вложил, увидел рост, вывел». На фоне стабильно растущего в последнее время рынка процесс кажется несложным, но весьма захватывающим: быстрая информация, быстрые действия, быстрые деньги. Время компьютерных игр, вероятно, прошло – те, кто раньше играл в Minecraft и строил фермы, теперь играют на бирже. Тот же захватывающий сюжет, плюс реальная возможность монетизации достижений. Ежедневные многочисленные сессии подобны выходам в соцсети, ежедневно их число также растет. И это вполне эффективный способ узнать, как заставить свои деньги работать.

За время пандемии инвестиции со стороны зумеров достигли 7 млрд рублей

Юные пытливые умы желают разобраться в процессах инвестирования сами и научить других. Зумеры входят в инвестирование с небольшими суммами, как правило, до 10 000 рублей. Самые консервативные открывают ИИС, середнячки по риску выбирают портфели 50/50 – ПИФ и облигации, приверженцы агрессивных стратегий, те, кто готов рискнуть – акции рыночных новичков. Едва ли кто-то не опасается спекуляций, но приятно быть умным, анализировать и маневрировать, предвидеть развитие трендов – интерес значительно опережает время и иронизирует над опасностями малого опыта.

Знания приходят к зумерам непосредственно из сети, потому растет аудитория телеграм-каналов про инвестиции. Совокупная аудитория крупнейших каналов превышает 500 тыс. человек. Профессиональные источники информации об инвестировании все более заметно теснят непосредственно блогеры, размещающие посты в Instagram, ролики в Tik Tok и на YouTube. Они подкупают зрителя живостью, доступным сюжетом и яркой, забавной подачей.

Первой была Азия: там актуальный тренд подхватили тысячи пользователей соцсетей, ежедневно сообщающих о своих успехах и неуспехах онлайн. Дальше – Новый Свет и США.

Сегодня из финфлюэнсеров стоит отметить Остина Ханквица (Austin Hankwitz) – в прошлом скучающего офисного клерка, который, пританцовывая, решил запустить ролики про инвестиции в Tik Tok, чтобы отвлечься от рутины. Сегодня у него более полумиллиона подписчиков и он давно забросил офисную работу. Основная задача тут – предложить востребованный и понятный контент, живой, без лишней заумности.

Хайли Сакс (mrs. Dow Jones)

Так бывшая комедийная актриса Хайли Сакс (Haley Sacks), ныне известная в инстаграм как миссис Dow Jones, объясняет подписчикам схемы и принципы роста и падения рынка на примере взаимоотношений известных звездных пар.

В России появление финфлюэнсеров пока не столь заметно, тем не менее, стоит выделить канал на YouTube Smirnova Capital – там все четко, по делу и максимально понятно, без излишней аналитики и финансовой магии.

Ежедневно на арену выходят новые блогеры, способные повлиять на сознание молодого поколения путем внедрения новых ассоциативных схем. Инвестиции перестали быть чем-то сложным, а реальные возможности рынка активно предлагают попробовать хотя бы однажды, в качестве эксперимента и возможности разместить новый отзыв, пост или отчет в соцсетях, повышающий посещаемость аккаунта.

Так новые инвесторы узнают о выходящих на рынок компаниях, изучают опыт других инвесторов в комментариях, вникают в процесс. Однако тенденция заключается в том, что новички на рынке инвестируют в первую очередь в «своих» – те компании, которые модны, на слуху, услугами, продуктами или товарами пользуется сам инвестор (например, Яндекс, Amazon, Tesla, Nike, Facebook (теперь Meta) и т.п.). Это позволяет интегрировать процесс инвестирования непосредственно в жизнь, сделать его прикладным. Сегодня, когда механизмы использования криптовалюты стали более понятны, растет процент инвестиций и в них, но новые инвесторы предпочитают вкладывать в «крипту» около 10% своих активов.

Профессиональные игроки рынка вынуждены корректировать рекламную политику, манеру и способы подачи информации, привлекать блогеров на свои ресурсы

Профессиональные игроки рынка не могут не прислушиваться к текущему тренду, потому вынуждены корректировать рекламную политику, манеру и способы подачи информации, привлекать блогеров на свои ресурсы, делая ставку на достоверность материалов. И при всей просветительской пользе разнообразного контента по вопросам инвестирования в соцсетях нельзя отрицать и опасности: риск наткнуться на инфоцыган, совершить необдуманные покупки, чреватые потерей вложенных средств. Но, как известно, на ошибках тоже учатся. Данные финфлюэнсерами рекомендации пока никак не регулируются, оставаясь на совести и в зоне ответственности источников информации. Сами блогеры не всегда сопровождают контент дисклеймером о том, что не несут ответственности за риски рекомендованных инвестиций. Актуальная тенденция обращения молодежи к теме финансов посредством специфических источников информации способствует повышению общей финансовой грамотности, нарабатывает бережное отношения к финансам, поскольку слепое следование чужим советам, будь то даже блогеры с многотысячной армией подписчиков, как говорится, «не исключает риски».

Однако, на финансовым рынке есть вариант для тех, кто хотел бы максимально себя обезопасить. Один из самых прозрачных и гибких инвестиционных инструментов для вложения средств среди всех доступных сегодня частному инвестору – вложения в открытые паевые инвестиционные фонды (ОПИФ). Управляющая компания ТКБ Инвестмент Партнерс имеет широкую линейку фондов с разной степенью риска и потенциальной доходностью, так что каждый инвестор может подобрать для себя эффективный и сбалансированный портфель. А купить паи можно онлайн, пока готовится ваш утренний кофе в Starbucks.

 

Автор: Наталья Максимова

 


Данный материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном сообщении, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале.

Предыдущая статья

Рост доверительного управления как показатель зрелости рынка

Следующая статья

Замок на песке. Что происходит с китайским гигантом Evergrande