Для рынка частной авиации события последних нескольких лет развивались как в сказке: чем дальше, тем страшней. Изменилось все, и некоторые перемены оказались к лучшему.
«Еще в январе 2022 года на перроне Внуково-3 можно было видеть воздушные суда с регистрациями со всего мира. Сейчас же это в подавляющем большинстве префиксы RA и редкие, как исключение, TC, соответствующие России и Турции. Санкции, распространившиеся по различным отраслям и секторам экономики, накрыли и авиационную сферу. Отзывы сертификатов летной годности, отказы в страховании, поставках, продажах. Владельцы ВС вынуждены были перерегистрировать свои самолеты, а также искать новые варианты для обслуживания и поставок запчастей. И это те, кому повезло. Те, кому посчастливилось меньше, оказались прикованы к бетону в воздушных гаванях, на базах технического обслуживания или вовсе попали под арест. Ремонт, модификации, замены, проверки – все это стало в разы дольше и дороже. Форма (последовательность видов технического обслуживания), которая раньше занимала неделю, теперь вполне может растянуться на месяцы, – рассказывает коммерческий директор компании ASKjet Александра Сушкова, – Полетное время увеличилось, в некоторых случаях более, чем в два раза. Простейшие маршруты превратились в сложные стыковочные. Пожалуй, никогда еще Стамбул не был так популярен. А также Ереван, Баку, Уральск… Направления из «транзитных» аэропортов по миру разные. Кто-то пересаживается на бизнес-класс. Не все операторы готовы приветствовать клиентов на борту, даже если от России у главного пассажира только место рождения в паспорте. И даже в дружественных странах не каждый аэропорт сможет обеспечить воздушное судно с российской регистрацией топливом. Таковы нынешние реалии».
Усложненная логистика трансграничных перелетов, усугубление ситуации с получением пролетных разрешений в отношении целого ряда стран существенно перекроили направления перелетов. В полетной карте все чаще встречаются Африка, Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Саудовская Аравия. Значительно возросло число внутренних перелетов, перераспределение экономических потоков внутри страны меняет и географию, что влечет за собой развитие регионов и выстраивание инфраструктуры на Камчатке и в Алтайском крае, повышение уровня сервиса и престижности новых локаций.
Клиенты не могли поверить, что самолетов нет. Ни на завтра, ни на послезавтра. Никаких.
Летать стали ощутимо больше. Постепенно появляется все больше самолетов отечественного производства, предназначенных для нужд частной авиации. «Определенно внутри России география полетов расширилась. Мы и сами вспомнили, что у нас есть Байкал, Камчатка, Алтай и Сахалин, – смеется Александра. – Внутренних рейсов стало больше, они стали интересней. Вместо классических Петербурга и Сочи, сейчас появляются Итуруп, Туруханск, Хибины, Усть-Кут… В марте прошлого года мы могли предложить нашим клиентам в лучшем случае 10-15 самолетов для их запросов. Это был весьма непростой период – клиенты не могли поверить, что самолетов нет. Ни на завтра, ни на послезавтра. Никаких. Нам и самим верилось с трудом. Но ничто не стоит на месте, рынок адаптируется ко всему, и двузначные цифры уже почти достигли трехзначных. На данный момент мы легко предоставим заказчику на выбор около 80 самолетов, летающих на коммерческих основаниях. Из небольших машин это в основном Hawker, среди среднемагистральных выигрывают в количестве Legacy. Global, Challenger и Falcon тоже присутствуют. Очень активно летают Яки и Сухие».
Удлинение маршрутов, сокращение самолетного парка и увеличение затрат и времени на обслуживание воздушных судов не могло не повлиять на ценообразование. В прежние времена с частыми перелетами в Европу цена могла падать до € 15 тыс. за перелет в одну сторону для самолетов среднего класса. В нынешних реалиях аренда частного борта в Европу обойдется уже в сумму порядка € 100 тыс.
«Я озвучила клиенту цену на Legacy 600 до Стамбула, он очень тихо уточнил стоимость самолета с посадкой (для дозаправки), молча выслушал и просто положил трубку, – вспоминает Александра Сушкова. Была непродолжительная стадия отрицания. Но мир меняется, подстраиваясь под новые реалии. Так стала стремительно набирать обороты популярность покресельной продажи мест на бизнес-джеты по конкретным направлениям. Тут и Дубай, и Мальдивы, и Ларнака. Теперь мы снова на точке «принятие», и суммой в 4-5 млн рублей за борт в Турцию уже никого не удивишь.
Пул клиентов уменьшился, несомненно, но мы такое уже не раз переживали, в том числе и в 2008 году, когда и сами были операторами. Тем больше ценим наших заказчиков, потому и каждый рейс – приоритетный и максимально важный. Сфера авиаперевозок зависит от массы побочных факторов: могут происходить накладки и со стороны пассажира, и со стороны работы наземных служб аэропорта, могут подвести погодные условия, поэтому на всех этапах подготовки перелета компания-брокер имеет запас взаимозаменяемых решений.
Авиация, хоть и связана с множеством непредсказуемых факторов, должна оставаться безопасной и соответствовать запросу клиента.
Мы сталкивались с ситуацией, когда клиент приезжал в терминал с музейным оружием, о котором не предупредил, и его не допускали к вылету из-за отсутствия сейфа на борту воздушного судна. И с ситуацией, когда огнестрельное оружие провозить можно, а патроны (сюрприз!) оказывается нельзя. Специфические грузы – это не только оружие, баллоны с кислородом или святой огонь. Это и капот для Волги, и гигантский размеров торт. И тут уже на первый план выходят не такие стандартные параметры самолета, как вместимость по посадочным местам, год производства и обновление салона, а соответствующие параметры отсеков, проемов и высота потолков в конкретной машине.
Авиация, хоть и связана с множеством непредсказуемых факторов, должна оставаться безопасной и соответствовать запросу клиента. Автоматизация сферы частной авиации посредством использования новых предложений не сможет вытеснить из индустрии человека – слишком уж много в ней факторов непредсказуемости, вариативности и человеческого ответственного участия. Красивые платформы все еще не способны ни реализовать клиентский запрос, ни учесть полностью все нюансы. За ними все равно всегда в тени менеджер, который обрабатывает каждый запрос вручную. Найти баланс и действовать слаженно в любых ситуациях и при любых запросах – наша задача. Очень много историй обнаружится в моей практике, когда случалась поломка самолета, нештатная работа оборудования, в машину, везущую питание на борт, врезалась машина доставки пиццы, стюардесса попадала в тюрьму из-за истечения срока рабочей визы, даже ДТП с санитарной машиной на перроне однажды было… Во всех случаях требуется мгновенно переориентироваться, проделать новую работу, предложив клиенту альтернативный план с тем, чтобы соблюсти правила безопасности и безупречного сервиса. А если сотрудники брокерской компании начинали свой авиационный путь с наземных служб аэропорта, то, познав все тонкости на собственном опыте, они склонны вообще ничего не упускать из виду. На всякий случай. Такая работа требует предельной концентрации и порой сверхусилий, фантазии и умения просчитывать на несколько шагов вперёд. Но именно успешное решение сложной задачи и дает удовлетворение, драйв и даже чувство полета».
Беседовала Наталья Максимова