Художественное стекло: искусство на просвет

Марина Добровинская —  человек мира, путешественница, автор образовательных программ и издатель уникального путеводителя: о жизни и предметном дизайне через призму коллекционирования художественного стекла.

С чего началась Ваша история коллекционирования?

Началось все с момента, когда я еще жила в Италии, где провела восемь лет, работая врачом-стоматологом. Меня восхищали итальянские изделия из стекла — прежде всего, произведенные в Мурано. Несколько раз я отправлялась на остров Мурано, посещала различные мануфактуры. Мне импонировала цветность и тонкость исполнения предметов из муранского стекла, но при этом я понимала, что коллекционировать его очень трудно как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения необходимости изначально поставить перед собой четкую задачу коллекционирования — что именно из богатейшего ассортимента планируешь собирать, на чем сосредоточиться (определенные объекты, период, произведения конкретной мануфактуры, авторские коллекции художников и т.д.).

По возвращении из Европы в Москву в конце 1995 года я обнаружила на улице Усачева художественный салон, витрины которого были полны изделий из художественного стекла. В основном там были представлены вазы и скульптуры Львовского завода, а именно дипломные работы молодых художников. Отдельно стоит упомянуть, что после перестройки многие талантливые художники из Москвы и Санкт-Петербурга ездили во Львов воплощать в стекле свои идеи, поскольку их производство на керамико-скульптурной фабрике славилось своим качеством. Так началась моя коллекция — из того художественного салона я вышла, купив порядка пятидесяти предметов из экспозиции, большинство из которых относились еще к советскому периоду начала 80-ых годов.


Коллекция художественного стекла Марины Добровинской насчитывает порядка 400 предметов от 1980-ых годов XX века до наших дней.


Чем Вас привлекли именно эти предметы? 

Стекло для меня — материал совершенно завораживающий, и те первые купленные мной предметы были крайне удачно выставлены: стекло лучше всего выглядит в витрине на просвет, когда в нем играют солнечные блики. Стекло меняется и в зависимости от времени суток и погоды, это удивительно живой материал. В тех предметах меня привлекло, прежде всего, мастерство авторов советской школы, совершенно непохожее на все то, что я видела прежде. На нем я и сосредоточилась.

Стекло для меня — материал совершенно завораживающий

Чем особенно советское стекло?

Советское стекло от европейского отличается весьма значительно. Большой плюс стекла европейского — в частности, итальянского — очень чистый материал, изначально без примесей и инородных вкраплений, пузырьков. Что же касается плюсов советского художественного стекла, то ключевое отличие состоит в исключительной креативности и технологической смелости самих авторов: во времена СССР изготавливались предметы современные и поныне. Развита была и школа гравировки по стеклу, многие приемы сегодня используются и совершенствуются. Талант художника лежит в основе популярности советского стекла, это мы можем наблюдать и сейчас в контексте развития этого направления предметного дизайна.

Но разве советские мастера не вдохновлялись образцами стекла из Чехии? Не говоря уже от том, что существует знаменитое финское стекло и такие признанные марки как Lalique и Daum?

Мне думается, что у каждого художника в СССР был период увлечения чешским стеклом, когда создавалось нечто визуально созвучное. Так появлялись предметы в стилистике Йозефа Господки — известнейшего чешского мастера по стеклу и стеклодува — биоморфные объекты похожие на застывшую карамель. При этом совершенно определенно могу сказать, что отечественные мастера делали и продолжают делать вещи, непохожие ни на какие другие. И у каждого художника свой собственный стиль, своя фантазия, своя техника.

Отечественные мастера делали и продолжают делать вещи, непохожие ни на какие другие

Так в Советском Союзе на заводе «Красный май» было изобретено сульфидное стекло, непрозрачное и внешне напоминающее керамику. Или Борис Смирнов, ученик Веры Мухиной, работавший на ЛЗХС и создававший уникальные объекты отличные от всех имеющихся в каталогах мировых производителей — казалось бы простые формы он украшал гравировкой, нанесенной при помощи гвоздя, как не делал никто. Мне он видится абсолютным футуристом. В моей коллекции есть несколько его предметов и даже сегодня они выглядят прогрессивно и свежо. Такие вещи всегда актуальны. Владимир Филатов, работавший главным художником завода в Гусь-Хрустальном, знаменит уже одной только вазой «Космос» — это потрясающее произведение искусства минималистично по своей стилистике и наполнено глубоким смыслом. Одна такая ваза была подарена Гагарину, но и сейчас этот предмет выглядит современно. Таких объектов не найдешь на Мурано.

С тех пор, как Вы стали коллекционировать художественное стекло, изменилось ли само отношение, например, к муранским мануфактурам?

У различных фабрик есть вещи, которые меня восторгают, но случается это редко. Мое восхищение вызывают художники (молодые в том числе), которые самостоятельно трудятся над художественным стеклом. Прославленные мировые производители делают красивые и высококлассные предметы, но эти вещи не слишком способны удивлять. Прекрасно финское стекло 60-ых годов прошлого уже века, но по нему очень легко читается время, дух эпохи, и при этом большинство предметов очень схожи между собой благодаря технике. Что касается таких гигантов, как Lalique и Daum, то там используется и вовсе крайне простая техника — только кажется, что эти марки делают нечто фантастическое, на самом же деле это просто литье в форму с дальнейшей обработкой. Это, грубо говоря, штамповка. Совсем другое дело — тихое выдувание стекла, когда предмет формируется мастером буквально на глазах из сгустка остывающего в воздухе еще жидкого стекла. И меня по-прежнему удивляет и восхищает способность наших художников выдумать в очередной раз нечто новое, будь то форма или техника. Их фантазия и смелость кажутся мне безграничными.

Где приобретались предметы для Вашей коллекции?

На момент начала моего коллекционирования были живы многие авторы Гусь-Хрустального, Ленинградского завода художественного стекла, завода «Красный май» и завода «Неман». Сами работы найти было уже довольно сложно, но мне посчастливилось познакомиться со многими художниками лично, часто именно у них удавалось и купить редкие произведения. Некоторые работы покупались в ныне несуществующей московской галерее «РосИзо», с руководительницей которой я была знакома.

Как Вы выбираете объекты для коллекции?

Сегодня моя коллекция состоит не только из советского стекла, но и из художественных работ молодых российских художников. Я с удовольствием покупаю новые предметы воссозданного завода в Гусь-Хрустальном. Мне очень нравятся работы Игоря Томского, профессора кафедры художественной керамики и стекла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

Как Вы оцениваете состояние отечественных художественных производств?

Нет никаких производств. Увы, на сегодняшний день существует и продолжает работу сохраняя традиции только завод в Гусь-Хрустальном. Остальные стекольные заводы закрыты. Традиции, существовавшие прежде, сохранены в созданных предметах да в умах мастеров, которых все меньше и меньше. Невозможно воспроизвести прежние техники в формате маленького частного производства, стекло требует заводских пространств. В домашних условиях можно производить сувениры или елочные игрушки, но не полноценные произведения декоративно-прикладного искусства. Нужен завод и большие печи, ко всему прочему это еще и тяжелый труд, к которому в современном поколении мало кто готов. На заводе в Гусь-Хрустальном работают дети предыдущих поколений работников, целые династии стеклодувов, но, увы, это в значительной степени исчезающее ремесло.

Где экспонируется Ваша коллекция?

Я с удовольствием экспонирую коллекцию у себя дома и, отчасти, на даче (Марина Добровинская с мужем Александром Добровинским приобрели и отреставрировали бывшую дачу Любови Орловой и Григория Александрова в Подмосковьеред.). На данный момент иного формата я не планирую — это слишком трудоемко и весьма опасно для такой хрупкой коллекции. Стекло не подлежит реконструкции в случае повреждения, и никакая страховка мне не сможет возместить потерю уникальной вещи. Я получаю огромное удовольствие от расставленного по дому стекла — будь то витрины или просто подоконник — демонстрирую его гостям, а их у нас бывает немало. У меня все объекты выставлены, ничего не спрятано в шкафах, и экспозиция не только пополняется, но и живет в повседневности, переливаясь с течением дня разными красками, рассыпая блики, радуя глаз.

Если говорить о декоративно-прикладном искусстве в целом, то где в России можно его изучить, какие производства и мануфактуры стоит посетить?

На сегодняшний день весь дизайн и искусство сосредоточены в Москве, где регулярно проводятся весьма представительные выставки и ярмарки. Их и стоит посетить, поскольку туда съезжаются производители со всей страны. Разбросанные же по городам и весям производства самого разного масштаба и качества собрать в некий маршрут мне видится невозможным. Все адреса, которые я могу порекомендовать, присутствуют на страницах моих путеводителей. Так в путеводителях по Москве и Петербургу есть упоминания и адреса мануфактур керамики, стекла, дизайна и предметов интерьера.


Марина Добровинская разрабатывает маршруты уникальных поездок за историей, культурой и современными духом городов. В них участники погружаются в различные аспекты жизни той или иной локации — посещают музеи, театры, галереи искусства, рестораны, знакомятся с художниками, им открываются даже плотно закрытые или вовсе невидимые для других двери.

Издательская программа Марины Добровинской логически продолжает тему поездок и образовательные лекции. К 2023 году вышли авторские путеводители по следующим городам: Москва, Санкт-Петербург, Берлин, Париж, Брюссель и др., все с приставкой «Арт» и тиражом пятьсот экземпляров. В них — ответы на вопросы, личные рекомендации от Марины Добровинской и специальный ключ, дающий пропуск в недоступные для большинства места.


Какой путеводитель будет следующим?

На данный момент выпуск путеводителей поставлен мной на паузу. Я с радостью бы сделала издание по российским городам, но, увы, они к этому не готовы. При ближайшем рассмотрении оказывается, что крайне мало того, о чем можно и стоит написать — антикварные магазины и сувенирные лавки не заменят галерей современного искусства, салоны зарубежной мебели не имеют отношения к декоративно-прикладному искусству… Размышляя о возможности сделать путеводитель по Узбекистану, я столкнулась с той же проблемой. Мои книги рассказывают о настоящем, а не о прошлом, каким бы прекрасным оно ни было, но настоящее наступило не везде. Всего на данный момент вышло десять путеводителей, на этом пока все.

А что касается поездок — они будут продолжаться?

Поездки распланированы более чем на год вперед. С периодичностью примерно раз в месяц мы по-прежнему отправляемся по интересному маршруту, чтобы познакомиться изнутри с жизнью, героями, вкусами той или иной известной лишь на первый взгляд локации. Изменились сами направления — мы ездим лишь в дружественные страны, такова моя позиция. Так мы собираемся в Узбекистан, Иорданию, Азербайджан, Марокко, ЮАР. За годы мы успели изучить Европу в достаточной степени, да и сейчас слишком многое там изменилось просто по факту, прежнего привычного мира больше нет. Прожив 30 лет в Европе, сейчас я туда не стремлюсь. В настоящее время происходит закономерный разворот на Восток, а там есть что посмотреть и изучить, не говоря уже о том, что интересно поездить по России. Недавно мы были в Казани — потрясающий город, колоритный, живой, щедрый. На теплоходе по пути делали остановки в Нижнем Новгороде, Костроме, Плесе, Чебоксарах… В планах и другие города — интересны Пермь, Калининград, Красноярск, Владивосток… список практически бесконечен. Мной создан цикл лекций совместно с искусствоведом и архивистом об истории городов России в лектории в центре Москвы. Нам всем стоит постоянно образовываться.

Современное искусство — это не просто красиво, в нем заложены слои смыслов, оно имеет непосредственное отношение к социальным аспектам жизни и происходящим событиям

В Вас явно присутствует страсть к постоянному узнаванию нового, как зажечь ее в других?

Зажечь интерес к чему угодно можно при правильном небанальном личностном подходе. Вот, например, любимое мною современное искусство — непростая тема, но заинтересовать им можно через объяснение, погружение в тему, ответы на самые каверзные вопросы. Современное искусство — это не просто красиво, в нем заложены слои смыслов, оно имеет непосредственное отношение к социальным аспектам жизни и происходящим событиям. Его нужно расшифровывать. Огромный плюс современного искусства в том, что авторы живы, с ними можно и нужно знакомиться, задавать вопросы, спорить, находить близких по духу. Мы не можем обратиться к классикам прошлого, но здесь и сейчас можем наслаждаться настоящим и выбирать свое, имея при этом гарантии подлинности того или иного объекта. Вообще образование — главная инвестиция в жизни, нет ничего правильней, чем инвестировать в себя.

 

Беседовала Наталья Максимова

Предыдущая статья

Замещающие облигации как эффективный способ защиты от девальвации рубля

Следующая статья

Во имя жизни. Чтобы помогать, не нужно страдать, нужно просто помогать