Новая обложка журнала The Economist c традиционным предсказанием на 2024 год вышла в середине ноября. Конспирологи по всему миру принялись за расшифровку политико-экономического комикса. Управляющая компания ТКБ Инвестмент Партнерс проанализировала смыслы и подготовила свою трактовку.
2024 Economist’s World Ahead занимает умы читателей по всему миру. Ежегодно старейшее и авторитетнейшее британское издание The Economist публикует специальный выпуск журнала, где рассматриваются важные темы, тенденции и события, которым суждено определять весь следующий год. Команда журнала, издаваемого с 1843 года и по сей день именующего себя газетой, традиционно впереди планеты всей берется описать мироустройство в грядущем году.
Если обратиться к предыдущим выпускам, то можно отметить, что толкование обложек — не такое уж и бесполезное занятие. Вернувшись к обложкам The Economist за последние несколько лет, нельзя не увидеть в публикациях значительный пророческий смысл.
У The Economist 1,2 млн подписчиков. И еще более 60 миллионов человек следят за публикациями издания через социальные сети
Так в 2019 году издание представило обложку в стилистике Леонардо да Винчи, надписи на которой нужно было читать с использованием зеркала. Героями были выбраны Дональд Трамп и Владимир Путин, китайская панда и витрувианский человек, предъявляющий Вселенной qr-код на смартфоне.
Обложка 2020 года была иронично выполнена в форме таблицы для проверки зрения, где легко читались слова Трамп, Брексит, Климат, Марс, биоразнообразие, крыса, NPT (Nuclear Non-proliferation Treaty — договор о нераспространении ядерного оружия), и, разумеется, Россия. Обращал на себя внимание и выбор цвета цифр 2020 на обложке: первые две — красные (спад финансовых рынков), вторые две — зеленые (рост).
Год 2021 был аллегорически представлен в виде игрового автомата, вот только случайны ли выпавшие на нем символы. Рукоятка «однорукого бандита» выполнена в виде земного шара, что нельзя не воспринять за намек на важность надвигающихся событий для всей планеты. Неслучайно выпавшие символы — вакцина, младенец в маске, вирус, экологическая угроза, флаг Китая и разделенный флаг США…
Прогноз The World Ahead 2022 был на первый взгляд сдержан — на обложке лишь лидеры США и Китая, микроскопы, вакцина и вирус, зеленая энергетика и развитие космической сферы, красные же элементы дизайна, как символ падения финансовых рынков и экономик мира. Сложно не отметить упущенные в прогнозе мировые события, однако, возможно и это не вполне случайно. Само же изображение на обложке оформлено в виде мишени для метания дротиков…
Год 2023 и неожиданно обложка The World Ahead 2023 черного цвета с заранее понятными всем красными акцентами. Мировые лидеры представлены портретами Джо Байдена, Си Цзиньпина и Владимира Путина (практически по центру всей композиции). Именно они задавали вектор развития мировых событий на протяжении года. При этом российский и китайский лидеры смотрят в одну сторону, а президент США — в другую, аналогично и расположенный на одной с ним линии Владимир Зеленский. На обложке присутствовали также другие лидеры — Джорджа Мелони (Италия) и Цай Инвэнь (Тайвань). Ситуация с Тайванем, действительно, отыгралась в уходящем году, а вот присутствие премьера Италии понятно не вполне. Среди прочих «сбывшихся» символов — космический спутник между лидерами Китая и США, молекула позади Зеленского и система залпового огня рядом с ним, рука-манипулятор между главами Китая и Тайваня, квадрокоптер между Си Цзиньпином и Владимиром Путиным…
Общий редакционный анонс трендов года, прилагаемый к выпуску 2024 Economist’s World Ahead, не таит в себе особой интриги, но полностью и не раскрывает замысла авторов. Быстрая сменяемость мировых событий особенно подчеркивается редакцией The Economist. Будь то всплеск вооруженного конфликта, перекраивание карты глобальных энергетических ресурсов или стремительный прогресс в развитии искусственного интеллекта. От ситуации на Ближнем Востоке до повсеместного внедрения электромобилей или лечения ожирения — все сегодня совсем не так, как было всего год или два назад.
Помимо редакционной команды к изданию 2024 Economist’s World Ahead присоединяются лидеры мнений — представители бизнеса, науки и искусства, политики, привносящие свои идеи и видение на ближайший год
Выборы во всем мире сразу для огромного числа избирателей очевидно повлияют на глобальное состояние демократии. В 2024 году в странах, где проживает около 4,2 млрд человек, будет проведено более 70 выборов — голосовать станет более половины мирового населения. При этом есть вероятность, что многие выборы не будут ни свободными, ни справедливыми.
Избиратели и суды вынесут вердикты Дональду Трампу, у которого по-прежнему есть шансы вернуть себе пост президента. Так или иначе результат президентских выборов в США будет иметь глобальные последствия, измениться может все — от климатической политики до военной поддержки Украины.
Выборы президента России также, несомненно, повлияют на будущее мироустройство. Европе придется активизироваться и предоставить Украине военную и экономическую поддержку, одновременно прокладывая путь к возможному членству в ЕС. Это и есть своего рода страховка от риска того, что Трамп восстановит власть и отзовет поддержку.
Нападение ХАМАС на Израиль и возмездие Израиля против Газы перевернули регион и отвергли идею о том, что мир может продолжать игнорировать бедственное положение палестинцев. Станет ли текущая ситуация более широким региональным конфликтом или окажется новым шансом на мир? Для Америки с ее позицией сверхдержавы это будет тестом на то, сможет ли она адаптироваться к более сложному и угрожающему миру.
План Америки повернуться к Азии и сосредоточиться больше на своем соперничестве с растущим Китаем, был сорван войной на Украине, а теперь и в Газе. Россия также отвлекается на другие направления противостояния и теряет влияние. Замороженные конфликты размораживаются, а локальные холодные войны накаляются по всему миру. Мир готовится к еще разрастающимся конфликтам сейчас, когда «однополярный момент» Америки закончился.
Риторика «новой холодной войны» усилилась. По мере замедления роста экономики Китая и роста напряженности в отношении Тайваня, Америка продолжает ограничивать доступ Китая к передовым технологиям. Но западным компаниям, пытающимся снизить зависимость их цепочек поставок от Китая, будет гораздо проще декларировать свое намерение, чем его воплотить. В борьбе за зеленые ресурсы оба лагеря скорее станут «средними державами».
Цель издания 2024 Economist’s World Ahead — помочь зрителю держать свое мировоззрение в бодрствующем состоянии, и, действительно, предсказать, что может произойти в ближайшем будущем
Переход к чистой энергии — это триггер для создания новых зеленых сверхдержав и перерисовка карты энергетических ресурсов. Литий, медь и никель приобретают гораздо большее значение, в то время как нефть и газ и регионы, которые доминируют в их поставках, имеют все меньшее значение. Конкуренция за зеленые ресурсы меняет геополитику и торговлю, создает неожиданных победителей и проигравших. Тем временем, заметен и нарастающий «зеленый бунт» среди избирателей, которые рассматривают климатически благоприятную политику в качестве заговора элит против простых людей.
Западные экономики отработали в 2023 году лучше, чем предполагалось, но при этом процентные ставки останутся «выше и дольше», а потому они будут болезненны как для компаний, так и для потребителей, даже если спада удастся избежать. Особенно пристальное внимание рекомендуется обратить на банковскую деятельность. Экономика Китая и вовсе может впасть в дефляцию.
Искусственный интеллект продолжает оставаться темой номер один. Бизнес его активно применяет, регуляторы его регулируют, специалисты отрасли продолжают его совершенствовать. В будущем споры о лучшем подходе к регулированию ИИ будут лишь обострятся, а его неожиданное использование и злоупотребления будут продолжать появляться все чаще. Существует и масса опасений по поводу влияния ИИ на рабочие места и возможности вмешательства в выборы.
При этом градусе событий надежду на некое затишье в идеологических разногласиях редакция The Economist связывает с отвлечением внимания мировой общественности в пользу развития космической отрасли, освоения Луны, парижской Олимпиады и мужского чемпионата мира по крикету… (ред. — по материалам The Economist).
В приоритетах, обозначенных посредством картинок The Economist на 2024 разобраться не так просто. Снова на обложке выпуска четыре мировых лидера — Владимир Путин, Джо Байден, Си Цзиньпин и Владимир Зеленский. Между президентом России и лидером Украины — песочные часы, время на которых подходит к концу, а над изображением Владимира Путина реет голубь мира. Можно ли это считать намеком на скорое мирное завершение конфликта?
Узнаваем и силуэта Дональда Трампа со стороны президента России, но ситуация с ним явно под вопросом. The Economist так и пишет о выборах в России «Судьба Владимира Путина будет зависеть больше от американских избирателей, чем от российских».
Над Владимиром Зеленским изображены снаряды, видимо, как тезис о военной помощи со стороны стран Запада. Впрочем, направление движения ракет может иметь и более зловещие коннотации. А вот силуэт некой женщины вызывает наибольшее число вопросов — есть версии как о Юлии Тимошенко, так и о Елене Зеленской, равно и о Камале Харрис и даже Мишель Обаме. Космическая гонка, судя по изображенным ракетам и спутникам, будет набирать обороты.
Наличие в представленной инфографике картинки урны для голосований вопросов не вызывает — выборы предстоят повсеместные. Равно как и изображение мозга с подключенными к нему проводами в качестве отсылки к возрастающей популярности ИИ (глаз по центру символизирует восприятие информации, смоделированной уже отнюдь не мозгом). Толковать картинку можно и с позиции восприятия ИИ в качестве очередной глобальной мировой угрозы.
График справа иллюстрирует падение рынков на протяжении всего года, а, может, и мировой финансовый кризис. Джо Байден и Си Цзиньпин на обложке разделены проекциями земного шара и смотрят диаметрально в разные стороны, точками особого внимания в битве за зеленые ресурсы обозначены Тайвань и Южная Америка. Оба президента хотят нарастить свое влияние в указанных регионах. При этом Байден будет делать упор на зеленую энергию, а Си — на электрический транспорт, редкие металлы и вопросы глобального потепления.
Обращая же внимание на цвета тех или иных элементов обложки — смену красных и синих кругов и квадратов и даже черно-белые круги, как иллюстрации циклов затмения небесных тел, можно сделать еще массу предположений о том, что ждет мир впереди в 2024 году.
Стоит отметить, что исключительная осведомленность издания о будущих событиях и способность выстраивать долгосрочные прогнозы происходит будто бы из того, что The Economist принадлежит влиятельнейшим и старейшим аристократическим кланам — Ротшильдам и Аньелли, во всей полноте владеющим информацией о судьбе планеты и имеющим на нее же непосредственное влияние. Поживем увидим, одного нельзя отрицать: пророческая обложка — отличный во всех отношениях маркетинговый ход.
Автор: Наталья Максимова