Хороший год. Время изучать энергию новых вкусов

Российское виноделие за последние несколько лет осуществило переход на качественно новый уровень, интерес к нему среди потребителей растет лавинообразно. Пришло время изучать энергию новых вкусов, феномен современного отечественного производства и его перспективы.

Основные тренды развития отечественного виноделия представляются весьма позитивными, как для профессионалов, так и для стороннего наблюдателя. Несложно заметить, что за последние полтора года представленность в винных картах российских ресторанов сильно изменилась в пользу российского вина.

Пожалуй, на сегодняшний день уже не осталось ресторанов без российских вин, поскольку, наконец-то, многие вина стали продаваться по бокалам. Есть и отдельные рестораны, которые делают ставку на российские винные карты, исключительно на российские вина, но это процесс очень небыстрый.

«На поверхности по-прежнему остается некоторый снобизм потребителя в отношении локальных производителей, существует и конфликт интересов, потому как российское вино не дешевое, и мы понимаем по каким причинам – оно точно так же сделано в значительной мере из импортных комплектующих, — говорит Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент группы компаний Simple. — Можно сказать, что у производителей российского вина сейчас все складывается очень хорошо, а дальше будет только лучше. Буквально пять лет назад представить себе такое окно возможностей было очень сложно, и упускать такой уникальный, поистине исторический момент просто нельзя».

Для российского виноделия наступил «час X»

Удивительная метаморфоза с выходом отечественного виноделия на новый уровень после периода длительного затишья объясняется технически просто. Период становления отрасли занимает от 7 до 15 лет, на данный момент он пройден. Активные инвестиции в этот бизнес начались в 2015 году, а поскольку сам цикл виноградарства занимает 7 лет, то пришло время в буквальном смысле пожинать плоды предыдущей тяжелой и масштабной работы. Это означает, что на сегодняшний день можно быть спокойным за качество вина и виноградников, пришло время глобальных решений, маркетинга и правильного позиционирования.

Для российского виноделия наступил «час X», можно с полной уверенностью утверждать, что в нашей стране будет питься российское вино.

Волнующих многих важный вопрос о конкурентоспособности российского вина в контексте мировых производителей у профессионалов отрасли не вызывает беспокойства.


В ближайшие несколько лет темпы производства качественного российского вина будут наращиваться, но на то, чтобы потребитель начал ему доверять, потребуется гораздо больше времени. Сейчас на рынке около трех десятков сложившихся качественных предприятий из 196, и за 5 лет их число вполне способно удвоиться. Через них будет двигаться всё виноделие, а государству их надо беречь и всячески поддерживать.


«Наши виноделы доказали, что они совершенно конкурентоспособны почти во всех нишах, которые занимают. Российские производители все увереннее чувствуют себя как на полках, так и в винных картах ресторанов. Качественного российского вина определенно стало больше. Согласно последним исследованиям, основной барьер, с которым сталкиваются российское виноделие – не недоверие к российскому продукту (как было раньше), а нехватка качественной информации про виноградники, винодельни, виноделов России. Потребитель готов покупать российское вино, он с радостью исследует такое новое для себя явление как энотуризм и в хорошем смысле удивляется качеству российского вина и тому рывку, который оно сделало за последние буквально 5–7 лет», — уверен Анатолий Корнеев.

Все возрастающий спрос на отечественное вино стоит считать закономерностью, а не вынужденной необходимостью. Вполне можно предположить, что в ближайшие годы можно ожидать удвоения объема российского вина в сегменте качественного виноделия. Сегодня в России реальное потребление вина на душу населения составляет около 8 литров в год, из него качественный сегмент профессионалы оценивают в 4,6 литра, и в этой части рынка российское вино будет быстро расти.

Важным подспорьем в развитии винодельческого хозяйства России является поддержка отрасли со стороны государства, в числе прочего, заработал закон о ярмарках-продажах. Это весьма эффективная и своевременная инициатива, позволяющая не только продавать, но устанавливающая коммуникацию между производителем и конечным потребителем.

И все же ситуацию на рынке было бы несправедливо считать абсолютно безоблачной — виной тому сложности с импортозамещением. Все очевидные проблемы с импортными комплектующими остались. Они касаются бочек, оборудования, пробок и прочего. По словам производителей, в краткосрочной перспективе российское виноделие будет чуть менее цветущим, но все-таки стабильным, потому что рано или поздно альтернативы находятся: например, натуральную пробку можно заменить винтовой. А вот провести импортозамещение бочек быстро не удастся, потому что для качественной бочки древесину нужно сушить как минимум два года. Виноделие стоило бы назвать бизнесом для терпеливых — оно требует времени, но в дальнейшем перспективы отрасли весьма позитивные, да и государство дает понять о готовности оказывать поддержку.

Вероятно, вместе с изменением рынка изменился и потребитель, его запросы, вкусы и ожидания. В этом направлении производителям еще предстоит проделать немалую работу, считает Анатолий Корнеев: «Если говорить о потребительских предпочтениях, то категория российского вина существует сама по себе. Сейчас именно российские вина активно появляются в картах ресторанов, хотя долгое время оставались в тени. Почему? Ответ очень прост: потребление российского вина выросло. В последние два года 60-70% всего потребляемого в нашей стране вина составило отечественное. Его реализуют крупные федеральные продуктовые сети, и именно его мы потребляли на территории туристических кластеров в пределах нашей страны. У российского вина были и остаются преданные потребители, но тех, кто привык к зарубежным винам, нелегко будет обратить в эту веру. Нужно постараться доказать, что у российского вина высокое качество, и это вопрос тоже временной. Мы к этому придем. Но есть еще одна проблема: российское вино дорого стоит, зачастую дороже образцов импортного вина. С этим тоже нужно бороться, выстраивать более четкую бизнес-модель».


Российское виноделие сегодня достойно представляет целый ряд производителей, вот только несколько наиболее успешных: «Галицкий и Галицкий», Имение «Сикоры», Loco Cimbali, «Золотая балка», Alma Valley, «Усадьба Маркотх», «Долина Лефкадия», «Абрау-Дюрсо», «Винодельни Ведерниковъ», «Скалистый берег», Chateau Cotes de Saint Daniel, «Николаев и сыновья», «Шумринка»…


Как и в международном винном сообществе, в России появляются собственные тренды, которые трудно не заметить. Вот уже несколько лет все более популярными становятся оранжи — вина сделанные путем настаивания на мезге, и имеющие характерный цвет и поразительную ароматическую палитру: от сухофруктов до ноток хереса. Особенный хит вышел у крымского винодела Олега Репина: в рамках своего авторского проекта Loco Cimbali он сделал оранжевый бленд из двух мускатов и рислинга. Еще один тренд: работа с автохтонами, т. е. местными сортами винограда. Несмотря на бесспорную популярность международных звезд вроде шардоне и каберне, всегда хочется попробовать что-то свое, локальное.

Если вы интересуетесь российским виноделием, то самый простой способ — обратить внимание на вина от хозяйств, представленных в коллекции «Большое Русское Вино» компании Simple. Во главе некоторых винодельческих проектов из нее стоят серьезные предприниматели. В первую очередь, это Сергей Галицкий в «Галицкий и Галицкий» и Александр Сикорский в имении «Сикоры». И это, несомненно, важный фактор, поскольку не только инвестиции, но и энергия предпринимательства в их случае становится фундаментом для развития хозяйств, а в конечном счете и всей отрасли.

Вина массового сегмента и при этом надежного качества выпускает на Таманском полуострове «Кубань-Вино»

Алексей Толстой, один из лучших виноделов и энологов страны, работает в Краснодарском крае сразу с двумя винодельнями и умеет виртуозно передавать терруар в своих винах. Виноградники его авторского проекта «Усадьба Маркотх» расположены недалеко от Геленджика, у подножия Маркотхского хребта — здесь жаркий и засушливый терруар, и вина получаются экспрессивные, сочные, фруктовые. Если вам близок такой стиль, они точно не оставят равнодушными. А окруженные лесами виноградники проекта «Галицкий и Галицкий» в заповеднике «Красная горка» к северо-востоку от Анапы, напротив, – одни из самых прохладных в России, и дают невероятно тонкие и деликатные вина. Лучший российский пино нуар по мнению Анатолия Корнеева — это пино нуар от имения «Сикоры».

Уникальный терруар и у винодельни «Шумринка» в селе Гай-Кодзор. Виноградники высажены в долине реки Шумринка, и морское влияние в этой области сочетается с горной прохладой. Игристое вино от «Шумринки» обладает собственным стилем — оно вполне может стать альтернативой франчакорте, а также креманам и игристым из итальянского аппелласьона Тренто. Российские альтернативы шампанскому лучше искать севернее — например, с этой задачей справится Magnatum от хозяйства «Лефкадия».


Целый ряд отечественных виноделен превратили собственное производство в интереснейшие и уникальные объекты туризма высокого уровня, где можно изучить производственный цикл от лозы до бутылирования, продегустировать различные сорта вина, прочувствовать дух места, винодельческий класс и заразиться энергией людей, увлеченных вкусом и актуальным бизнесом.


Вина массового сегмента и при этом надежного качества выпускает на Таманском полуострове «Кубань-Вино» (флагманский бренд хозяйства — Chateau Tamagne). К слову, во главе этого винодельческого предприятия — тоже предприниматель Александр Кретов, адепт технических инноваций. Линеек у «Кубань-Вино» очень много, особенно пристальное внимание стоит обратить на тихие вина.

Пока же сомелье изучают потенциал производителей и особенности терруаров потребителю хочется порекомендовать погрузиться в вопрос самостоятельно с тем, чтобы обнаружить для себя несколько наименований российских вин достойных стать любимыми.

Автор: Наталья Максимова

Предыдущая статья

Pantone 2024 — «успокойтесь»

Следующая статья

Путешествие к себе вокруг Ладоги