Трудно осознать, но правильного ответа на вопрос нет и не будет. Неопределенность на рынке акций не меняется из-за VIX (the CBOE Volatility Index). Рост VIX говорит только о том, что вчера люди недооценивали неопределенность больше, чем сегодня.
Поэтому я без понятия, какой будет индекс SP500 или индекс ММВБ до конца этого или 2019 года. И вообще это второе заблуждение, что есть аналитика, которая это может предсказать. Нет ее и не будет.
Задача – какой будет курс Сбербанка через 3,6,… месяцев – это неправильная задача
А что делает управляющий? Он составляет такой портфель, который оптимален (с его точки зрения, возможно ошибочной) под определенную задачу. Т.е. важна не только квалификация управляющего, но и правильно сформулированная задача. Т.е. задача – какой будет курс Сбербанка через 3,6,… месяцев – это неправильная задача, не надо ждать её решения. А вот вопрос, надо ли покупать Сбербанк в состав портфеля акций (т.е. мы предполагаем, что такой мандат – мандат на покупку российских акций – уже существует) – это правильный вопрос. Резюме, покупать или нет сейчас?
За последние три года рынок нас приучил, что все проливы надо выкупать. И вероятно сейчас, это сработает опять. Но также вероятно, что это ошибка. Что же делать? Решение может выглядеть так: а) покупай столько акций, сколько готов выдержать (готов потерпеть убыток от переоценки) на горизонте не менее 3-х лет; б) покупай те акции, которые выглядят лучше других; в) разбей покупку на части.
Самое сложное, это когда рынок упорно дальше идет вниз. Ведь никто не гарантирует, что SP500 сделает еще -15% или -25%, или начнет падение Китай, или нефть упадет в 40, или… Этих «или» на самом деле легион, и чаще, чем хотелось бы, они приходят оптом. Самое неправильное – это ставить технический стоп-лосс, т.е. продать хороший портфель из-за переоценки котировок вниз. Стоп-лосс – это инструмент спекулянта, торгующего короткие движения. С моей точки зрения, технический стоп-лосс к инвестированию не имеет никакого отношения. Инвестору стоит продавать только те бумаги, которые стали «плохими», т.е. бизнес компаний безвозвратно резко изменился в худшую сторону на основании существенных новостей, поступивших к нам после покупки. Закрывать стоп по классу активов на основании переоценки – это однозначная дорога к бедности.
Покупаю ли я сейчас российские акции? Ответ – да, для рублевых мандатов. Плавно наращиваем долю акций. Но оставляем запас, чтобы в случае снижения мы смогли взять еще.
Что я думаю о падении американских акций? Ничего. Но купить стоит для долгосрочного портфеля. История этого рынка, а также его качественные характеристики говорят о том, что на горизонтах, измеряемых десятилетиями, – это одна из лучших (доходных) инвестиций в мире. А сейчас дают скидку. Сколько брать – сколько не жалко.
На картинке график индекса волатильности VIX. Увлекательная вещь для анализа аналитиками и бесполезная для принятия решений.