160 лет назад – указом от 31 мая 1860 года был учрежден Государственный банк Российской империи, Московская контора которого разместилась в специально построенном для банковских нужд здании на Неглинной улице. Следует отметить, что подобные специализированные строения для банков в Москве начали появляться лишь в конце ХIХ века, а до этого банковские учреждения и сберегательные кассы размещались в усадьбах или зданиях казначейств. Журнал ТКБ Инвестмент Партнерс решил показать наиболее известные исторические здания, где располагались крупнейшие банки дореволюционной Москвы.

В 1817 году в России было положено начало новой банковской реформы, в ходе которой на базе учетных контор при Государственном ассигнационном банке был создан новый Государственный коммерческий банк. При его организации также был создан Совет государственных кредитных установлений, началась подготовка реорганизации Государственного заемного банка. Основной целью проводимой банковской реформы было способствование укреплению частных кредитов, что, в свою очередь, могло бы способствовать развитию земледелия, промышленности, торговли.

Перед учреждением банка в Государственный совет министром финансов Д. А. Гурьевым был представлен доклад императору, в котором были изложены основные направления деятельности будущего банка. Предполагалось, что банк будет осуществлять следующие операции: хранение вкладов в слитках золота, серебра и в иностранной валюте; трансферты денежных вкладов по примеру Гамбургского и Амстердамского жиро-банков (операции в виде безналичного расчета); прием вкладов с начислением по ним процентов; учет векселей; ссуды под товары.

В манифесте об учреждении Государственного коммерческого банка говорилось:

«Желая открыть купечеству вящие способы к облегчению и расширению коммерческих оборотов, признали Мы за благо вместо существующих ныне учетных контор, коих действие по маловажности их капиталов и разным неудобствам, в образовании их замеченным, не приносит торговле ощутимой пользы, учредить Государственный коммерческий банк».

Банк начал свою работу с клиентами 2 января 1818 года. Уже 7 января 1818 года второе отделение банка, занимающееся расчетами по векселям, приняло к учету первое письменное долговое обязательство от петербургского купца Михаила Солодовникова на 5 тысяч рублей.

На следующий год после начала работы, в 1818 году, была учреждена Московская контора Государственного коммерческого банка.

Московская контора Государственного коммерческого банка

В те времена банки обычно располагались в усадьбах. В 1821 году из-за финансовых проблем дворянская семья Луниных продала часть своего усадебного комплекса Коммерческому банку.

В те времена банки обычно располагались в усадьбах

Владельцем усадьбы являлся генерал-лейтенант Петр Лунин, посвятивший свою жизнь военной карьере. В 1802 году он приобрел бывший дом семьи Путятиных, возведенный в 1787 году по проекту архитектора Елизвоя Назарова. На начало XIX века здание представляло собой классическую усадебную композицию, включающую в себя главный корпус, флигель и отдельные постройки во дворе.

Во время пожара 1812 года здания сильно пострадали, поэтому семья Луниных была вынуждена масштабно реконструировать помещения. Перестройка усадьбы началась в 1814 году под руководством архитектора Доменико Жилярди, известного своими проектами по возведению зданий в стиле московский ампир. В течение последующих четырех лет главный корпус был объемно расширен, новый фасад был обращен на Никитский бульвар, справа возвели двухэтажный флигель с шестиколонным портиком, а слева — одноэтажный служебный корпус. На высоте цоколя двухэтажный флигель украшал ионический портик, а между колоннами был помещен барельеф на тему победы в Отечественной войне 1812 года. На фасаде также располагались тридцать два изображения из древнегреческой мифологии, в том числе и лира. Украшения дома были посвящены дочери Петра Лунина — оперной певице Екатерине Риччи.

Дом Государственного банка. «Архитектурные памятники Москвы». Выпуск 1. 1904 г.

Дом Луниных стал одним из символов послепожарной Москвы. Комиссия о строении Москвы — организация, созданная для устранения результатов пожара, — даже отметила усадьбу как один из новых архитектурных эталонов середины XIX века.

Комиссия о строении Москвы отметила усадьбу как один из новых архитектурных эталонов середины XIX века

Из-за финансовых трудностей в 1821 году семья Луниных была вынуждена продать главный корпус Коммерческому банку, а сама переселилась во флигель. После смерти Петра Лунина в 1822 году вдова Евдокия Лунина продала банку оставшиеся здания усадебного комплекса. По факту продажи комплекса Жилярди пришлось изменить проект постройки и придать дому черты общественного назначения: в главном здании был организован парадный вход, что было нетипично для усадебных построек того времени. Колоннаду оформили в горизонтальной неглубокой лоджии с ажурным балконом, служащим также навесом подъезда.

Дом Государственного банка. Журнал «Мир искусства», 1904 г., вып. 7

Структура Государственного коммерческого банка

Структура Государственного коммерческого банка состояла из правления и отделений. Правление банка состояло из управляющего, четырех директоров от правительства и четырех директоров, избираемых от купечества. В функции правления банка входило руководство и осуществление надзора за всеми операциями, которые проводились в отделениях.

Управляющий Государственным коммерческим банком назначался императором по представлению министра финансов. По уставу банка управляющий являлся председателем правления банка. В его обязанности входили контроль работы служащих всех отделений и исполнения ими должностных обязанностей, он определял сроки выполнения заданий, переводил служащих из одного отдела в другой.

Директора банка от правительства, а также правитель канцелярии также назначались министром финансов и утверждались в должности императором. Министр финансов назначал бухгалтеров, контролеров, кассиров и их помощников, архивариусов, экзекуторов, маклеров. Остальные, более низшие служащие, в том числе и счетчики, принимались на службу самим правлением банка.

Директора от купечества избирались сроком на четыре года обществом первых двух гильдий из первостатейных купцов, торгующих при Санкт-Петербургском и Кронштадтском портах.

При правлении банка также числились правитель канцелярии, два письмоводителя, архивариус и экзекутор. Канцелярия напрямую подчинялась управляющему банком.

В Государственном коммерческом банке было четыре отделения.

Первое отделение занималось приемом и выдачей вкладов, приемом вкладов для трансферта и для приращения из процентов. В нем велись бухгалтерские и контрольные (контролерские) книги по вкладам.

Второе отделение занималось предоставлением ссуд под векселя. Оно вело дела по протесту просроченных векселей, в том числе и по взысканиям по ним.

Третье отделение занималось выдачей ссуд под товары. Также оно осуществляло продажу товаров при просрочке ссуды или неполном ее возврате и другие операции, связанные со ссудами.

Четвертое отделение осуществляло прием, хранение и выдачу разного рода сумм. В отделении было три кассы: одна для хранения вкладов, другая для их ежедневного приема и третья — для ежедневной выдачи денег.


Колоннада Государственного банка. Журнал «Мир искусства», 1904 г., вып. 7

В конце 1850-х годов экономическая ситуация в Российской империи изменилась. Снижение процента по вкладам привело к оттоку вкладов из казенных банков, что стало началом конца дореформенной банковской системы. Правительство, которое уже было не в состоянии вернуть деньги вкладчиков, взятые в качестве беспроцентных ссуд у банков, приняло решение о консолидации вкладов, которые были объявлены государственным долгом. После чего вновь были снижены проценты по вкладам, ликвидированы государственные ипотечные банки и проведена реорганизация Государственного коммерческого банка. Указом Александра II от 31 мая 1860 года Государственный коммерческий банк был реорганизован в Государственный банк Российской империи.

В конце 1850-х годов экономическая ситуация в Российской империи изменилась

После революции в усадьбе располагались государственные учреждения. В 1970 году здание перешло во владение Музею Востока. В ходе реставрации, проводившейся вплоть до 1984 года, была восстановлена внутренняя отделка, отремонтированы коммуникации, а также реконструирована лепнина, росписи стен и плафонов.

Московская контора Государственного банка Российской империи

В 1728 году генерал-майор Артемий Волынский стал скупать пустопорожние участки близ Кузнецкого моста у князей Шаховских и Львовых. В 1731-м новый хозяин начал строительство усадьбы по проекту архитектора Петра Еропкина. Имение располагалось с двух сторон реки Неглинной, которая протекала через парк поместья. Главный корпус имения находился в отдалении от красной линии улицы Рождественки, позади него был разбит сад с прудами, беседками и фонтанами.

В 1759 году земля перешла в собственность мужа дочери Волынского Ивана Воронцова. Новый владелец расширил территорию и разбил на склонах французский парк. В 1778-м старинный особняк реконструировали по проекту архитектора Матвея Казакова. В 1780-х годах городские власти обустроили Неглинную набережную за счет отторжения прибрежной территории поместья. После смерти Воронцова имение разделили между наследниками, и в 1793-м южную часть территории вдоль улицы Кузнецкий мост приобрела помещица Ирина Ивановна Бекетова. К 1809 году северный участок был выкуплен за счет казны и перешел в ведомство Императорской Медико-хирургической академии. В бывших палатах Воронцова расположились учебные классы, а в парке за домом — аптекарский сад.

С 1844 года территорию занимали клиники Московского университета, однако уже в 1873-м в городскую думу внесли предложение о переносе больниц на новое место. Комплекс был окружен городскими постройками, что препятствовало возведению дополнительных хозяйственных помещений. Кроме того, учреждения находились в отдалении от других владений медицинского факультета, которые располагались в окрестностях Моховой улицы и Петровки. В 1880-х годах Варвара Морозова пожертвовала университету участок усадьбы близ Большой Пироговской улицы, что положило начало созданию единой клинической базы университета.

Здание Московской конторы Государственного банка, 1900 г.

В 1888 году часть бывшего имения Воронцова перешла в безвозмездную собственность Московской конторы Государственного банка Российской империи. Через два года состоялась торжественная закладка главного административного корпуса. Его строительство осуществлялось по проекту Константина Быковского под непосредственным контролем управляющих банка Алексея Цимсена и Юлия Жуковского. Для этого была создана особая комиссия, представителем которой являлся руководитель филиала И. И. Билибин. Новое здание имело два этажа и находилось в отдалении от красной линии улицы. Такое расположение обеспечивало сохранность подземных помещений банка, несмотря на глинистые прибрежные почвы. Для укрепления фундамента в грунт забили 4675 свай, длина некоторых из них достигала 8,5 метров.

План дома напоминал крест, где малая перекладина была выделена со стороны улицы повышенным ризалитом. В этой части здания находились холл и парадная лестница, по сторонам от них — помещения для банковских служащих и посетителей. Комнату, расположенную над вестибюлем и выходившую окнами на Неглинную, занимал овальный Зал заседаний Правления конторы. Одну из его стен украшал альков с портретом действующего императора, а с противоположной стороны был обустроен переход в кабинет управляющего конторой. В середине боковых крыльев дома размещались просторные залы, которые через массивные арки соединялись с конторами банковских служащих, обращенными на улицу и во двор. Центральные нефы, увенчанные крестообразными сводами, имели большую высоту, чем боковые помещения. Ученик Быковского архитектор Иван Машков заметил в таком устройстве сходство со средневековыми базиликальными разрезами.

Неглинный проезд у Государственного банка. Фотография, 1900–1908 гг.

Здание на Неглинной стало первым в Москве особняком, построенным специально для отделения банка

В апреле 1894 года комплекс открылся для посетителей, а в мае того же года состоялось торжественное освящение строения. На мероприятии присутствовали великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной. По некоторым данным, именно благодаря этому проекту Быковский получил звание профессора архитектуры. Его творение стало первым в Москве особняком, построенным специально для отделения банка, а также одним из немногих, подъезды к которому были заасфальтированы.

В главном здании располагались: кассы текущих счетов и переводов, ссудное, фондовое и учетное отделения, вексельная, сберегательная, разменная и приходная кассы, а также отделы бухгалтерии. В стенах особняка оборудовали два основных денежных хранилища. Кладовая разменной кассы находилась на втором этаже. Ее окна защищали решетки, своды комнаты укрепили металлическими рельсами, а стропильное покрытие над всей средней частью строения выполнили из железа. Кладовая вкладов на хранение занимала два этажа бокового корпуса со стороны двора и была оборудована ярусами с железными шкафами. Кабинеты чиновников оснастили внутренними телефонами, для вызова курьера установили электрические звонки. Кроме того, в корпусе действовали телеграф и почтовое отделение.


Архитектурные особенности

Фасады Московской конторы Государственного банка выполнены в стиле ренессанс и богато отделаны лепниной. Нижний этаж декорирован крупным алмазным рустом и служит стилобатом для верхнего яруса. Центральный ризалит со стороны улицы оформлен тремя арочными окнами Зала заседаний Правления конторы. Над каждым из них размещены маски бога коммерции — Гермеса, — а также фигуры, олицетворяющие процветание торговли, промышленности и финансов. Они разделены колоннами композитного ордера. Известно, что скульптуры созданы по эскизам академика Александра Опекушина. Венчает строение карниз с аттиком, где располагается название учреждения. Почти квадратные окна боковых крыльев также разделены приставными коринфскими колоннами, которые служат опорой для вынесенного архитрава. Лепные элементы декора выполнены В. Л. Гладковым. Быковский тщательно проверял качество каждой детали и неоднократно отправлял их на доработку. В результате работы отстали от графика на три месяца. Современники восторженно отзывались о творении архитектора, однако позднее некоторые исследователи полагали, что фасад строения перенасыщен декором.

Интерьер большого зала Московской конторы Государственного банка. 1908 г.

Главный вход в здание располагается в ризалите центрального фасада и ведет в просторный вестибюль, из которого широкая лестница поднимается в холл. На противоположной стороне зала находится прямой переход к парадной лестнице. Ученик Быковского архитектор Иван Машков так описывал это помещение:

«Из обширного вестибюля три арки открывают вид на помещение главной лестницы, освещенное через стеклянный цветной потолок. Лестница размещена в пять маршей, которые оборотами на две стороны приводят в открытую арками галерею второго этажа, соединяющую два зала для банковских операций, занимающие два боковых крыла».

Интерьер большого зала Московской конторы Государственного банка. Справа стоит Милий Павлович Паутов, чиновник Московской Контрольной палаты. 1908 г.

Несмотря на многочисленные перестройки планировка корпуса почти не изменилась, сохранились также отдельные элементы убранства, выполненные по эскизам Быковского. Среди них: цветной витраж светового фонаря, балюстрада парадной лестницы, ограждения галереи, выполненные в виде грифонов. Часть второго этажа занимает выставка с портретами управляющих банком. Во время реконструкции ансамбля по проекту Жолтовского на стене южного корпуса разместили старинный термометр.


На территории возвели два трехэтажных здания, в которых обустроили квартиры чиновников. На первых ярусах строений размещались комнаты для подчиненных, второй и третий занимали квартиры старших контролеров, экзекутора, кассира и управляющего. Для отопления помещений было установлено 11 голландских печей, в подвалах действовали домовые прачечные и столярные мастерские. На Неглинной проживала треть служащих, оставшаяся часть — в Доме Лунина близ Никитского бульвара.

На территории возвели два трехэтажных здания, в которых обустроили квартиры чиновников

В 1895—1896 годах по проекту Быковского на северной границе участка возвели здание Ссудной казны. Торец строения был обращен на Неглинную улицу, его украшал высокий портал, сходный по декору с главным корпусом. Фасад оформили двумя пилонами, внутри которых располагался портик в антах из композитных колонн, обрамлявших вход в помещение.

Г. В. Барановский — Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том 2, книга 2. 1908. «Здание Конторы Государственного Банка в Москве. Проф. Арх. К. М. Быковский»

В связи с денежной реформой Сергея Витте и увеличением функций Государственного банка Российской империи было принято решение расширить здание Московской конторы. В 1908-м под руководством архитектора Иллариона Иванова-Шица главное строение дополнили двумя симметричными корпусами по бокам от ризалита заднего фасада. В них устроили квадратные залы, каждый из которых освещался световым фонарем. Новые помещения заняли фондовое подразделение и отделение вкладов на хранение.

После Октябрьской революции комплекс на Неглинной улице был передан в ведомство Народного банка. В 1922 году на его основе создали Государственный банк СССР. Строения не могли вместить все подразделения конторы, поэтому в 1927—1929 годах их реконструировали. Руководителем проекта выступал архитектор Иван Жолтовский, которому помогали Г. П. Гольц, С. Н. Кожин и М. П. Парусников. Известно, что рассматривался также проект Алексея Щусева, однако предпочтение отдали задумке Жолтовского.

Аэросъемка здания Центробанка, 1991-1992гг.

По замыслу архитектора особняк дополнили двумя шестиэтажными корпусами. Для этого демонтировали здание Ссудной казны, а также часть жилых строений. Фундамент сооружений расположился вплотную к коллектору реки Неглинной, поэтому конструкцию укрепили сваями, сплошными плитами и опускными колодцами. Рабочую площадку оснастили техническими лифтами и вагонетками для быстрого перемещения материалов. Изначально проект Жолтовского подразумевал надстройку главного корпуса дополнительными этажами, однако позднее от этой идеи отказались. Часть северного крыла отдали под типографию, оставшееся пространство было отведено под операционные помещения. В южной пристройке находились кабинеты правительства и Зал заседаний. Кроме того, бывшие жилые дома объединили, а образовавшийся в результате флигель заняли кабинеты конторских служащих. В 1950-х годах цельный дворовой комплекс достроили четвертым этажом.

К 1970 году вдоль восточной границы территории было возведено двухэтажное хозяйственное здание. Его заняли гаражи и складские помещения. В середине 1980-х годов проходила реконструкция южной и центральной части бывших жилых корпусов. В 1991-м Государственный банк выпустил 5 рублей с изображением дома на Неглинной улице.

Московский международный торгово-промышленный банк

Согласно переписи 1620 года, часть улицы Рождественки на пересечении с Кузнецким мостом относилась к владениям боярина Ивана Александровича Колтовского. Предположительно, он завещал имение церкви, потому что через восемнадцать лет земля упоминается в переписях как часть архиерейского подворья Суздальского Покровского монастыря. Согласно описям, составленным после Троицкого пожара, подворье перешло в ведение церкви святых Иоакима и Анны. Историк Виктор Васильевич Сорокин указывает, что в конце XVIII века территория относилась к обширным владениям графа Ивана Воронцова. Большая ее часть пустовала, но отдельные участки, вероятно, занимали хозяйственные пристройки.

В XIX веке территорию разделили на два самостоятельных владения. Южная часть принадлежала комиссионеру Ипполиту Петровичу Маскале. После нескольких переуступок она перешла в собственность купца Михаила Семеновича Комарова. В этот период на участке стоял дом в стиле классицизм, украшенный портиком дорического ордера и тремя крыльцами с коваными лестницами.

Северная часть участка изначально находилась во владении французского купца Венцеслава Деллавоса, при котором имение представляло собой каменное двухэтажное здание, окруженное более низкими постройками. В 1809-м усадьбу выкупил капитан Дмитрий Петрович Вердеревской, а затем — надворный советник М. Д. Засецкий. К тому моменту на участке уже располагалось трехэтажное здание с классическими фасадами и рустированным нижним ярусом. Комаров и Засецкий сдавали первые этажи обоих особняков под магазины. Так, в разное время помещения снимали ювелирные, цветочные, табачные и сапожные лавки, токарная мастерская, салоны одежды Фаоло и Ришара, столовой посуды Франса Гарднера и другие заведения. На территории также действовал музыкальный магазин Максима Эрлангера. Часть усадеб переоборудовали под съемные квартиры, где проживали доктор Болеслав Млодзиевский, хирург Федор Гааг, актер Леонид Леонидов, директор императорских театров Альберт Бредов.

В 1875-м имения Комарова и Засецкого приобрел купец Иван Григорьевич Фирсанов, перестроивший южную усадьбу Комарова по проекту архитектора Митрофана Арсеньева. В августе 1876-го в перестроенном особняке начала действовать библиотека А. П. Зубчаниновой, а с 1884-го — книжные магазины Анатолия Мамонтова, в усадьбе функционировало училище Е. Ф. Отто.

После смерти Фирсанова имение унаследовала его дочь Вера Ивановна, у которой 18 июля 1895 года участок выкупило руководство Московского международного торгового банка. Стоимость имения Фирсановой общей площадью 998 квадратных саженей составила более 600 тысяч рублей. Созданная на основе Рязанского торгового банка, организация планировала построить на этом участке здание московской конторы. Оно должно было отличаться монументализмом и богатым декором, чтобы подчеркивать статус нового банка.

Почтовая открытка, 1906 г.

Здание должно было отличаться монументализмом и богатым декором, чтобы подчеркивать статус нового банка

Архитектором выступал Семен Эйбушитц, подготовивший проект в стиле неоренессанса с элементами римского барокко. Для устройства операционного зала пригласили инженера Владимира Шухова, который разработал конструкцию стеклянной крыши — «фонаря». В работах также принимал участие архитектор Александр Ниссельсон. Изначально угол строения на пересечении Рождественки и Кузнецкого моста планировали выделить массивным куполом, но от этой идеи отказались. Строительство началось весной 1897-го, и через год новое здание заняло южную часть прямоугольного владения, образуя закрытый двор со старыми постройками.


Архитектурные особенности

Строение располагается на возвышенной части Кузнецкого переулка и подчеркивает естественный рельеф. Со стороны улицы угол здания скошен и вогнут, что было нехарактерно для архитектуры того времени. Предположительно, Эйбушиц почерпнул идею углового фасада в римском здании Банка Святого Духа. Первый этаж отделан темным песчаником и украшен рустом и коринфскими колоннами, над главным входом размещено арочное окно, занимающее два этажа. По бокам оно оформлено колоннами, поддерживающими мощный карниз. Верх строения подчеркнут аттиком с надписью: «Банкъ». Окна вдоль переулка уменьшаются к периферии, что придает центральной композиции преувеличенный масштаб.

Palazzo del Banco di Santo Spirito (Здание Банка Святого Духа)

Задний фасад дома представлен массивным цилиндрическим объемом, к которому примыкают корпуса вдоль улиц. Такая планировка позволяет рационально использовать угловую часть участка. Через главный вход посетители попадают в вестибюль, декорированный лепниной и колоннами. Из помещения в холл банка ведет лестница из белого мрамора, в здании функционировал лифт, оформленный коваными решетками с растительным орнаментом. Центральную часть первого этажа занимает операционный зал, над которым расположен плоский световой потолок, поддерживаемый восемью трехчетвертным колоннами, они отделяют двухъярусные открытые галереи. Холл второго этажа украшают люстра с лепниной и витраж, выходящий в Операционный зал. Напротив витража изначально располагался овальный кабинет руководителя банка. Кессонный потолок комнаты расписали альфрейной живописью под дерево, ее восстановили во время реставрации 1990-х годов. Стены также отделаны деревянными панелями с резными филенками. На третьем этаже размещался Зал заседаний, украшенный дубовым витражом с часами. Боковые корпуса занимали кабинеты банковских служащих, куда вели массивные деревянные лестницы.


В 1909-м Московский международный торговый банк стал частью Соединенного банка, и его правление заняло помещения на Рождественке. В начале XX века на первом этаже здания действовал ресторан, о котором москвовед Татьяна Бирюкова сообщает:

«Самым любопытным и необыкновенным стало питейное заведение под таинственным, не переводимым на русский язык названием — «Квисисано» на Рождественке в доме Московского Международного Торгового банка. Этот новый ресторан занимал два больших зала, при входе в которые публику поражали автоматические буфеты, и особенно полное отсутствие прислуги. В серединах залов были расставлены столы. Справа от входа размещались буфеты с напитками, где на крючках были развешаны рюмки для разных сортов вин. А на ярлычке с названием вина было написано еще и то, что для его получения следует опустить в автомат две десятикопеечные монеты».

Правление банка стремилось рационально использовать всю принадлежавшую ему землю и сдавало соседние сохранившиеся усадьбы в аренду под магазины, ремесленные лавки и квартиры. В 1914-м на их месте планировали возвести единый семиэтажный доходный дом по проекту архитектора Мариана Перетятковича и инженера Казимира Мешкиса. Но замысел не был осуществлен из-за начавшейся Первой мировой войны.


Соединенный банк

Соединенный банк — крупный российский банк, работавший в 1909—1917 годах.

Учреждение банка было санкционировано Николаем II 13 (26) декабря 1908 года. Банк был образован на основе трех несостоятельных банков, входивших ранее в группу Л. C. Полякова: Южно-Русского промышленного, Московского международного торгового и Орловского коммерческого. Ранее общие собрания акционеров каждого из этих банков приняли решения ходатайствовать об их объединении. За основу устава нового банка был принят устав Южно-Русского промышленного банка — к этому банку формально присоединились два остальных банка. Общий уставной капитал банков сократился с 20 до 7,5 млн руб.

Реклама Соединенного банка, 1911 г.

В 1910 году крупным акционером банка стал Banque de L’Union Parisienne. Основным направлением деятельности Соединенного банка было финансирование промышленности. В 1910 году основной капитал составлял уже 15 млн руб., в 1911 — 22,5 млн руб., в 1912 — 30 млн руб., в 1914—1917 годах — 40 млн руб. Банк имел 92 отделения, 3 из которых располагались за границей. По объему операций занимал 9-е место в России среди частных банков. Правление размещалось в собственном здании в Москве на углу Кузнецкого Моста и Рождественки. Председателем правления до мая 1917 года был граф В. С. Татищев, председателем совета — А. Р. Ледницкий. В мае 1917 года контроль над банком перешел к группе Ф. В. Стахеева.

После Октябрьской революции вместе с другими частными банками был ликвидирован (национализирован) присоединением к Государственному банку декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 года. Декретом Совнаркома от 23 января (5 февраля) 1918 года акционерный капитал банка, наряду с акционерными капиталами других частных банков, был конфискован в пользу Государственного банка Российской Республики.


Согласно декрету «О национализации банков» от 1917 года частные финансовые организации ликвидировали и реорганизовали. Дом на пересечении Кузнецкого моста и Рождественки перешел в ведение Государственного сельскохозяйственного банка. Позднее в здании также начала действовать Центральная сберегательная касса, в 1959-м помещения третьего этажа занял Государственный институт искусствознания под руководством Игоря Грабаря. В этот период Зал заседаний на втором этаже использовали как читальный. Уже через год институт получил более просторные помещения на улице Кирова. К 1963-му дом на Рождественке занимал Международный банк экономического сотрудничества. В 1980-х годах помещения передали руководству Жилищно-коммунального банка СССР, вскоре его реорганизовали в Акционерный банк содействия предпринимательству. Известно, что на территории комплекса действовал Департамент труда и занятости, где с июня 1989-го функционировала биржа по трудоустройству студентов средних профессиональных заведений. Через десять лет руководство Акционерным предпринимательским банком перешло Банку Москвы, который в 2016-м стал частью банка ВТБ.

Согласно декрету «О национализации банков» от 1917 года частные финансовые организации ликвидировали и реорганизовали

В 1992—1995 годы в здании проходила масштабная реставрация, во время которой восстановили первоначальный облик фасадов, воссоздали ограду дома и обновили металлический декор здания: капители, карнизы, балясины и другое. При работах над витражом операционного зала создали реплику утраченных ранее часов с двусторонним циферблатом. Световой потолок помещения освободили от железных листов, которыми его закрыли в более ранний период. Во время реконструкции выяснилось, что под вестибюлем здания изначально располагались подвальные помещения, засыпанные позднее. Их удалось восстановить вместе с утраченной после 1982-го парадной лестницей холла. В 2001 году реставраторы провели работы на нижнем этаже операционного зала, где отремонтировали колонны и обновили паркет.

 


Источник фотоматериалов: портал pastvu.com

Категории:История