Самый авторитетный эксперт Санкт-Петербурга, галерист Марина Гисич, о настоящем моменте в развитии отечественного арт-рынка, о том, зачем покупать современное искусство и можно ли рассматривать его в качестве инвестиции.
Что сейчас происходит на рынке современного российского искусства?
За последние пару десятков лет в России такой рынок действительно сформировался. При этом надо отметить, что даже период пандемии оказал на рынок исключительно положительное воздействие – спрос был ажиотажным. Две последних ярмарки Cos Moscow выявили качественно новый скачок интереса к искусству, как в плане роста числа коллекционеров, так и в плане общей востребованности. Моменты закрытости обозначили еще более яркий интерес к миру внутреннему.
Каким видится дальнейшее развитие?
Это зависит от позиционирования, от того, отрицаете ли вы себя в дне сегодняшнем или продолжаете реализовываться в поступательном развитии. В зависимости от этого, различных участников рынка ждут разные сценарии. Мы – моя галерея, бизнес – остаемся в прежней позиции, неизменной уже в течение 20 лет, то есть придерживаемся мнения, что во все времена люди должны поддерживать то прекрасное и ценное, что есть у человечества – культуру и искусство. А они, в свою очередь, поддерживают нас в самые непростые моменты. Долгие годы мы обращали взор на западные рынки и не использовали внутренние ресурсы, историю, контексты, но при этом приобретая опыт (речь про художников, дизайнеров, архитекторов и др.), теперь пришло время заметить, что клондайк находится внутри нас самих. Появились и продолжают появляться уникальные художники и галереи, уровень искусства и предметного дизайна действительно восхищают, осталось наработать соответствующие технологии и развиваться уже внутри страны, на новых рынках. Чрезвычайно важно популяризовать внутренний туризм, знакомить нас с нами же самими.
Появились и продолжают появляться уникальные художники и галереи, уровень искусства и предметного дизайна действительно восхищают
Как повлияли события 2022 года и как долго продлится это влияние?
Любое влияние и события могут рассматриваться с различных точек зрения. Да, мир сильно изменился и это приведет к дальнейшим изменениям в любых сферах жизни. Но моя позиция неизменна – ничто не способно повлиять на мою трудоспособность, любовь к профессии, желание продолжать двигаться вперед. В истории было немало драматичных периодов, но любые невзгоды искусство может сделать светлей, обеспечить моменты радости, передышки и осмысления. Рассматривая сегодняшние реалии, важно определиться с собственной позицией. Для меня, как для участника рынка, важно оставаться в искусстве и осознавать, что я могу посредством своей работы сделать для других представителей индустрии, чтобы рынок продолжал существовать и развиваться. Правила могут меняться – профессия остается.
Сохранится ли прежний интерес к российскому искусству в мире вне доступа России на международные выставки?
Действительно, сейчас нам на какое-то время стоит забыть про присутствие на мировом, европейском рынке. Но 2023 год вне контекста внешней конъюнктуры представляется мне весьма перспективным. На первый план выходит то, как технично выполнять те или иные действия, не тратить энергию попусту, использовать весь накопленный опыт. Через собственные финансовые и личностные вложения я интегрировала российское искусство и культуру в мировой контекст, и осознание настоящего момента дается мне непросто. У меня муж – француз, наши дети выросли в духе европейского воспитания, мы привыкли жить между странами и то важное, ценное, что было наработано, впитано, привезено в Россию, адаптировано и переплетено с российскими реалиями для выработки совершенно нового продукта, сегодня в определенной мере поставлено на стоп. Мы были единственной отечественной галереей на Art Maiami – современное российское искусство родом из Петербурга. Это невероятный опыт и гордость, но искусство вне политики, потому не желая никому ничего доказывать, я сосредотачиваюсь на работе внутри страны. Я испытываю внутреннюю боль из-за призывов исключить русскую культуру из мирового контекста, но это обстоятельство ни в коей мере не должно ограничивать желание развиваться и работать. Сложившаяся в мире ситуация в конечном итоге должна стать поворотным пунктом для развития российского искусства уже в собственном русле.
Период, который мы сейчас проходим, необходимо использовать грамотно с тем, чтобы реализуя свое мастерство, стать для кого-то отправным пунктом
Как сейчас продвигать российское искусство?
Период, который мы сейчас проходим, необходимо использовать грамотно с тем, чтобы реализуя свое мастерство, стать для кого-то отправным пунктом. Важно придерживаться собственной позиции, сохранять профессионализм и продолжать работать, воплощая весь свой опыт внутри страны. Возникло много профессиональных галерей, интерес к искусству также возрос, потому мое видение перспектив развития арт-рынка исключительно позитивное. К счастью, мы живем в стране с неимоверным количеством культурных контекстов, которые можно соединять, переосмыслять бесконечно.
Чем сегодня является искусство для того, кто его покупает: способом вложения средств, символом статуса, средством самовыражения, объектом культуры?
Каждый из этих вариантов ответа имеет место быть. При этом в большей степени интерес к искусству сейчас формируется за счет возможности обратиться к своему внутреннему я, реализовать то, что давно планировалось, но не было подходящего момента. Период вынужденной закрытости дал нам шанс реализовать эти желания – отправиться наконец на Алтай или на Камчатку, обратиться к книгам или искусству. Высвободилось время и – по очевидным причинам – средства, которые раньше тратились на дорогостоящие покупки или путешествия. Те, кто рано или поздно собирался обратиться к искусству, наполнить им жизнь и пространство дома, ставшее особенно значимым, в силу обстоятельств решились на этот шаг. Повысилась и насмотренность, обозначилось желание создавать свой мир по собственному лекалу. Искусство – это эмоция, которую выбираешь сам. Однако, это и способ сохранения сбережений в некоторой степени, способ создать личную историю.
Популярна мысль о покупке искусства в качестве инвестиций, что Вы думаете об этом?
В современном мире это спорная идея. Я бы назвала приобретение искусства ресурсом фиксации средств, который при этом формирует качество вашей жизни. Непосредственно же искусство сейчас невозможно гарантированно считать способом взращивания капитала. При этом если вы решили вложить средства в искусство, то оно должно быть в рынке, то есть подкреплено мнением профессионалов. Тогда цена предмета будет соответствовать реальному контексту. Приобретая арт-объект через галерею, вы можете быть уверены в адекватности цены, подтвержденной художественной ценности предмета, возможности при необходимости этот предмет реализовать. Если же некая работа художника была куплена вне галереи, то в дальнейшем такой покупатель не может рассчитывать на содействие профессионалов в плане ее экспонирования и перепродажи. Работа с галереей – своего рода хеджирование рисков на арт-рынке.
Покупать искусство стоит, расслышав свой внутренний голос
Зачем еще покупать современное искусство и, если покупать, то на чем сделать акцент?
Сделайте акцент на своем – впечатлении, мнении, увлеченности. Покупать искусство стоит, расслышав свой внутренний голос. Я не говорю про импульсивность решений, совсем наоборот – про вдумчивость. Чтобы разбираться в искусстве, с ним нужно быть. Для начала посетить Cos Moscow, с тем, чтобы посмотреть сильнейшие галереи разом. Затем самостоятельно изучить десяток топовых галерей, выставочную историю, портфолио художников. Посмотреть, пообщаться, найти людей, через которых искусство интересно познавать. Это увлекательный путь, и не стоит торопиться с покупкой, позвольте себе удовольствие погружения в предмет. Когда придет визуальная и душевная расположенность, выбор будет очевиден. Даже с бюджетом до тысячи евро можно позволить себе покупку искусства подтвержденной ценности. Например, у нас на сайте есть специальный онлайн-магазин с определенными ценовыми диапазонами. То, что искусство крайне дорого – миф.
Стоит ли сейчас создавать собственную коллекцию при наличии интереса и возможностей?
Стоит создавать собственную историю. Можно начать с ранней графики того или иного автора, с эскизов… однажды они могут стать более ценными, чем признанные большие работы. Мне нравится идея формирования коллекции молодого искусства для собственных детей. Можно дарить гаджеты, а можно вовлечь ребенка в искусство через походы на выставки, беседы с профессионалами, выявление предпочтений и последующую покупку работ молодых перспективных художников. Так становятся коллекционерами с приглашениями на вернисажи и ярмарки, вовлечением в среду, мир искусства. Вот это и есть инвестиция в будущее в широком понимании.
Наметился тренд внимания бизнеса к современному искусству – крупные компании поддерживают выставочные проекты, обращаются к арт-объектам как к способу подчеркнуть дух компании… Насколько значимо это сотрудничество, будет ли оно развиваться?
Бизнес действительно все больше коммуницирует с арт-рынком: в последнее время мы сделали несколько проектов с крупными российскими компаниями по оформлению офисных пространств предметами современного искусства, а также по созданию временных выставок и проведению лекций. Мы находим формы сотрудничества, соответствующие и продвижению искусства, погружению бизнеса в современную культурную среду. Это активная пропаганда российского искусства, которая интересна мне не с финансовой, а с просветительской точки зрения. Самим же художникам такие проекты реализовать невозможно, несмотря на всю их перспективность, потому нужен грамотный посредник.
Как отечественный бизнес может способствовать развитию арт-рынка?
Сейчас мы активно ищем точки взаимодействия, когда бизнес сможет инсталлировать искусство в свои пространства взамен на поддержку участия художников в выставках, компенсируя лишь накладные расходы галереи без необходимости приобретения самих объектов. Это форма нашего диалога с бизнесом, который интересно развивать для всех сторон. Кроме того, это живой способ показать то, как можно быть и жить с искусством в повседневности, развитие этой коммуникации мне видится актуальнейшей из задач. Чем больше образцов хорошего искусства будет присутствовать перед глазами ежедневно, тем сложней станет прорваться в наш мир безвкусице и нелепости.
Как научиться чувствовать и понимать искусство?
Захотеть, не откладывать, позволить себе заинтересоваться, быть любопытным и открытым миру, быть с искусством.
Беседовала Наталья Максимова