Активы как ответственность

Финансовый мир стоит на пороге масштабного перераспределения богатств. В 2018 году крупнейший швейцарский финансовый холдинг UBS и международная консалтинговая компания PwC в ежегодном отчете Billionaires Report подчеркнули, что возраст более 700 миллиардеров превышает 70 лет, и в ближайшие 20 лет по наследству может перейти около 3,4 трлн долларов США. Россия – не исключение.

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита

Впервые с 1917 года в России сформировалось поколение людей, имеющее возможность передать по наследству значительные материальные блага. И сейчас оно достигает возраста, когда следует задуматься о передаче капиталов.

Передача наследства, а в особенности бизнеса — непростая задача как с юридической, так и с психологической точки зрения. В отличие от Запада, где семьи наследуют капитал веками, в России культура формирования сбережений только начинает зарождаться. Как показывает практика, сегодня горизонт планирования большинства состоятельных людей все еще ограничен продолжительностью жизни — планы и стратегии в основном разрабатываются последовательно и грамотно, но чаще всего не отвечают на вопрос «А что потом?».

Передача наследства, а в особенности бизнеса — непростая задача как с юридической, так и с психологической точки зрения

Ответ на этот вопрос не кажется актуальным, ведь по ощущениям «потом» наступит не скоро, но, как особенно ярко показал опыт последних лет, жизнь слишком непредсказуема и это «потом» зачастую наступает неожиданно. При этом следует понимать, что от ответа на этот вопрос зависит, как будущее родных и близких, так и дальнейший успех и развитие бизнеса, то есть дела всей жизни.

Утрата главы семьи (потеря кормильца) — всегда форс-мажор. Событие, которое не в силах предсказать и самый опытный риск-менеджер. Наступление такого форс-мажора для родных и близких это очевидный шок — сначала моральный, а потом еще и финансово-экономический. При отсутствии стратегии, плана и четких инструкций на такой случай, благополучие семьи оказывается под угрозой. Это момент, когда основная часть активов (источников дохода) заморожена на полгода, а остальную часть (счета, вклады, инвестиции и прочее) неизвестно, где искать; когда у наследников нет понимания, какие налоги и прочие обязательства могут лечь на их плечи; и самое главное, как семье прожить эти полгода и не потерять управление бизнесом, сохранить движимое и недвижимое имущество, рассчитаться по текущим обязательствам. Об этих вопросах глава семьи должен задуматься уже сейчас. Нужно быть готовым к тому, что для их решения потребуются не только моральные усилия, но и временные затраты, большой объем аналитической работы (сбор информации и документов, сведение доходов и расходов, бюджетирование и решение прочих существенных вопросов).

Отправная точка при планировании наследования — инвентаризация и структурирование активов, что делает процесс передачи капитала максимально контролируемым. Доли в бизнесе, недвижимость, портфели ценных бумаг, банковские счета, депозиты и ячейки, цифровые активы, страховые полисы, другие активы, а также кредиты и обязательства должны быть сведены в отдельном документе. Тут же потребуется воспроизвести структуру владения указанными активами и нюансы хранения всех данных — вплоть до адресов сейфовых ячеек, паролей и логинов, контактов управляющих менеджеров. Далее требуется установить распределение активов в текущем моменте — на кого оформлено имущество юридически и кому имущество принадлежит фактически, кто управляет имуществом или следит за ним. Этот шаг позволит увидеть картину целиком и определить уязвимые места: например, если большая часть активов оформлена непосредственно на наследодателя, то возможно потребуется их перераспределение внутри семьи. В отношении каждого объекта наследования расписывается юридический и физический ресурс — обслуживание, объем документации, рабочая сила и прочее. Конечно, не стоит забывать и про источники активов для исполнения обязательств, которые лежат на главе семьи (кредиты, обязательные взносы и прочие), ведь большая часть обязательств может неразрывно следовать за имуществом (ипотека, лизинг и т.п.). Результатом работы по сведению информации воедино должен стать бюджет (на месяц, а лучше на год), который постатейно расписывает суммы затрат, связанные с содержанием каждого объекта наследования с учетом его особенностей и доступных источников их финансирования. Далее определяется четкий круг наследников — супруг, дети, родители, внуки, и прочие претенденты. Обязательно нужно прописать сценарий, как будет распределяться наследственная масса между наследниками, в том числе с указанием, какое имущество будет наследоваться, а какое подлежит продаже, с указанием на кого и в какой пропорции затем распределятся вырученные от продажи средства. На основании этой информации можно оценить все плюсы и минусы текущей модели управления и владения активами, провести правовую и финансовую экспертизу, и переходить к следующему этапу — выбор способа передачи имущества по наследству.

Как понятный инструмент передачи бизнеса многим представляется завещание, но не все так просто

Работа предстоит весьма кропотливая, однако несомненным плюсом такого подхода, помимо непосредственно распределения накоплений внутри семьи, будет возможность увидеть слабые места текущего управления и предупредить возможные проблемы в будущем, произвести оптимизацию структуры владения активами для повышения эффективности их работы в настоящем.

Как понятный инструмент передачи бизнеса многим представляется завещание, но не все так просто. К сожалению, даже нотариально удостоверенное завещание, особенно в российском правовом поле, с учетом современных сложных механизмов ведения бизнеса и формирования семейного капитала, не гарантирует решения поставленных задач. Сюжет ведь не только про передачу финансов, при открытии и ведении наследственного дела есть еще вопросы, связанные с недвижимостью, бизнесом, выделением обязательной доли в наследстве, предотвращением мошеннических действий и нежелательных претензий со стороны третьих лиц, объявлением псевдо-родственников и многие-многие другие задачи, которые придется решать неподготовленным в таких вопросах наследникам самостоятельно.

Для создателей крупного бизнеса на первый план выходят вопросы преемственности — должен ли бизнес остаться во владении семьи? Хотят ли наследники продолжать семейное дело? Смогут ли они его сохранить и передать следующим поколениям? Готовы ли они нести бремя владения и управления активами? Смогут ли договориться между собой о том, как совместно распоряжаться наследством? Пойдут ли наследникам на пользу большие деньги?

Преемственность – по общему толкованию, не равно наследование; преемников готовят годами, это процесс, а не одномоментное событие. Согласно исследованиям, минимально необходимый срок, за который бизнесмен успевает подготовить бизнес к наследованию, а наследники – получить необходимые знания и умения, чтобы стать новым поколением бизнесменов, составляет в среднем пять лет. Но это один из лучших способов сохранить компанию. Стоит учитывать и личные особенности наследников: не наделять властью в бизнесе тех, кто не умеет управлять; не давать право распоряжения имуществом тем, кто может злоупотребить этим правом или не готов делать это разумно в силу возраста или отсутствия знаний.

Нюансы присутствуют и при наследовании активов, расположенных за пределами РФ, например, недвижимости — при ее передаче в наследство завещание будет рассматриваться в совокупности с законодательством той страны, в которой такая недвижимость находится, а также принимается во внимание наличие либо отсутствие специального соглашения между Россией и страной нахождения наследуемой недвижимости. В зависимости от страны расположения наследуемой недвижимости могут различаться и сроки вступления в наследство, и полностью процедура вступления в наследство. Известны случаи передачи зарубежной недвижимости по наследству в составе юридического лица на территории страны нахождения объекта. Порядок передачи владения таким способом юридическим лицом должен быть прописан в уставе фирмы (LLC, аналог нашего «ООО»), на которую недвижимость была записана, в случае смерти учредителя. Тогда процедура упростится и сведется лишь к выплате налога. Использование этого инструмента, очевидно, возможно только при его изначальном планировании, а не постфактум.

Что касается вопросов целостного подхода к наследованию активов (помимо непосредственно инвестиционных накоплений), существует ряд решений, давно и широкого применяемых в зарубежной практике, в странах с развитой экономикой и высокой культурой в вопросах наследования (Швейцария, США, Канада, Лихтенштейн и др.).

При большом объеме активов само по себе страхование не решит всех возможных проблем, и точно не упростит дальнейшее управление активами

Широкое применение в указанных странах получили страховые инструменты. Например, американские инвестиционные накопления и недвижимость можно и нужно хеджировать страховкой. Конечно, инвестиционная составляющая страховых полисов в России сомнительная — по данным Банка России, 23% полисов инвестиционного страхования жизни показывают нулевую доходность, а 52% — доходность в интервале 0-5%. Но относиться к инструменту следует именно как к страховому, который позволит возместить затраты, в том числе, налоги, при передаче активов по наследству, а потенциал дохода нужно рассматривать как своего вида бонус. Это инструмент, который неплохо справляется со своей базовой функцией накопить финансовую подушку, позволяющую наследникам пройти все этапы вступления в наследство. Важно и то, что в случае оформления страхового полиса наследники получат страховую сумму по очень простой процедуре — предъявлению в страховую компанию свидетельства о смерти, и все это займет всего лишь несколько дней.

Однако при большом объеме активов само по себе страхование не решит всех возможных проблем, и точно не упростит дальнейшее управление активами. Эксперты по управлению благосостоянием сходятся во мнении, что для сохранения и защиты активов, а также в целях наследования следует использовать отлаженный за многие годы зарубежный механизм — трастовый фонд, активно используемый в США. В России семейные трасты есть у Олега Тинькова, Аркадия Воложа, Олега Дерипаски.

Принадлежащий фонду капитал не несет налоговой нагрузки на активы в случае наследования, но это лишь один из плюсов. Совместно с трасти (лицо, в чье управление передано имущество) и протектором (доверенное лицо учредителя) фонда нужно определить все сложности, с которыми возможно придется столкнуться в будущем — в том числе по процедуре согласования расходов сверх тех, что прописаны на каждого наследника, включая порядок распределения и документацию.

При передаче активов трастовому фонду можно предусмотреть два механизма управления в случае наследования: By laws (с англ. — «по закону») и Letter of wishes (с англ. «письмо пожеланий»). Первый подразумевает под собой юридический документ — аналог устава, регламентирующий передачу активов, управление, реализацию инвестиционных стратегий и их дальнейшую судьбу всего совокупного движимого и недвижимого имущества в целом при наступлении определенных жизненных обстоятельств. Второй носит более неформальный характер, в «письме пожеланий» детально прописываются любые пожелания и указания учредителя траста (наследодателя). Letter of wishes обычно выступает как дополнение к уставу трастового фонда, прописанного в формате By laws, содержит возможные альтернативные сценарии, которые сложно предусмотреть заранее, как невозможно прогнозировать события быстро меняющегося мира — мировые катаклизмы, эпидемии, актуальную рыночную конъюнктуру.

В совокупности оба документа должны представлять собой не что иное, как дорожную карту  фонда на любой срок — кто, на каких принципах и на каких условиях осуществляет управление активами, в том числе бизнесами; как расходуются инвестиции, какие суммы выплачиваются членам семьи на содержание, образование и жилье; ситуации, предусматривающие рождение ребенка (сына, дочки, внуков) и его содержание; страховки; выплату средств в случае наступления тех или иных событий в будущем (для получения второго гражданства, покупки недвижимости, переезда членов семьи в другую страну и др.) и многое другое.  Подробности подобного плана ограничены лишь фантазией учредителя и его ответственным отношением к близким. Срок работы фонда определяется исключительно самим учредителем фонда.

Помимо непосредственно распределения активов, траст может также вести последующее за смертью учредителя управление бизнесом через совет траста и протекторов. Учреждение траста, что немаловажно, убережет активы как от необдуманных эмоциональных действий самих наследников, так и от действий мошенников, в том числе «псевдородственников».

По статистике, от момента получения наследства до покупки наследником люксового авто проходит 3-4 дня, а полученное наследство растрачивается полностью за несколько лет

Не допустить нецелевого использования наследства поможет модель управления активами траста Asset and liability management (ALM), в переводе с английского «управление активами и пассивами», которая сводит воедино предусмотренную инвестиционную стратегию и текущий менеджмент, исполнение по всем активам, где инвестиционные накопления продолжают работать, и распределение получаемых средств исключительно по обозначенным сферам жизни семьи. Эта модель позволяет управлять как рисками, так и стратегическим планированием, и включает в себя непосредственное динамическое управление активами и распределение дохода. Она позволяет сопоставить активы с обязательствами для наилучшего исполнения инвестстратегии.

Траст может управлять любым имуществом — от недвижимости и ценных бумаг до интеллектуальной собственности или частных коллекций, он позволяет решить практически любые проблемы распределения наследства, вплоть до передачи активов в собственность несовершеннолетних лиц или лиц, ограниченных в дееспособности, обезопасив их от необходимости участвовать в процедуре утверждения наследства и прочих возможных рисков, но требует гигантской работы при его организации, описания всех возможных сценариев.

Лишь после осмысления текущей ситуации и продумывания планов на будущее, выбора той или иной схемы передачи наследства, стоит переходить непосредственно к составлению завещания.

Прописанные сценарии развития событий в случае форс-мажора — форма проявления ответственности и любви к членам семьи даже после собственного ухода. Важность такого подхода едва ли можно переоценить, но, к сожалению, лишь единицы обращаются сегодня в России к подобной практике.

Прописанные сценарии развития событий в случае форс-мажора — форма проявления ответственности и любви к членам семьи

Очевидно, что самостоятельно разобраться в вопросах наследования и последующего управления активами практически невозможно – слишком много нюансов и подводных камней, для анализа возможностей требуется обладать полным спектром информации в том числе опытом мировой практики, оценить преимущества и недостатки того или иного инструмента. Например, по мировому опыту, создание трастового фонда, обосновано только для относительно больших и постоянно генерирующих прибыль портфелей, когда остальные инструменты существенно дешевле, но для их реализации требуется разработка максимально детальных алгоритмов наследования и управления, которые предусматривают все возможные сценарии развития событий. Поэтому важно найти консультанта, который будет иметь достаточно опыта и квалификации, чтобы быть способным разобраться в подобных вопросах.

Незнание, как известно, не освобождает от ответственности, а взвешенный проактивный подход к вопросам наследства активов позволит предотвратить многие будущие проблемы, а также станет первым шагом для решения существующих.

 

Автор: Эмиль Бурунов

Содержащиеся в настоящей статье позиции, высказывания, суждения являются частным мнением автора и могут не совпадать с официальной позицией ТКБ Инвестмент Партнерс (АО).

Предыдущая статья

С улыбкой и очарованием

Следующая статья

Инвестиционные итоги I квартала 2023 года. Что ждет дальше?