Ценности

Не просто мебель. Культовые арт-объекты всех времен

By Яна Боровикова

September 26, 2023

Что превращает обыкновенный предмет интерьера в культовый арт-объект, символ времени и одновременно вечную классику? Пожалуй, ответ кроется в наблюдательности дизайнера и его любопытстве, в умении не отделять форму от функции и способности к самоиронии. Так утилитарный предмет становится арт-объектом, достойным коллекционирования.

Кресло Wassily. Марсель Брейер

Кресло, на создание которого дизайнера вдохновило изящество велосипеда. Легкая ажурная невесомая конструкция. Стальные трубки — инновация начала ХХ века, и тканевые ремни из прочной вощеной светоотражающий нити, как ее называли «железной пряжи». Изначально кресло именовалось прозаично — B3, поскольку известность получила третья модификация кресла, разработанного Брейером и по одной из версий попавшаяся на глаза в мастерской его другу Василию Кандинскому. Уже в 1926 году стульями Брейера были обставлены не только покои известного художника, но и весь Баухаус, где преподавал сам молодой дизайнер, считавший это свое произведение «наименее уютной, наиболее логичной и механической и самой экстремальной работой».

Столик E1027. Эйлин Грей

Созданный для одноименной виллы в 1927 году, в названии которой зашифрованы имена Эйлин Грей и ее любовника Жана Бадовичи, столик успел стать настоящей легендой дизайна и модернистской классикой ХХ века. Варьируемая высота столешницы, возможность переносить столик за специальную ручку, сам дух индустриализации в конструкции… Многофункциональность и удобство использования были наиболее важными критериями хорошего дизайна для Эйлин Грей, первой женщины в исключительно мужской профессии архитектора того времени. Е1027 — любимая вещь самой Грей и единственный предмет, который она забрала с виллы после расставания с Бадовичи.

Шезлонг LC4. Ле Корбюзье

Несправедливо приписывать знаменитый шезлонг авторству одного лишь Ле Корбюзье — в его создании в 1928 году для французской виллы Church принимали участие Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере. Кушетка, имеющая бесконечное число положений наклона и повторяющая изгибы человеческого тела, была названа буквально «машиной для расслабления». Чистая форма, использование новаторских стальных трубок в сочетании с благородством кожи, затянутой подобно корсету под основанием, обеспечили шезлонгу не только мировое признание, но и почетное место в МоМА в Нью-Йорке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Городском музее Амстердама и многих галереях современного искусства.

Объекты из стекла Алвара и Айно Аалто

Ода всему финскому дизайну, его природным формам и предельной функциональности. Подобно застывшим льдинкам, они напоминают о быстротечности времени, тысяче озер страны Суоми и интегрированности человеческого бытия в вечность. Вазы, стаканы, подсвечники и конфетницы симметричной и асимметричной формы, но с всегда плавным силуэтом стали классикой финской культуры. Баланс, отсутствие декоративных элементов, ощутимый вес материала отражают само понятие о гармонии окружающего пространства и всех его составляющих. Культовая асимметричная серия предметов Savoy (1936 г.), напоминающих по своим очертаниям озера, болота и неровности природного ландшафта Финляндии, пожалуй, наиболее известна в мире. Однако по версии исследователей творчества Алвара Аалто родилась эта форма в результате соединения множества карандашных набросков, вдохновленных национальными нарядами, а именно кожаными штанами эскимоски…

Стеллаж Nuage. Шарлотта Перриан

Разноцветие разновеликих блоков в духе Мондриана и, одновременно, влияние японской культуры с функциональностью сдвижных панелей сделали этот объект дизайна 1950-ых годов культовым. Стройность, строгость, но при этом асимметрия и провокация — излюбленные приемы женщины-дизайнера, вторгшейся в мужской мир профессии и ставшей сподвижницей великого Ле Корбюзье.

Tulip Table, Tulip Chair. Ээро Сааринен

Пластика природных линий завораживала дизайнера не меньше, чем возможности промышленного производства. Десятки чертежей и экспериментов с формой и материалами вылились в создание вечно современного «букета» для столовой и гостиной. Белые тюльпаны с красным чревом родом из середины 50-ых годов XX века — минималистичная эстетика финского модернизма и оммаж работам отца дизайнера, великого Элиэля Сааринена (автор здания Центрального вокзала в Хельсинки, павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже 1898 — 1900 г., ж/д вокзала в Выборге, множества построек в США).

Egg Chair. Арне Якобсен

Это кресло, созданное в 1958 году, до сих пор выглядит космическим, тем и выделяется среди других не менее знаковых работ дизайнера. Бионическая форма обволакивает комфортом, давая ощущение защищенности и цельности. В конструкции использовались новаторские пенополиуретан и стекловолокно. Фешенебельные отели, кабинеты банкиров, кинофильмы пестрят футуристической «новинкой» по сей день.

Кресло Ox. Ханс Вегнер

Любимое кресло дизайнера создано в 1960-ом году. Природные тона обивки — черный, бежевый и коричневый, лаконичность и непревзойденный комфорт стали символами эпохи. Вдохновлено самой природой. Существует и «женская» модификация этого кресла — без «рогов».

Торшер Arco. Акиле и Пьер Кастильоне

Изогнутая стальная дуга в форме арки (отсюда и название) и устойчивое основание из мрамора — этот светильник был призван освещать обеденный стол, находясь на достаточном от него расстоянии, своего рода «домашний фонарь». Невесомый, но основательный, он был разработан дизайнерами в 1962 году и по сей день остается бестселлером. Светильник обеспечивает как прямой, так и рассеянный свет вокруг. Мало кто знает, зачем в основании предусмотрено отверстие, ответ функционально прост — в отверстие можно просунуть любую палку с тем, чтобы отодвинуть светильник весом порядка 70 кг при уборке.

Соковыжималка Juicy Salif. Филипп Старк

Вещь культовая, но все же по всеобщему признанию совершенно бесполезная. Это в чистом виде ирония автора над собой в дизайне и над человеческим стремлением обладать уникальной вещью. «Она не для того, чтобы выжимать лимоны, а для того, чтобы завязать разговор», — признался сам дизайнер, разработавший эту вещицу в 1990 году, нарисовав на салфетке в итальянском ресторане на побережье в ожидании заказа нечто среднее между кальмаром и лимоном. Тем не менее, это, пожалуй, самая знаковая вещь фабрики Alessi и икона дизайна. А та самая салфетка с рисунком, потеками лимона и мазками кетчупа хранится в музее фабрики, ее копию вкладывают в лимитированные заказы серии Juicy Salif. За годы производства появились позолоченные, бронзовые и керамические версии соковыжималки, хотя лимон куда удобней выжимать по старинке вручную.

Светильник Zettel Z5. Инго Маурер

Дизайнер превращал в свет буквально любые предметы — бутылки от газировки и разбитые чашки, вешалки и стеклянные осколки…Инго Маурер, большой шутник, любил утверждать, что после него останутся не предметы, а эмоции. Среди его работ сложно выбрать наилучшую, все они исключительно индивидуальны, как эта люстра, придуманная маэстро в 1999 году. Листы из японской бумаги для нее он призывал расписывать важными заметками и эскизами по вкусу ее обладателя и не стесняться интерпретировать на свой лад.

Светильник Fedora. Дима Логинов

В ряду достойнейших объектов дизайна найдется сразу несколько произведений российского мастера Димы Логинова, работающего для целого ряда фабрик. Светильник Fedora он придумал в 1999-ом, и тот сразу стал классикой. Позолоченная матрешка из алюминия и стекла иронична, узнаваема и при этом функциональна. Изначально у дизайнера была идея сделать ночник, но постепенно концепция распространилась и на подвесные светильники, ныне украшающие отели, рестораны и частные апартаменты по всему миру. Матрешка Логинова интернациональна — в ней и колорит национальной культуры, и традиции классического дизайна, и универсальность, и творческое переосмысление исторического контекста.

 

Автор: Наталья Максимова

Источники изображений: кресло Wassily, столик E1027, шезлонг LC4, объекты из стекла Аалто, стеллаж Nuage, Tulip Chair, Egg Chair, кресло Ox, торшер Arco, соковыжималка Juicy Salif, светильник Zettel Z5, светильник Fedora.