«Бриллианты навсегда» или алмазное пике

С 1 января 2024 года вступил в силу запрет на импорт алмазов из России в страны Евросоюза и G7, а с 1 марта — на ввоз бриллиантов из российского сырья, ограненных в третьих странах.

К текущему году стоимость бриллиантов в мире достигла пятилетнего минимума. На бирже IDEX с начала 2024 года их стоимость опустилась на 6%. Агентство Rapaport отмечает, что на мировом рынке дешевеют даже небольшие бриллианты массой 0,3 карата, которые обычно были устойчивы к колебаниям спроса. За период с января по июль 2024 года их стоимость упала на 15%, а относительно июня прошлого года — на 23%.

Натуральные камни дешевеют второй год подряд из-за низкого спроса на драгоценности и конкуренции со стороны искусственных бриллиантов. И это несмотря на сокращение экспорта из России, на которую приходится примерно треть добычи алмазов в мире.

На мировом рынке тенденция снижения цен на бриллианты наблюдается с весны 2022 года, когда индекс цен IDEX достиг исторического максимума в 158,4 пункта. К 2023 году он упал на 16,5% до 109,8 пункта, на 5 июня 2024 года он составлял 106,1 пункта. По данным Rapaport, в июне 2023 года цены на бриллианты массой 1 карат упали до минимума с ноября 2020 года.

Развитие технологий синтеза алмазов оказывает ощутимое влияние на ситуацию. Если еще в 2019 году цена между природным и синтетическим алмазом равного качества разнилась примерно в два раза, в 2022 году уже в пять раз, а сейчас в десять и более раз. Рынок лабораторно выращенных алмазов за прошлый год вырос на 7% и вплоть до 2031-го продолжит прибавлять по крайней мере 5% ежегодно, прогнозируют аналитики Global Synthetic Diamonds Market. В то же время, по данным экспертов, производственные мощности в этой индустрии пока оценивают лишь в 5 млн каратов, это не более 7% процентов от производства натуральных камней.

Цены на синтетические бриллианты быстро снижаются, что подрывает их воспринимаемую ценность, увеличивается разрыв между высококачественными ювелирными изделиями с природными бриллиантами и бижутерией с синтетическими бриллиантами.

Добыча алмазов крайне трудоемкий процесс, залежи качественных камней находятся на глубине более 300 метров, а большая их часть остается пригодной только для технических нужд

Добыча алмазов крайне трудоемкий процесс, залежи качественных камней находятся на глубине более 300 метров, а большая их часть остается пригодной только для технических нужд. Алмазов под огранку добывается не так много в пропорциональной оценке. Запасы природных алмазов истощаются, и алмазодобывающие компании снижают объемы добычи. По данным Кимберлийского процесса в 2017 году мировая добыча алмазов составила 151 млн карат, в 2018 году – 147 млн карат, а в 2019 году – 130,3 млн карат. Объемы производства искусственных алмазов, наоборот, растут. В 2017 году было выращено 4,2 млн карат, а по прогнозам к 2030 году производство искусственных алмазов может увеличится до 10-17 млн карат. Один карат равен 0,2 грамма. Название этой специфической внесистемной единицы пришло к нам из Древнего Рима, где было замечено, что семена рожкового дерева (Ceratonia Siliqua) имеют абсолютно одинаковую массу, и с их помощью стали измерять массу драгоценных камней. Массу одного зернышка именовали «церат», что со временем преобразовалось в привычное «карат».

Затраты на производство искусственных алмазов ниже расходов на добычу природных камней. Это определяет итоговую продажную цену выращенных в лаборатории кристаллов, которая будет ниже стоимости бриллиантов, но рынок искусственных алмазов еще находится на стадии формирования. Эксперты прогнозируют, что в скором времени выращенные в лаборатории драгоценные камни образуют отдельный рынок со своими правилами и целевой аудиторией. По мнению специалистов, ювелирный рынок будет все больше и больше переходить на искусственные аналоги не только из-за стоимости, но и потому что синтетические камни создаются с помощью современных высоких технологий совершенно без вмешательства в природу, что совпадает с эко-тенденциями.

Около 80% создаваемых алмазов применяются в промышленной и бытовой сфере, но основная роль – применение камней в высокотехнологичных сферах

Для производства неприродных кристаллов используется несколько технологий. Исторически первый, и основной на сегодняшний день: использование высокого давления и высокой температуры (high pressure high temperature – HPHT). Оборудование для этого метода – многотонные прессы, которые могут развивать давление до 5 ГПа при 1500°C. Второй метод – химическое осаждение из газовой фазы (chemical vapor deposition — CVD) и используется в промышленности для серийного производства алмазов. Тридцатикаратный камень белого цвета (размером примерно в 2 сантиметра) выращивают за 12-13 суток.

С развитием технологий становится все сложнее объективно отличить бриллиант природного происхождения от искусственного. Тем не менее, методы есть, но все они предполагают наличие специального оборудования: рефрактометры, ультрафиолетовые геммологические лампы, полярископ и микроскопы и лабораторных условий. Определить разницу невооруженным глазом практически невозможно.

Для окрашенных бриллиантов прибегают к цветовому зонированию. Цветные HPHT-алмазы, имеют идеальную геометрию цветового зонирования, а у натуральных цветовое зонирование не будет структурировано. CVD-камни, тем временем, имеют идеально равномерное распределение цвета по всему образцу.

Из-за особенности технологии HPHT-бриллианты нередко имеют включения затвердевшего металла, а CVD – графита. Их видно только при многократном увеличении, но с большой долей вероятности их обнаружение в структуре укажет на синтетическую природу камня. В натуральных камнях включения тоже обнаруживаются, но, как правило, они имеют типичный вид «перьев» – опытный геммолог сразу определить их природное происхождение. HPHT-камни реагируют на сильный магнит: до 95% образцов таких синтетических бриллиантов обладают магнитными свойствами, а значит их легко выявить.

С развитием технологий становится все сложнее объективно отличить бриллиант природного происхождения от искусственного

При размещении бриллианта между двумя поляризационными фильтрами под углом 90 градусов друг к другу, натуральный камень будет демонстрировать перекрестную штриховку или мозаичный рисунок интерференции цветов, которая возникает из-за воздействия неравномерного давления на кристалл в период созревания, а синтетические камни, подвергаются равномерному воздействию во время роста и не показывают рисунка деформации цветов.

Флуоресценция синтетических алмазов имеет характерный рисунок. Для HPHT-камней она имеет крестообразную форму, а для CVD – свойственен полосатый узор. Под УФ-лампой HPHT-синтетика чаще имеет зеленый, желто-зеленый или желтый цвет, CVD – преимущественно оранжевый или красный. А вот природные бриллианты светятся голубым оттенком.

После выключения УФ-лампы натуральные камни быстро «гаснут», а синтетика (особенно HPHT) может светиться более минуты.

За более, чем половину века совершенствования технологии разница между природными и искусственными бриллиантами свелась только к способу получения – добыча из природных недр или более быстрое создание в лабораторных условиях при участии человека.

Основная угроза прогресса в этой области лишь в том, чтобы менее дорогие лабораторно выращенные бриллианты не выходили неконтролируемо на рынок под видом природных. В мае 2021 одна из крупнейших мировых ювелирных компаний – Pandora – уже объявила о полном переходе на бриллианты исключительно лабораторного производства, что стало значительной новостью и новым шагом для рынка синтетических камней.

Конкурентное преимущество синтетических камней огромно – с течением времени и быстрым совершенствованием технологий, цена на них все время стремится к снижению в то время, как цена на природные алмазы будет расти. Специалисты ожидают, в обозримом будущем стоимость синтетических бриллиантов новейшего поколения упадет до привычных цен на своих более ранних конкурентов – фианита и кубического циркония. В данном контексте интересны векторы развития ювелирных брендов первой величины: Van Cleef, Cartier, Mikimoto и др. Пока ни один из этих брендов не последовал примеру Pandora и, скорее всего, учитывая уровень, стоимость и позиционирование, и не последуют, но возможно появление более демократичных коллекций с лабораторными камнями, что позволит расширить целевую аудиторию.

Не смотря на все преимущества лабораторных камней, таких как экологичность, доступность, прочность и простота в работе, ведь они создаются при идеальных условиях без микротрещин, вкраплений и дефектов, говорить о полном вытеснении ими природных камней еще очень рано. Качественный ограненный и отполированный синтетический алмаз абсолютно идеален, а каждый следующий синтезированный камень будет один-в-один похож на предыдущий, ведь в нем не бу%B

Предыдущая статья

Контрциклический подход: как сохранить накопления в период экономического спада

Следующая статья

Уиллиам Ламберти: от кухни до квантовой физики — путешествие творческого ума