В 1932 году бригадир команды плотников и столяров из Дании поставил перед собой задачу создать игрушки, развивающие воображение, изобретательность и творческие способности ребенка. Спустя 80 лет наборы фирмы LEGO показывают ежегодную доходность 10-11%, тем самым обгоняя доходность многих других видов вложений.
Немного истории
Компания родилась в датской мастерской Оле Кирк Кристиансена, который начал делать деревянные игрушки в 1932 году. В 1934 году у компании появилось название – LEGO (от датской фразы «leg godt», что значит «играй хорошо»). Пластиковыми игрушками LEGO стала заниматься в 1947 году.
В 1949 году, среди других новых продуктов, LEGO начала выпуск ранней версии популярного теперь конструктора, которая называлась «Автоматически соединяющиеся кирпичики» – детали частично брали за основу самоблокирующиеся кирпичики компании Kiddicraft, которые были запатентованы и выпущены в Великобритании. После изучения образца, LEGO модифицировали дизайн кирпичика Kiddicraft. Изначально кирпичики изготовлялись из ацетилцеллюлозы и представляли собой улучшенные традиционные деревянные составные блоки, которые соединялись между собой с помощью нескольких круглых выступов сверху и полой прямоугольной нижней части. Кирпичики плотно защелкивались вместе, но в то же время не нужно было прилагать чрезмерных усилий, чтобы их разъединить.
Ключевые даты в истории LEGO Group
- 1949 – Появление пластмассовых защелкивающихся кубиков. Размеры их выверены таким образом, что кубики можно надежно соединять между собой не только сверху, но и с боков
- 1954 – В Дании официально зарегистрирована торговая марка LEGO
- 1961 – Впервые автомобили теперь также собираются из кубиков – ранее к наборам прилагались обычные масштабные модели, а из кубиков можно было строить только здания
- 1968 – 7 июля в Биллунде открывается первый парк отдыха и развлечений Леголенд
- 1978 – Появляются классические для LEGO фигурки человечков с лицами (лего-человечки), подвижными головой, руками и ногами
- 2000 – Британская ассоциация продавцов игрушек назвала кирпичик LEGO самой значимой игрушкой XX века
- 2011 – Компания LEGO заняла пятое место по результатам опроса 48 тыс. людей из 15 важнейших мировых регионов по доверию к компании
- 2013 – Переход нумерации наборов LEGO на пятизначную нумерацию.
Девиз компании LEGO Group: «Det bedste er ikke for godt» (переводится как «Лучшее еще недостаточно хорошо»). Этот девиз был создан Оле Кирком, чтобы вдохновить своих сотрудников никогда не экономить на качестве, в значимости которого он был убежден. К 1951 году пластиковые игрушки составляли половину объема производства компании LEGO, хотя датский торговый журнал Legetøjs-Tidende («Toy Times»), посетивший фабрику LEGO в Биллунде в начале 1950-х, считал, что пластиковые игрушки никогда не смогут заменить традиционные деревянные. Несмотря на всеобщее мнение, игрушки LEGO стали значительным исключением в неприязни к детским пластиковым игрушкам.
Недетские игры
LEGO Group – одна из немногих фирм, которой в 21 веке удавалось сохранять положительную динамику прибыли на протяжении 13 лет подряд. В связи с этим многие игроки рынка хотели бы приобрести акции, но компания никогда не выходила на IPO (первичное публичное размещение акций). Однако способ инвестировать в LEGO все же есть, и это – покупка самих конструкторов.
Доходность от таких вложений не подвержена факторам риска на рынке и волатильности – рост цен наблюдался даже в период кризиса 2008 года
Доходность от таких вложений не подвержена факторам риска на рынке и волатильности – рост цен наблюдался даже в период кризиса 2008 года. На вторичном рынке цены могут вырасти только через два-три года после выхода набора, но также они могут и снизиться. Стоимость конструкторов меняется от -50% до +600% в год.
В 2019 году экономисты НИУ ВШЭ опубликовали доклад, посвященный инвестиционной привлекательности наборов LEGO.
Так, наиболее востребованы у коллекционеров наборы по мотивам культовых фильмов, книг и исторических событий: «Сокол тысячелетия», «Кафе на углу», «Тадж-Махал», «Звезда смерти II» и «Имперский звездный разрушитель» – эти наборы являются одними из наиболее дорогих. Например, купленный в 2014 году за 3,99 доллара США набор Star Wars Darth Revan в 2015 году продавался на eBay за 28,46 долларов. Прибыль – 613%.
Наиболее востребованы у коллекционеров наборы по мотивам культовых фильмов, книг и исторических событий
Ученые проанализировали динамику цен с 1987 по 2015 годы и определили, что средняя доходность LEGO как инвестиций составляет 11% (в реальном выражении – 8%). «Культовые игрушки, чье количество уменьшается с течением времени, имеют высокую коллекционную ценность и показывают способность приносить высокую прибыль на вторичном рынке», – говорится в автореферате исследования.
Инвестиции в коллекционные предметы могут быть не очень удобны, ведь для их хранения необходимо место. Как альтернативу можно рассмотреть более компактные инвестиции в бездокументарные ценные бумаги – инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов (ПИФ) под управлением ТКБ Инвестмент Партнерс (АО).
Например, в портфель фонда ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Фонд акций глобальный» входят акции таких мировых гигантов, как Coca-Cola, Amazon, Apple, Alibaba. Доходность фонда за три года составила 21,89%.
Источник: Research in International Business and Finance
Данный материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном сообщении, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Фонд акций глобальный» (Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ФКЦБ России 21.03.2003 г. за № 0096-58227323; прирост стоимости пая на 31.01.2022: за 1 мес.: -3.13%, 3 мес.: 2.57%, за 6 мес.: 2.87%, за 1 г.: 14.53%, за 3 г.: 21.89%, за 5 л.: 6.03%)