Гранд Отель Европа – символ петербургского гостеприимства с 1875 года. За свою историю отель видел многое, принимая самых знатных гостей. Для значительной их части он стал домом – гостеприимным, внимательным, щедрым, «хорошим и даже роскошным». В его стенах все встречались со всеми. Публикуем неизвестные истории известных постояльцев.
Иван Тургенев
С 27 июля по 2 августа 1878 года в «Европейской» жил И.С. Тургенев. В то время писатель собирал материалы для романа «Новь» и много работал в своем номере. В феврале 1879 года возвращаясь из-за границы в Москву, Тургенев на несколько дней остановился в Петербурге в «Европейской».
8 марта того же года писатель возвратился в Петербург и вновь поселился в «Европейской». Этот приезд, особенно важный для биографии писателя, стал подлинным литературным триумфом. В это время Тургенев постоянно находился в центре всеобщего внимания. В номер, где он жил, постоянно приходили посетители: писатели и общественные деятели – среди которых были М.Е. Салтыков-Щедрин, В.В. Стасов, А.Ф. Кони.
Петр Чайковский
В июле 1877 года Петр Ильич Чайковский приехал в Петербург сразу после бракосочетания с А.И. Милюковой. По приезде Чайковский писал своему брату Анатолию в Москву: «Остановились в Европейской, – очень хорошо и даже роскошно…». Спустя девять лет, 15 июня 1886 года, композитор вновь приехал в Петербург и, как он записал в своем дневнике: «отправился в «Европу».
В память о великом композиторе каждую пятницу ресторан «Европа» превращается в театр классического балета. Гости могут увидеть «Белое адажио» из балета «Лебединое озеро» в исполнении солистов петербургского балета под аккомпанемент камерного оркестра, звучат мелодии Чайковского и других классических композиторов в исполнении дуэта скрипки и рояля.
Григорий Распутин
13 января 1916 года ресторан «Европа» при отеле посетил Григорий Распутин. Следившие за ним денно и нощно агенты наружного наблюдения сделали такую запись: «На моторе, присланном Боберманом (Абрам Моисеевич, 1-й гильдии купец), Распутин уехал в «Европескую гостиницу». Здесь, по-видимому, была пирушка, на которой присутствовали: Боберман, Коварский, директор международного банка граф Татищев, прапорщик Хвостов и две какие-то дамы. До двух часов ночи выхода его отсюда наблюдение не видело». Вернулся Распутин домой в 7 часов утра, «совершенно пьяный и жизнью довольный».
Федор Достоевский
Достоевский неоднократно бывал в ресторане отеля. В архивах сохранилась его цитата по поводу невиданного размаха строительства гостиницы: «… вот архитектура современной, огромной гостиницы – это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие». Неудивительно, что именем великого писателя назван угловой номер 107, выходящий окнами на пересечение Итальянской и Михайловской улиц. Достоевский имел пристрастие селить всех своих героев в угловые дома и сам старался снимать квартиру или комнату только в угловых зданиях. За работой писатель любил смотреть на улицу, что лучше всего было делать из угловых домов. Для «писательских» трудов в гостиной установлен массивный письменный стол.
Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев
В феврале 1927 года известного на весь мир Прокофьева, остановившегося в гостинице «Европейская», пришел навестить безвестный тогда 20-летний Шостакович. Начинающий композитор исполнил сонату своего сочинения, которую Прокофьев выделил из многих услышанных им тогда сочинений молодых ленинградцев. Похвала ободрила Шостаковича, и он в короткий срок написал несколько фортепианных пьес.
Игорь Стравинский
В 1962 году знаменитый на весь мир композитор Игорь Стравинский в первый раз за 48 лет эмиграции вернулся в Советский Союз. Композитор дал несколько концертов в Москве и Ленинграде. Гостиница «Европейская» стала первым адресом по возвращении Стравинского на родину. Его музыка ассоциируется с весной и всеобщим пробуждением. Поэтому в цветовом решении интерьера исторических апартаментов № 119 с фортепиано, названных именем Стравинского, преобладают радостные оттенки весенней зелени.
Исаак Дунаевский
В одном из номеров гостиницы «Европейская» Исаак Дунаевский писал музыку к фильму «Веселые ребята». А в 1932 году Дунаевский посещал в «Европейской» жившего там режиссера Г. В. Александрова. Они тогда работали над фильмом «Веселые ребята», в котором музыке отводилась весьма значительная роль. В короткие перерывы на обед они поднимались в ресторан на крыше «Европейской» и любовались оттуда весенним Ленинградом.
Александр Галич и Александр Вертинский
Александр Галич рассказывал, как он завтракал с Вертинским за одним столиком в «Европейской». Желая не ударить лицом в грязь перед таким ценителем всех радостей жизни, каким справедливо считался Вертинский, Галич заказал зернистую икру, поджаренный хлеб, миноги, омлет с ветчиной, марочный коньяк и кофе. Официант равнодушно принял заказ и почтительно склонился к Вертинскому, который с брезгливой миной вертел в руках меню.
«Чаю», – наконец гнусаво сказал тот.
– Прикажете с лимончиком, вареньем или сливочками?
– Просто чаю. Вы понимаете русский язык?
После этого он трижды возвращал стакан официанту: в первый раз было не крепко, в другой – чай отдавал мочалкой, в третий – подстаканник был не по руке.
Но официант, крайне небрежно обслуживший Галича, не жалел ног. А когда Вертинский ушел, забрав сдачу, официант умильно посмотрел ему вслед и сказал мечтательно: «Настоящий барин!».
Анна Павлова
Анна Павлова жила по соседству с гостиницей, в квартире на Итальянской улице, 5. Балерина неоднократно отмечала свои премьеры в окружении преданных поклонников в мраморном зале Гранд Отеля Европа. В 20-х годах прошлого столетия, после грандиозных гастролей Анны Павловой в Австралии, шеф-повар одного отеля посвятил ей воздушный торт-безе, своей формой напоминающий балетную пачку. Между этим десертом и балериной есть одно сходство – потрясающая легкость, о которой современники Павловой слагали легенды. Десерт обрел известность во всем мире, и теперь в честь великой балерины и своей гостьи Гранд Отель Европа подает его в своих ресторанах.
Фаина Раневская
Неприятная история случилась с Раневской в 1950 году, когда она приехала в Ленинград на гастроли. Уже будучи известной актрисой, любимицей публики и звездой кинематографа, она поселилась в одном из лучших номеров «Европейской», где перед ее взором представали Русский музей, площадь Искусств и красивый сквер. К ней в номер приходили гости и закадычные друзья. Она пила с ними чай и предавалась долгим беседам, где она предавалась приятному времяпрепровождению и свободно рассказывала политические анекдоты, ругала чиновников и власть.
Через несколько дней к актрисе пришел администратор и настойчиво попросил освободить занимаемый номер и переехать на другой этаж. Возмутившись, она сообщила, что «номеров в гостинице много, а Раневская у вас одна». Но администратор продолжал уговаривать актрису, доказывая, что в другом номере ей будет комфортнее.
«Мне и здесь хорошо», – парировала Фаина Раневская и наотрез отказалась перебираться в другой номер.
Администратор ушел не солоно хлебавши. Но Раневскую в покое так и не оставили. Уговаривать великую актрису пришел сам директор гостиницы. Он пригласил ее пройти с ним в санузел и, включив воду (была ли в номере горячая вода – история умалчивает), директор «Европейской» популярно объяснил Фаине Георгиевне, что, дескать, вскоре в гостиницу прибудет высокопоставленный гость, а она занимает единственный номер, в котором установлено оборудование для прослушки.
Испуганная Раневская оперативно собрала свои вещи и очень быстро переехала в другой номер. Она провела в гостинице еще несколько ночей. Мучаясь от бессонницы, она лежала в постели, с ужасом вспоминала, о чем говорила в предыдущем номере, и прислушивалась, не едет ли за ней «черный воронок».
Лучано Паваротти
В 2004 году Лучано Паваротти приехал в Петербург в рамках своего прощального гастрольного тура. Он разместился в номере 105, больших апартаментах с антикварным роялем Bechstein, где маэстро мог репетировать перед выступлением. Впоследствии эти апартаменты были оформлены в духе лучших оперных театров мира – «Опера Гарнье» в Париже и итальянского «Ла Скала», и названы именем Паваротти.
Элтон Джон
В 1979 году Элтон Джон приехал в СССР с гастрольным туром, что было большим событием. Певец остановился в «Европейской». После успешного концерта его ждали в ресторане «Европа» на банкет. Появившись в ресторане, воодушевленный теплым приемом Элтон Джон стремительно поднялся на сцену, занял место за роялем и дал импровизированный концерт. Публика была в восторге, танцевала и подпевала маэстро.
Уитни Хьюстон
12 декабря 2009 года после своего последнего концерта в Петербурге Уитни Хьюстон со своей семьей поужинали в ресторане «Икорный бар», а затем спустились на афтепати в Лобби-бар. Там играл пианист за роялем, и Уитни подошла к нему, взяла микрофон и стала петь. Получился неожиданный подарок для гостей лобби-бара – камерный концерт Уитни Хьюстон.
Гранд Отель Европа – центр притяжения творческих персон на протяжении веков
Гранд Отель Европа – центр притяжения творческих персон на протяжении веков. Здесь Виссарион Белинский обедал с Герценом и Панаевым, а Тургенев – с Достоевским. Дунаевский с Александровым работали над фильмом «Веселые ребята». Чуковский, Зощенко и Ильф с Петровым вместе мрачно пили чай. Горький встречался с Ольгой Форш, Самуилом Маршаком, Ольгой Берггольц. Вертинский и Галич в 1951-м прожили в гостинице почти год и не раз за коньяком обсуждали свои проблемы. Ну а на «Крыше» в 60-70-е шумно встречались все ленинградские поэты и писатели, конкуренцию им составляли музыканты (которые вообще прозвали этот ресторан «Средним залом филармонии»), а также вся золотая молодежь – моднее места в городе не было.
Но еще интереснее, кто там чуть не столкнулся друг с другом – в знаменитых длинных коридорах, у стойки портье, за соседними столиками ресторана – или даже встретился, но об этом умолчали воспоминания и документы. Не встретились Теофиль Готье с Павлом Третьяковым. Айвазовский не пересекся с Иоганном Штраусом – хотя сегодня у них много общего: маринистические полотна первого столь же репродуцированы, сколь заиграны за прошлый век вальсы второго. Маяковский не успел пообедать в ресторане «Крыша» с Блоком – тот не дожил несколько лет. На век разминулись гениальный балетмейстер Мариус Петипа и великая балерина Анна Павлова. Стравинский вполне мог бы попасть на концерт Элтона Джона. В одном и том же году останавливались в «Европе» Бернард Шоу и Надежда Крупская – интересно, какие воспоминания достались бы потомкам?
Автор: Наталья Максимова