Фортепиано для нового слушателя. Проект Pianissimo открывает новых звезд классической музыки

Синтез музыки и искусства, молодость исполнителей и нешаблонный подход к организации концертов делают фестиваль Pianissimo востребованным у нового поколения слушателей.

Проект Pianissimo ведет отсчет своей истории с 2015 года, популяризируя особый подход к классической музыке, — в нем молодые пианисты дают концерты в исторически значимых и новых культурных локациях.

Первым концертом под брендом Pianissimo был вечер с пианистом Дмитрием Шишкиным, который только что окончил Московскую консерваторию по классу Элисо Вирсаладзе, но уже попал в ряды лауреатов конкурсов имени Бузони и Шопена.

Сама же цельная концепция оформилась в 2017 году: тогда в Петербурге к открытию ЦВЗ «Манеж» организаторам удалось в окружении искусства реализовать фортепианный вечер Дмитрия Маслеева и Андрея Гугнина. Именно после этого дебюта проекта Алексей Городнев и предложил провести очередную серию концертов уже в Государственном Эрмитаже.

Основатель фестиваля Алексей Городнев рассказывает о динамичном развитии целостного музыкального проекта.

Чем сейчас живет фестиваль Pianissimo?

2023 год ознаменовался проведением масштабного летнего сезона Pianissimo в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Москве на ГЭС-2 и Пакгаузах в Нижнем Новгороде. Полтора месяца тура, 26 концертов и 9 000 зрителей – растущая востребованность проекта очевидна. Осенняя серия концертов прошла в обновленном культурном пространстве «Левашовский хлебозавод» в Санкт-Петербурге, а зимние концерты по традиции охватят три города: Москву, Петербург и Нижний Новгород.

Был ли тернист путь к успеху Pianissimo — это ведь совсем не классический формат для фортепианных концертов? Изменился ли сам фестиваль за это время?

Изначальная идея осталась прежней. Однажды мне стало интересно построить диалог между разными видами искусства, например, академической музыкой и живописью. Так мы оказались в Большом просвете Эрмитажа, где слушателей окружали полотна Тьеполо и Джорджоне, а потом – в минималистичной архитектуре Московского Дома культуры ГЭС и в отреставрированных Пакгаузах Нижнего Новгорода. Pianissimo по-прежнему находится внутри формата открытой арт-коммуникации, где границы между жанрами условны, поэтому можно сказать, что мы верны концепции проекта. Но, к счастью, интерес со стороны публики и партнеров, которые любезно дарят нам возможность проводить концерты в самых интересных локациях, дают импульс для расширения первоначальной идеи.

Как вы выбираете площадки для музыкальных вечеров?

С самого начала мы стремились приглашать публику слушать академическую музыку в редких и красивых локациях. Наша биография началась с Академии Штиглица – великолепный образец эклектичной архитектуры рубежа XIX–XX веков. Потом судьба привела в Эрмитаж, стильный концертный зал Валерия Абисаловича Гергиева в Репино, чуть позже – в ГЭС-2.  Пространство «Пакгаузы» в Нижнем Новгороде пополнило наш список совсем недавно, но пользуется колоссальным успехом: пожалуй, это новая точка притяжения для Москвы и Петербурга.

К 800-летию города именитое бюро Сергея Чобана «Спич» реконструировало павильоны, где в 1896 году проходила нашумевшая Всероссийская промышленно-художественная выставка. Теперь внутри ажурных конструкций из металла открыт концертный зал со стеклянной панорамной стеной: оттуда открывается завораживающий вид на Оку, Волгу и Кремль XVI века. К слову, наши пианисты отмечают, что этот зал – один из лучших в России по всем необходимым характеристикам.

Фестиваль Pianissimo за короткое время обрел статус национального проекта. Концерты дают молодые пианисты, уже отмеченные на международных фестивалях и престижных конкурсах, в том числе на конкурсе имени Чайковского — своего рода «Оскаре» музыкального мира

Что объединяет все эти локации?

Атмосфера красоты и умиротворения: будь то живопись Эрмитажа, березы ГЭС-2 или водная гладь в Нижнем Новгороде – все эти детали создают настроение, которое располагает к тому, чтобы насладиться и впитать в себя великую музыку Шопена, Бетховена, Рахманинова.

У вас есть глобальная миссия, которую несет в мир команда фестиваля?

Мы хотим знакомить широкую публику с академической музыкой и с молодыми звездами – теми, кто уже сейчас становится лауреатами престижных конкурсов, гостями международных фестивалей и дает сольные концерты в Ковент-Гардене, Ла Скала и Мариинском театре. С одной стороны, Pianissimo погружает в музыкальный мир зрителя, который, возможно, не дойдет до филармонических залов, а с другой – открывает юным именам нового слушателя. Многим участникам на момент дебюта в рамках нашего проекта не было и 20 лет: мы приглашали совсем молодых Абисала Гергиева, Александра Болотина и Арсения Муна еще тогда, когда их график не был расписан на месяцы вперед – сейчас это звезды.

Легкость пространств, в которых проходят концерты фестиваля, позволяет впитать звучание фортепианных композиций по-новому из-за отсутствия шаблонного подхода к восприятию

Pianissimo, несомненно, рассчитан на нового зрителя. Каким он вам видится?

Наш зритель – часть сообщества, которому не чужд культурный лайфстайл, интересны премьеры, главные выставки, светские лекции и паблик-токи. Он с интересом следит не только за фэшн-трендами и последними модными коллекциями, но и за концептуальным театром или авангардными экспозициями. И все же надо сказать, что к нам ходит разная публика, поэтому вечера Pianissimo длятся примерно один час: те гости, которые хорошо знакомы с академической музыкой, могут оценить исполнение молодого пианиста, а те, кто только начинает погружение, сделает это легко и непринужденно.

С самого начала Pianissimo обозначил свой статус как международный проект. Как вам удается не терять это определение?

Для нас важно быть платформой для коммуникации во всех смыслах и, конечно, участие музыкантов из других стран помогает держать этот статус. Летом среди 10 пианистов было трое гостей: Эфе Шен приехал к нам из Стамбула, Массимилиано Гротто – из Италии, Симон Бюрки – из Швейцарии. Кстати, последний уже давно резидент Pianissimo. Сейчас мы верстаем программу на зиму – тоже международную.

Как вы оцениваете развитие проекта с момента его зарождения?

Очень положительно, и это показывают параллельные программы Pianissimo, призванные поддерживать молодые таланты. В прошлом году мы запустили два новых направления: Pianissimo Talents Management и Pianissimo Classics. Первое – это агентство: команда проекта берет на себя обязательства по продвижению и концертным планам наших резидентов. А второе знаменует старт звукозаписывающего лейбла, который объединяет наш архив, онлайн-платформу трансляций и программу по выходу CD и виниловых пластинок в формате limited edition. Мы всегда хотели приглашать для их оформления прогрессивных графиков, иллюстраторов и фотографов, и осенью этого года все сложилось: в декабре у нас запланирован первый лимитированный релиз в 200 пластинок.

Цель фестиваля — помочь молодым одаренным музыкантам стать суперзвездами, дать им зрителя и локацию, где их талант будет в полной мере услышан

Снова в формате синергии разных видов искусства?

Конечно! Более того, нам удалось соединить музыку, архитектуру и графику. Мы записали концерт Ильи Папояна в недавно построенном жилом доме в стиле ар-деко «Институский, 16». Молодой пианист исполнял музыку Сергея Рахманинова, который застал эпоху ревущих двадцатых в Нью-Йорке. Для оформления пластинки мы пригласили Владимира Кустова, художника Marina Gisich Gallery, арт-институции с уже двадцатилетней историей. И знаете, что самое интересное в этой затее? Владимир оказался коллекционером виниловых пластинок и в своем собрании в 8 000 экземпляров подобрал для основы нашего лимитированного издания обложку записи концерта Рахманинова, совпадающую с эпохой ар-деко. Наши пластинки получат в подарок гости того самого концерта Папояна и новые покупатели квартир в «Институском, 16». Мы очень надеемся, что ценность и значимости этого винила со временем только укрепится.

То, что в рамках Pianissimo появляются такие арт-проекты, вполне соответствует вашей концепции диалога и паблик-тока в области искусства. Вы планируете и дальше работать с художниками?

Не только планируем, но уже готовы с радостью объявить о сотрудничестве с Денисом Давыдовым, художником из Узбекистана, чьи работы были недавно выставлены в галерее Masters на «Левашовском хлебозаводе». По нашему заказу Денис декорирует новогоднюю елку Pianissimo, которая украсит московский отель Арарат Парк Хаятт в декабре 2023 года.

Вы вместе разрабатываете стиль?

Мы даем полный карт бланш: художник оформляет елку так, как считает нужным, превращая ее в арт-объект. Денис задумал обратиться к теме советского фарфора и новогодних игрушек, которые мы все помним с самого детства. В таком стиле он сделает небольшие скульптуры пианистов, оцифрует оригиналы, создав произведения искусства в форме видео, и повторит их в виде принта. Рядом с елкой будет небольшая инсталляция этих арт-объектов, а гости смогут приобрести к себе в коллекцию капсулы со всеми тремя элементами. Позже скульптуры отправятся в путешествие Pianissimo – в Петербург и Нижний Новгород. Потом каждые полгода-год Денис будет дополнять коллекцию новыми фигурками, тоже лимитированным тиражом.

Содействие всему новому и талантливому — главный принцип фестиваля и команды Pianissimo

В списке коллабораций Pianissimo значится очень необычный проект: весной вы пригласили ваших резидентов разработать купаж чая. Как случилась эта идея?

Мы выпустили коллекцию вместе с Домом высокой чайной культуры Thérapie: весной было решено пригласить пять музыкантов, в числе которых был победитель конкурса имени Чайковского (II премия) Энджел Станислав Вонг и победитель конкурса Бузони (II премия) Арсений Мун. Каждый из них придумал свой уникальный купаж, который ассоциирует с собой, шестым же наименованием стал красный чай с цедрой лимона и ягодами арония – квинтэссенция энергии Pianissimo.

Если смотреть в будущее, каким видится Pianissimo через 5 лет – таким же ярким?

Сейчас мне хотелось бы побыть на той орбите, на которую мы вышли, и насладиться ею вместе с нашими музыкантами.

 

Беседовала: Наталья Максимова

Предыдущая статья

Рейтинг доверия. Что представляют из себя кредитные рейтинги?

Следующая статья

Pantone 2024 — «успокойтесь»