С момента публикации нашего последнего обзора, ЕС подготовил новый пакет санкций против России.
Меры включают в себя:
- Запрет на импорт продукции российской металлургии
- Запрет на новые инвестиции в российские энергетические проекты
- Запрет сделок с некоторыми российскими государственными предприятиями
- ЕС лишит Россию торгового статуса «наибольшего благоприятствования» в ВТО, что означает потенциальное повышение тарифов на российские товары. Ранее такую же санкционную меру приняли США
- Запрет на экспорт предметов роскоши в Россию
- Индивидуальные санкции в отношении некоторых российских физических лиц
- Запрет на присвоение рейтингов России и российских компаний кредитно-рейтинговыми агентствами ЕС.
Мы считаем, что данные санкции не повлекут за собой существенного экономического ущерба для российской экономики. Запрет не распространится на стальные полуфабрикаты и цветные металлы:
- Общий объем стальных полуфабрикатов составил 56% российского экспорта стали в 2019 году
- Ограничения не применяются для российского алюминия, титана, меди, никеля, палладия и железной руды, по информации агентства Bloomberg.
Запрет на импорт стали мог бы быть плохой новостью для Северстали и НЛМК. У этих компаний доля ЕС в экспорте составляет около 34% и 18%, соответственно. Однако, Северсталь уже не может экспортировать сталь в ЕС из-за введенных ранее санкций против ее владельца А. Мордашова. Компания уже ищет других покупателей, скорее всего, в Азии и на Ближнем Востоке. Что касается НЛМК, то компания в основном экспортирует стальные полуфабрикаты (слябы и заготовки), не затронутые санкциями. Экспорт НЛМК в ЕС теперь проходит через Турцию, и объемы продолжают реализовываться без сбоев.
Запрет на сделки с государственными компаниями распространяется на компании с долей участия государства свыше 50%. Среди компаний, чьи ценные бумаги торгуются на Московской бирже, в санкционный список попали Газпром нефть, Транснефть и Роснефть. Однако, ЕС не будет запрещать сделки, необходимые для транспортировки, импорта или покупки топлива (включая нефть, газ и уголь) из России. Также, запрет не будет распространятся на контракты, заключенные до 16 марта 2022 года.
Запрет в отношении инвестиций в энергетический сектор коснется инвестиций в разведку и добычу энергоресурсов, за исключением мирного атома. Стоит отметить, что российские нефтегазовые компании живут под санкциями уже с 2014 года. К настоящему моменту они смогли адаптировать сегмент разведки и добычи к существованию без иностранных технологий. Поэтому мы не ожидаем значительного эффекта от этих санкционных мер.
Авторы: Геннадий Суханов, директор аналитического отдела; Егор Киселев, начальник отдела инвестиционного маркетинга, инвестиционный советник; Александра Кузнецова, эксперт по инвестиционным продуктам