Доходность иранского рынка акций была выше инфляции и роста курса доллара США как в периоды жестких санкций, так и в период их ослабления. В этой статье ТКБ Инвестмент Партнерс попробует разобраться, в чем же причина.
Иранский рынок акций, инфляция и курс доллара США
Санкционная «зима» 2012-2015 годов
Ужесточение санкций в конце 2011-2012 годов
К концу 2011 года Иран пришел уже с грузом значимых санкций. Например, в 70-х в связи с захватом американских дипломатов в заложники, США ввели полный запрет для своих граждан и компаний на ведение бизнеса с иранскими компаниями. Также, США заблокировали активы Иранского ЦБ на сумму свыше 10 млрд долларов США. В 80-х США полностью запретили товарообмен с Ираном, а в 90-х ограничили инвестиции в энергетический сектор страны.
В конце 2011 года – начале 2012 года были введены дополнительные санкции из-за рисков того, что Иран может создать ядерное оружие. США и ЕС запретили любые финансовые транзакции с ЦБ Ирана. ЕС присоединился к ранее введенным санкциям США: ввел запрет на импорт нефти, газа и продуктов нефтехимии, и также заморозил активы ЦБ Ирана[1].
Только в июле 2015 года была заключена «ядерная сделка» между Ираном и международными посредниками[2]. Рынки начали готовиться к снятию санкций и наплыву иностранного капитала.
Рынок акций
Рост рынка акций в основном был связан с экспортерами, которые не пострадали от санкций, и мерами государственной поддержки.
Экспортеры
В лидерах роста были котировки металлургов. Экспорт стали удвоился за период 2012-2015 годов. За счет девальвации иранского риала у экспортеров снижались затраты (деноминированные в риалах) и росла выручка (деноминированная в долларах). К примеру, уже в первом квартале 2012 года металлурги Mobarakeh, Khorasan и Khouzestan отчитались о росте прибыли в районе 60% г/г.
Экспорт и импорт продуктов металлургической отрасли Ирана, миллионы тонн
Экспорт сталелитейных продуктов иранского металлургического гиганта Mobarakeh Steel, тысячи тонн
Росли цены акций и прочих экспортеров, не сильно затронутых санкциями. Отрасль нефтехимии несколько пострадала от санкций. По итогам 2014 года объем экспорта нефтехимических продуктов Ирана сократился до 14 млрд долларов с 18 млрд долларов в 2011 году. Однако возможность экспортировать сохранилась, и слабеющий риал помог росту прибыли и росту котировок. Уже в конце санкционной «зимы» во второй половине 2015 года, на фоне ядерной сделки, аналитики были полны оптимизма, прогнозируя рост экспорта нефтехимии на 20-25% за год. Этот фактор также помог ценам акций этих компаний.
Возможность экспортировать сохранилась, и слабеющий риал помог росту прибыли и росту котировок
Ограничение на экспорт нефти повлияло на рынок акций Ирана только косвенно. На рынке не торгуются акции компании, которая занимается добычей нефти и газа – National Iranian Oil Company (NIOC).
Государственная поддержка
Власти решили поддерживать фондовый рынок через специально созданный Фонд Рыночного Развития. Например, после резкой просадки индекса акций в начале 2014 года, через фонд было куплено акций на сумму 30 млн долларов.
На ожиданиях снятия санкций в середине 2015 года правительство Ирана учредило 6-месячный пакет стимулирующих мер. Например, были введены схемы дешевого потребительского кредитования для покупки товаров длительного пользования в не нефтяном секторе для домохозяйств. Данный шаг поддержал котировки компаний автомобильного сектора. После объявления властями о льготном кредитовании на произведенные в Иране машины, акции сектора автопроизводителей выросли более, чем на 10% за месяц.
Санкционная «оттепель» 2016-2017 годов
Ядерная сделка и ослабление санкций
В январе 2016 года Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) объявило о выполнении Тегераном всех условий, касающихся демонтажа его ядерной программы. За отчетом МАГАТЭ последовало ослабление санкций против Ирана со стороны США и ЕС.[3]
Ослабление санкций стало основной причиной значительного роста акций в первом квартале 2016 года. Как отмечают эксперты из Turquoise Partners, локальные инвесторы активно скупали иранские акции, так как ожидали притока иностранного капитала в страну. Однако, притока не последовало. К тому же запрет американцам инвестировать в иранский рынок снят не был.
Также притоку иностранных инвесторов не способствовала победа Дональда Трампа на выборах США в конце 2016 года. Он критиковал ядерную сделку и обвинял Иран в нарушении соглашения. Уже тогда Дональд Трамп заявлял о возможном введении новых санкции, что привело к росту неопределенности на иранском рынке акций и его коррекции.
Рынок акций
В лидерах рынка акций были сектор нефтетоплива и металлургическая отрасль. В сумме доля этих отраслей на иранском рынке акций составляла 23%. Несмотря на то, что санкции на металлургов не вводились, и экспорт металлургической продукции рос каждый год, международная торговля была сильно ограничена из-за запрета на финансовые транзакции с иранскими банками. Всю внешнюю торговлю Иран был вынужден вести с помощью банков соседних стран. Возвращение иранских банков в систему SWIFT позволило стране значительно нарастить экспорт, в том числе металлургической продукции. Так, с 2016 года до повторного отключения Ирана от SWIFT в ноябре 2018 года, объем экспорта стали вырос более, чем в три раза.
Дополнительный толчок секторам дал глобальный рост цен на сырьевые товары. В 2016-2017 годах наблюдался значительный рост цен на нефть на фоне сделки ОПЕК+. За этот период стоимость нефти марки Brent выросла на 76%. Иранский экспорт нефтетоплива вырос на 90% в долларовом выражении, не смотря на сокращение производства в 2017 году на 0,8 млн баррелей в день. Крупными компаниями в секторе, чьи акции торгуются на Тегеранской фондовой бирже, являются Esfahan Oil Refining и Tehran Oil Refining, на которые приходится около 37% мощностей Ирана по переработке топлива.
Сектор нефтетоплива Ирана в 2017 г
Также в 2016-2017 годах росли цены на сталь. За этот период стоимость стали выросла на 34%. Тогда Иран входил в ТОП-15 по производству стали в мире. Иранская компания Mobarakeh Steel являлась и продолжает являться крупнейшим производителем стали на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Санкционная «зима» 2018-2021 годов
Трамп-тарарам
В 2018 году реализовалось то, чего опасались многие эксперты после победы Трампа на выборах президента США. США начали восстанавливать санкции. Намерения США хорошо сформулировал сам Трамп: «Любой, кто ведет бизнес с Ираном, не будет вести бизнес с США»
«Любой, кто ведет бизнес с Ираном, не будет вести бизнес с США»
Наиболее сильный удар по экономике Ирана нанесло ограничение на экспорт нефти[4]. Оно было более жестким, чем в 2012 году. С ноября 2018 года по май 2019 года США перекрыли экспорт Иранской нефти в большинство стран. В результате экспорт нефти сократился с 2,3 млн баррелей в день в 2017 году до 0,4 млн баррелей в день в 2020 году. В предыдущую санкционную «зиму» экспорт нефти падал меньше – с 2,4 млн баррелей в день в 2011 году до 1,1 млн баррелей в день в 2014 году.
Динамика ВВП, экспорта нефти и газа
Рынок акций
Экспортеры помогли рынку акций и во вторую санкционною «зиму». Также, как и в первую «зиму», слабеющий реал привел к росту их прибыли. Некоторые компании, ориентированные на внутренний рынок, тоже показали рост прибыли в разы, так как смогли занять высвобождающиеся ниши в своих сегментах. Приток денег от населения на рынок акций добавлял волатильности, но не был главным фактором для результатов на горизонте в несколько лет.
Экспортеры
На протяжении всего периода наибольшую долю в капитализации рынка занимали компании из химической промышленности. В основном нефтехимия.
Структура рынка акций Ирана
Сектор | Доля в капитализации | |
Январь 2018 | Декабрь 2021 | |
Химия | 22% | 24% |
Металлы | 14% | 20% |
Руда | 7% | 11% |
Промышленность | 6% | 9% |
Финансовые компании | 8% | 6% |
Переработка нефти | 9% | 6% |
Телекомы | 8% | 2% |
Источники: Turquoise Partners
Это отрасль экспортер. В 2020 году экспорт нефтехимической продукции вырос до 25 млн тонн с 20 млн тонн в 2019 году[5].
В этой отрасли есть компании, которые можно назвать крупными даже по мировым меркам. Например, Parsian Oil and Gas Development Group – одна из крупнейших нефтехимических и нефтеперерабатывающая компаний Ирана. Ее доля в производстве метанола в Иране составляет 65%. Это четвертый крупнейший производитель метанола в мире[6].
Также, как и в первую санкционную «зиму», падение экспорта нефти сказалось на рынке лишь косвенно. Государственная нефтегазовая компания не вышла на рынок акций.
Локальные компании
Иранский производитель мыла/зубной пасты и компания, занимающаяся производством моющих средств увеличили свою прибыль в четыре раза за короткий срок после санкций 2018 года. Этим компаниям помогло то, что с рынка ушли бренды из Китая[7].
Кондитерская компания Gorji Biscuit увеличила свой бизнес в разы из-за импортозамещения. Кроме того, компания экспортировала четверть своей продукции в Ирак, что также помогло увеличить прибыль7.
Население
Население массово выходило на биржу. Количество счетов на рынке ценных бумаг, с которых иранцы активно проводили операции, выросло до 21 млн в 2020 году с 8 млн в 2017 году. Это приводило к тому, что стоимость акций периодически «улетала» за фундаментально обоснованные уровни. Потом все корректировалось обратно.
Наиболее сильный эффект от действий толпы розничных инвесторов был в 2020 году. На протяжении многих лет показатель P/E для иранского рынка акций колебался в пределах 5-10. В середине 2020 года он достиг рекордного уровня в 36,7. Эксперты из Turquoise Partners связывают это с тем, что многие розничные инвесторы слабо представляли себе, что они покупают. «Пузырь» сдулся к середине 2021 года.
Показатель цена акции на прибыль (P/E) для иранского рынка
Иранские уроки для российского рынка
В период санкционных «зим» ставка на экспортеров и отдельные локальные компании может помочь заработать на десятки и даже сотни процентов больше, чем рост потребительских цен и рост курса доллара США.
В период санкционных «зим» появляется еще больше смысла инвестировать деньги на рынок акций через управляющую компанию
Важно тщательно выбирать акции в такой период:
- Не все экспортеры выигрывают. Если бы акции государственной нефтегазовой компании Ирана торговались, то они, скорее всего, пострадали бы и в первую и во вторую «зиму» из-за падения экспорта нефти в разы. Не все локальные компании способны занять высвобождающиеся ниши
- Разница в доходностях акций различных компаний Ирана в периоды «зим» доходила до нескольких тысяч процентов
- «Набеги» розничных инвесторов могут периодически создавать «пузыри» на рынке, когда стоимости многих компаний значительно отрываются от адекватных уровней с точки зрения ситуации в их бизнесе.
Таким образом, в период санкционных «зим» появляется еще больше смысла инвестировать деньги на рынок акций через управляющую компанию.
Таблица 2. Ключевые санкции против Ирана 2012-2021
Дата | США | ЕС |
Май 2011 | Запрет на инвестиции в сектор нефтепродуктов Ирана | |
Июнь 2011 | Санкции против Иранского сектора авиаперевозок | |
Декабрь 2011 | Заморозка активов некоторых финансовых учреждений Ирана | |
Январь 2012 | Заморозка активов ЦБ Ирана | |
Февраль 2012 | Санкции против компаний, ведущих бизнес с National Iranian Oil Company and the National Iranian Tanker Company | |
Март 2012 | Запрет на импорт нефти, газа, нефтепродуктов и продуктов нефтехимии из Ирана. Запрет на торговлю золотом, алмазами и драгоценными металлами с Ираном. Отключение Ирана от SWIFT. | |
Июнь 2013 | Запрет на операции с иранским риалом. Запрет на ведение бизнеса с Иранским автомобильным сектором. | |
Январь 2016 | Разморожены активы Центробанка Был отменен запрет для третьих стран и иностранных подразделений американских корпораций вести дела в Иране или с иранскими компаниями. Для американских предприятий торговое эмбарго в отношении Ирана отменено не было (кроме экспорта деталей для гражданского авиастроения и импорта продовольственной и ремесленной продукции из Ирана) | Снятие нефтяного эмбарго Снятие ограничений по финансовым транзакциям с иранскими компаниями и банками. |
Август 2018 | Запрет на торговлю золотом, на операции с иранской валютой и госдолгом, на продажу долларов иранскому правительству, а также на продажу Ирану самолетов и автомобилей и их запчастей. | |
Ноябрь 2018 | Под санкции подпали экспортные поставки иранской нефти, а также более 700 банков, компаний и физических лиц. Страну снова отключили от SWIFT. Санкции действовали и в отношении стран/иностранных компаний, поддерживающих деловые связи с Ираном. Ряду стран была дана отсрочка в части покупки Иранской нефти.
| |
Май 2019 | Ноябрьские санкции 2018 вступили в силу и для экспорта нефти из Ирана в Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Италию, Грецию, Тайвань и Турцию.
Были введены санкции и в отношении экспорта стали, железной руды, алюминия и меди. | |
Июнь 2019 | Санкции против крупнейшего иранского нефтехимического холдинга Persian Gulf Petrochemical Industries. На его долю приходится 40% от общего объема нефтехимического производства в Иране. |
Диаграмма 1. Структура товарного экспорта до и после периода жестких санкций
Диаграмма 2 Структура товарного импорта до и после периода жестких санкций
[1] Прочие ключевые санкции можно посмотреть в таблице 2
[2] Что нужно знать об иранской ядерной сделке (Коммерсант)
[3] детали можно посмотреть в таблице 2
[4] Прочие ключевые санкции можно посмотреть в таблице 2
[5] www.reuters.com
[6] pogdc.com
[7] www.nytimes.com