Гран-при Монако проходит в последние выходные мая. Билеты традиционно раскуплены задолго до этого. Мы решили разобраться, как княжество-карлик стало жемчужиной мирового автоспорта, а производитель напитков – эффективным брендом-спонсором «Формулы-1».
Популярность этого Гран-при выходит далеко за рамки гоночного сообщества, а победа на извилистых улицах княжества ценится среди пилотов больше, чем на любом другом этапе.
Том Уокиншоу: «Все мы ждем гонки в Монако. Это уникальный этап, места на финише которого стоят очень многого и для команд, и для гонщиков, и для спонсоров. Победы в Монако входят в историю».
Немного истории
В списке европейских государств княжество Монако по площади стоит на предпоследнем месте (меньше только Ватикан). Оно занимает всего 1,95 кв. км. Население – 30 тыс. жителей, из которых лишь 5 тыс. считаются коренными монегасками (подданные Княжества Монако). Главный источник бюджета – туристы, которых в удачный год приезжает более трех миллионов.
Главный источник бюджета – туристы, которых в удачный год приезжает более трех миллионов
Впервые Монако было упомянуто в хрониках XII века, когда бывшее поселение охотников отошло во владения процветающей Генуи. Ожесточенная война между сторонниками власти папы и императора закончилась тем, что Франсуа Гримальди, переодевшись в одежду монаха, проник в крепость и открыл ворота своим союзникам. В 1308 году он выкупил Монако у Генуи и получил город в собственность.
В 1861 году была провозглашена независимость Монако, а на следующий год Карл III узаконил игорный бизнес, запрещенный в окружающей Франции. Предприимчивый Франсуа Блан строит город Монте-Карло с шикарными отелями, театром и знаменитым казино, и скоро богачи всей Европы становятся завсегдатаями этого сказочного места.
В 1950 году князь Ренье III вводит льготное налогообложение. В Монако устремляются денежные потоки, укрываемые от налогов. В 1962 году Франция, недополучающая в государственную казну скрываемые в Монако налоги, заставляет Ренье III подписать договор, не только ограничивающий налоговые льготы, но и обязывающий платить налоги по французскому законодательству. Хранить деньги в Монако теперь не столь выгодно, но по-прежнему престижно.
Гран-при Монако
На такой благополучной в финансовом отношении почве не могло не появиться самого модного в начале века увлечения – автогонок. И уже в 1911 году рев машин нарушил приморскую тишину. «Ралли Монте-Карло» положило начало не только традиционному с тех пор этапу, но и славной истории европейской столицы будущей «Формулы-1».
На такой благополучной в финансовом отношении почве не могло не появиться самого модного в начале века увлечения – автогонок
Быстро организовавшийся Автомобильный клуб долго не хотели признавать в Европе, ссылаясь на небольшое число участников, предложив монегаскам считать себя филиалом автоклуба недалеко расположенной Ниццы и тогда председатель клуба – Антони Ноге – предложил провести «Большой приз Монако». Предложение было встречено с критикой, но Ноге настоял на своем. 14 апреля 1929 года стал известен первый победитель гонки вокруг казино – 26-летний англичанин Уильям Гровер-Вильямс навечно внес свое имя в историю этапа, а автоклуб был признан в Европе.
«Формула-1»
«Формула-1» пришла на землю княжества в год своего рождения. Этап чемпионата мира 1950 года закончился победой Хуана-Мануэля Фанхио, проехавшего дистанцию гонки за 3 часа 13 минут и 19 секунд, со средней скоростью 98,7 км/ч.
Однако после этапа нашлось немало критиков, утверждавших, что узкие улицы Монте-Карло мало предназначены для серьезных гонок и велика опасность серьезных аварий. Пару лет гонку в чемпионат не включали и календарь остался без одной из самых интересных гонок.
В 1955 году гонку вернули в чемпионат и с тех пор она неизменно присутствовала в календаре. Разговоры о безопасности больше не поднимались, за 46 лет присутствия этапа в календаре погибло двое пилотов, еще двое вылетели в воду, но по сравнению с другими трассами можно считать, что Гран-при Монако – одна из самых безопасных трасс чемпионата.
Самый дорогой этап?
Вопреки распространенному утверждению о том, что бывший владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун освободил Монако от каких-либо финансовых обязательств, княжеству все-таки приходится платить за место в календаре чемпионата. Однако в интервью Auto, официальному журналу ФИА, князь Альбер II признал, что Монако отчисляет серии меньше других стран и связано это со значением этапа для «Формулы-1».
Одновременно с этим, местная гонка с отрывом лидирует в списке самых дорогостоящих поездок для болельщиков. По данным сайта F1 Destinations, средняя стоимость уик-энда может обойтись порядка 10 000 евро на взрослого человека, если снимать гостиницу в соседней Ницце, путь из которой займет около получаса езды.
Местная гонка с отрывом лидирует в списке самых дорогостоящих поездок для болельщиков
Проживать в Монако в дни гонки — привилегия богатых. Во многом это объясняется тем, что из апартаментов в центре Монте-Карло за гонкой можно наблюдать еще более комфортно, чем с трибуны. Например, ночь в отеле Fairmont, откуда открывается вид на знаменитый поворот-шпильку, будет стоить от 29,9 до 35,9 тысяч евро (цена за сутки). Дешевле обойдется даже аренда яхты за сутки.
Платить придется даже за места на холме Роше, долгое время являвшимся излюбленным местом для тех, кто хотел посмотреть гонку «дикарем».
При этом наравне с баснословными ценниками Монако предлагает настоящий «налоговый рай» для иностранцев, постоянно живущих в княжестве. Граждане других стран попросту освобождены от подоходного налога, поэтому узкая полоска лазурного берега пользуется необычайным спросом, в том числе, у гонщиков «Формулы-1».
Британское издание Independent опубликовало зарплаты гонщиков «Формулы-1» на сезон-2022
- По данным издания, самыми высокооплачиваемыми пилотами являются британец Льюис Хэмилтон из «Мерседеса» и нидерландец Макс Ферстаппен («Ред Булл»), зарабатывающие по 40 миллионов фунтов в год
- На третьем месте оказался двукратный чемпион мира испанец Фернандо Алонсо («Альпин», 15 миллионов фунтов).
Как производитель энергетических напитков превратился в самый эффективный бренд «Формулы-1»
С момента основания Red Bull в своей маркетинговой активности сделала ставку на экстремальные виды спорта: с 1990-х австрийцы спонсируют множество спортсменов и соревнований в разных адреналиновых дисциплинах. Впрочем, автогонки всегда стояли особняком. «Формула-1» – давняя любовь владельца бренда Дитриха Матешица, и миллиардер не жалел сил и денег на свое увлечение.
20 лет назад Red Bull выступала титульным спонсором скромной команды Sauber, а также поддерживала отдельных гонщиков в разных чемпионатах. Затраты на содержание Sauber колебались в диапазоне 10-20 млн долларов США: команда была далеко от лидеров и не требовала больших вложений. Зато компания получала хорошую рекламу – долгое время Red Bull был единственным энергетическим напитком, представленным в «Формуле-1». Но Матешиц хотел большего.
Red Bull привела в «Формулу-1» множество молодых пилотов, которые встряхнули привычный уклад гонок
В конце 2004 года предприниматель за 1 доллар выкупил команду Jaguar Racing у Ford Motor Company. Американский автопроизводитель планировал закрыть проект, на который уходило слишком много денег, но Матешиц не позволил исчезнуть функционирующей команде «Формулы-1». На тот момент Jaguar Racing не выделялась на фоне конкурентов и боролась за места в середине пелотона. После переименования в Red Bull Racing автогонки получили команду с совершенно другой философией.
Пожалуй, в первый раз в истории чемпионат мира столкнулся с настолько масштабной и при этом нешаблонной рекламной кампанией. Red Bull построила уникальный моторхоум – энергетическую станцию – и стала регулярно придумывать новые поводы поговорить о гонках: от дружеских соревнований своих гонщиков на каких-нибудь нелепых машинках до выпуска огромного иллюстрированного журнала с карикатурами – каждый день в течение каждого Гран-при.
А еще команда начала выигрывать. Но главное – Red Bull привела в «Формулу-1» множество молодых пилотов, которые встряхнули привычный уклад гонок. По сути, компания придумала фабрику звезд для автогонок.
Заработать на автопроизводителях
Единственная команда, которая из года в год получает фактическую прибыль от выступлений в «Формуле-1» – это Ferrari. Доходность итальянского бренда не зависит от успехов на трассе и целиком обязана политическому влиянию этой компании: по условиям договора с Formula One Management (FOM), которой принадлежит чемпионат мира, Ferrari ежегодно получает 10% от доходов «Формулы-1» в качестве поощрения за свой «исторический статус». Таким способом Ferrari и FOM замаскировали договоренность о том, что итальянцы ни при каких обстоятельствах не покинут «Формулу-1» – по логике FOM, подобное решение подорвало бы бизнес-модель чемпионата мира.
При этом головная компания Ferrari продолжает вкладывать собственные средства в развитие команды. Все остальные автопроизводители, в том или ином виде представленные в чемпионате мира, тратят на «Формулу-1» миллионы долларов. К примеру, бюджет заводского коллектива Mercedes AMG равен 310 млн евро – и это без учета моторостроительного департамента, которое проектирует и строит двигатели для трех команд «Формулы-1». В штате этого подразделения работают 450 человек, а компания является отдельным юр. лицом, принадлежащим Mercedes-Benz. Чему равен бюджет этой структуры, неизвестно.
Автомобильные компании могут сэкономить, если не будут выставлять в чемпионате собственную команду, а ограничатся поставкой моторов. Такую модель выбрала Honda. Последние года японская компания бесплатно снабжает силовыми установками команду McLaren, а заодно приплачивает этому коллективу по 100 млн долларов в год на правах спонсора.
Зарабатывать на интересе автопроизводителей к «Формуле-1» научились и в Red Bull. Дело в том, что помимо двух гоночных команд австрийской компании принадлежит еще одна фирма, напрямую связанная с чемпионатом мира. Речь идет о Red Bull Technology – конструкторском бюро, в котором работают главные умы современного автоспорта. Red Bull Technology изготавливает узлы и агрегаты, которые затем достаются Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso, а также помогает автопроизводителям, не участвующим в чемпионате мира, получать доступ к техническим ноу-хау «Формулы-1».
Рекламную кампанию Red Bull в автогонках оплачивают другие фирмы, а австрийцы забирают себе все лавры и получают лояльность аудитории
Источники: Motorsport.com, Forbes.