Инвестиции в предметы роскоши

Предметы роскоши издавна привлекали интерес состоятельных людей, и в наше турбулентное время, несмотря на целый ряд внутренних и внешних факторов различного характера, спрос на такого рода активы остается заметно выраженным и подвергается пристальному анализу специалистами рынка.

Компания Knight Frank уже много лет подряд регулярно составляет и публикует специальный индекс инвестиционной привлекательности предметов роскоши – KFLII. Согласно данному индексу, за последние 10 лет в топ-5 популярных для инвестирования предметов роскоши входили сумки Hermès, элитный алкоголь и ретроавтомобили, а доходность подобного рода вложений оказалась выше, чем у индекса S&P 500.

За последние 10 лет в топ-5 популярных для инвестирования предметов роскоши входили сумки Hermès, элитный алкоголь и ретроавтомобили

Однако, по мнению экспертов, покупать напрямую бутылки вина, виски или дизайнерские сумки с целью инвестиций – неоднозначное решение: не факт, что подорожает именно тот самый купленный экземпляр, а сам процесс продажи предмета роскоши может быть долгим и непростым.

Чем же привлекательны предметы роскоши для состоятельных инвесторов? В целом предметы роскоши – это потребительские товары так называемой «второй» необходимости, обладающие значительной стоимостью и востребованностью, обладание ими свидетельствует о статусе владельца. Прежде всего, такие товары характеризуются высокой ценой, а также качеством, эстетикой (отражением художественного вкуса), эксклюзивностью (уникальностью), оригинальностью и определенным символизмом, связанным, как правило, с образом жизни и ценностями потребителя.

На протяжении последних 10 лет количество ультрахайнетов – людей со сверхвысоким состоянием (более 30 млн долл. США) – росло по всему миру, и 2021–2022 годы также не стали исключением, хотя темпы этого роста снизились. Пандемия и геополитическая нестабильность оказали влияние и на логистику, поэтому продажа предметов роскоши на аукционах замедлялась: поставки товаров прекращались, офлайн-мероприятия отменялись, но при этом на передний план вышли онлайн-аукционы, поддержавшие ликвидность на рынке люкса.

Что происходило на рынке люкса за последние 3 года?

Так, в 2020 году вершину индекса KFLII в очередной раз заняли сумки Hermès, цены на которые тогда выросли на 17%. Легендарная французская марка устойчиво держится в топе сегментов роскоши, и, как указывают эксперты, это одно из самых безопасных вложений: с 1980 по 2015 год эти сумки принесли доход более 14% годовых, и ни один год не был убыточным – в худший год был зафиксирован рост 2%. В то же время индекс S&P 500 за эти годы показал доходность 11,7% годовых.

Элитное вино и ретроавтомобили, показав рост на 13 и 6% соответственно, расположились на втором и третьем местах индекса роскоши 2020 года, и в порядке убывания доходности за ними следовали такие категории как часы, эксклюзивная мебель, уникальные монеты, цветные бриллианты. Худший показатель был тогда зафиксирован у объектов искусства – падение на 11%: в основном из-за сокращения продаж через традиционные аукционные дома.

На передний план вышли онлайн-аукционы, поддержавшие ликвидность на рынке люкса

В 2021 году KFLII зафиксировал смену лидирующей категории: винтажное вино обогнало в цене лидеров прошлых лет. За тот год оно подорожало на 13%, а за десятилетие в целом – на 119%. Как отмечали аналитики, для данного актива наступило благоприятное время – рынок был далек от перенасыщения, цены стабильно росли, в особенности на бордо. Например, некоторые винтажные вина, в том числе бордо 1996 и 2000 годов урожая, представляют собой отличное соотношение цены и качества – на них наблюдается хороший спрос среди коллекционеров. Вторыми по инвестиционной привлекательности в 2021 году расположились часы (+5% за год, +87% за 10 лет). Для таких марок как Rolex и Omega ситуация на рынке оставалась достаточно стабильной, а вот на эксклюзивные модели Cartier середины прошлого века повышение цен на аукционах было наиболее заметным.

Замыкали TОП-3 в 2021 году классические автомобили, и в этой категории цена самых редких и востребованных для коллекционеров лотов выросла на 4% в течение года, за десять лет – на 180%. Яркими примерами здесь могут являться продажа McLaren F1 за 20 млн долл. США, а также Ferrari F40 за 2,9 млн долл. США. Гоночные модели Lamborgini стоимостью от 1 млн долл. США и выше становятся популярны среди молодых покупателей.

Аутсайдеры рейтинга 2020 года – предметы искусства – в 2021 году восстановили свои позиции благодаря свершившимся крупным сделкам: объем транзакций на мировых аукционах предметов искусства составил почти 5 млрд долл. США.  По информации от экспертов рынка, одной из самых дорогих работ стала картина «In this Case» Жана-Мишеля Баскии, проданная на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 93 млн долл. США, а в сегменте стрит-арта нашумевшая работа Бэнкси «Girl with Ice Cream on Palette» была продана почти за 1,5 млн долл. США. Также 2021 год открыл для покупателей рынок крипто-искусства. Цифровые произведения, закодированные в блокчейне в качестве NFT (невзаимозаменяемые токены), были реализованы за десятки миллионов долларов США на аукционах в США и Великобритании.

Что же касается 2022 года, то по итогам I полугодия коллекционное вино продолжает удерживать лидерство в рейтинге с ростом на 16% за год и 137% за десятилетие, за ними следуют редкие часы и предметы искусства. Антикварная мебель, цветные бриллианты, ювелирные украшения и автомобили показали годовой рост стоимости от 1 до 3%, а сумки, винтажный виски и коллекционные монеты – 7-9% соответственно. Сам рейтинг в текущем году покажет примерно 9% роста, что даже с учетом достаточно высокой инфляции во основных финансовых центрах и роста ставки капитализации по-прежнему может быть инвестиционно привлекательным для состоятельных клиентов, желающих диверсифицировать свои портфели.

Как уже было отмечено, инвестиционные аналитики обращают внимание на ряд минусов с точки зрения прямых инвестиций в предметы роскоши:

  • Это материальные активы с достаточно низкой ликвидностью – их продажа может занять время, а сами они могут требовать специальных условий хранения
  • Для грамотного инвестирования необходимо обладать специализированными знаниями – нужно разбираться в искусстве, уметь оценивать стоимость объекта, отличать его от реплики и т.д.
  • Высокая стоимость приобретаемых активов.

Тем не менее, для рядовых инвесторов существует и другой способ вложения в сегмент люкса – непосредственно в бизнес самих производителей предметов роскоши. Безусловно, строить свою инвестиционную стратегию только лишь на предметах роскоши не целесообразно, их предпочтительно считать альтернативными активами или диверсификаторами, улучшающими эффективность портфеля, т. е. его характеристики с точки зрения соотношения доходности и риска. Среднегодовая волатильность большинства предметов роскоши обычно не превышает 5-10%.

 Для вложений своих средств в ценные бумаги сегмента люкс можно воспользоваться услугами надежного доверительного управляющего

К примеру, биржевой индекс S&P Global Luxury включает в себя 80 компаний, занимающихся производством и продажей предметов роскоши. Согласно экспертным данным, на горизонте 10 лет этот индекс показал среднегодовой рост 11,72%, в то время как S&P 500 вырос на 12,11%. При этом в период 2011-2015 годов индекс роскоши обгонял широкий рынок, но ближе к концу бизнес-цикла уступил ему по причине своей цикличности – он лучше растет на ранних стадиях делового цикла, когда экономика восстанавливается, и замедляется по мере приближения к рецессии. Однако известно, что даже во время кризиса и турбулентности состоятельные люди обычно не отказываются от своих привычек: их капитал позволяет поддерживать свой образ жизни без отвлечения на экономическую конъюнктуру. Помимо фондов, существует возможность войти в этот сегмент и через покупку акций компаний-производителей, доступных рядовому инвестору.

Для вложений своих средств в ценные бумаги сегмента люкс можно воспользоваться услугами надежного доверительного управляющего. У ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) существует широкий выбор стратегий доверительного управления, кроме того, портфель можно составить индивидуально, тем самым создав уникальную стратегию, которая учитывает все интересы и пожелания клиента.

 


Автор: Артем Клыков, MBA, PhD, эксперт в сфере гостеприимства, директор по развитию Международного университета SWISSAM

Статья отражает мнение автора и может не совпадать с мнением ТКБ Инвестмент Партнерс (АО). Данный материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном сообщении, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале.

Мы в Telegram

Новости финансового рынка у вас в кармане