Экономика чумы. Как мир восстанавливался после смертоносных пандемий

В конце марта более двух миллиардов людей по всему свету, то есть каждый третий житель планеты, оказались под карантином из-за распространения коронавируса COVID-19. Материальный ущерб от болезни еще только предстоит оценить. Скорее всего, выражаться он будет в триллионах долларов. Но есть и хорошие новости. История трех самых крупных пандемий — Юстиниановой чумы, черной смерти и испанки — показывает, что смертоносные вирусы не разрушают привычный хозяйственный уклад, а экономика так или иначе проявляет свои лучшие адаптивные качества.

Юстинианова чума: фейк-эпидемия

Что о ней известно? Первая в истории зафиксированная пандемия. Она была вызвана чумной палочкой Yersinia pestis. Появилась во времена правления византийского императора Юстиниана I. Чума зародилась в Эфиопии или Египте, прошла по торговым маршрутам в Средиземное море, добралась до Константинополя, а оттуда — во все остальные уголки Византийской империи и Европы вплоть до Британских островов. Принято считать, что во время первой вспышки (541 — 544 годы) умерло примерно 25 миллионов человек, то есть больше 10 процентов от всего населения Земли. В столице империи смертность достигала до пяти тысяч человек в сутки, в отдельные дни — до 10 тысяч. Пандемия длилась до 750 года, за это время, по разным данным, 14 — 18 вспышек унесли жизни еще 50 миллионов людей. Это около четверти мирового населения на тот момент. Юстинианову чуму называют одной из причин экономической разрухи, социального хаоса, упадка Восточной Римской империи и последовавшего за ним распространения ислама в Европе.


Византийский историк Прокопий Кесарийский о пандемии в Константинополе в 542 году:

«От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы. Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней не сожженными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили свое ремесло».


На этой картине французского художника Йоса Лиферинкса изображен святой Себастьян — один из святых, которому молились люди, чтобы спастись от чумы. Конец XV века.

Что было на самом деле? Реальных доказательств массовых смертей и упадка экономики во время Юстиниановой чумы нет. Об этом свидетельствует работа группы исследователей во главе с Ли Мордехаем из Еврейского университета в Иерусалиме, опубликованная в октябре 2019 года в официальном журнале Национальной академии наук США. Ученые проанализировали письменные источники за VI век: работы 120 авторов на греческом и 107 — на латыни. Чума упоминалась в 38 источниках. И только в пятой их части описывался хотя бы один симптом болезни. Кроме того, во всех этих работах эпидемии уделялось мало внимания. Исследование коснулось и египетских папирусов VI — VIII веков. Ранее считалось, что около четверти населения Египта погибло от Юстиниановой чумы. Но число папирусов с текстами в это время не уменьшилось. Их содержание говорило о том, что экономика функционирует нормально, а население продолжает платить налоги. Сохранились и данные о жизни в Египте состоятельной римской семьи Апионов. Доходы семьи с 540 по 580 годы выросли на 30 процентов. Анализ древней пыльцы в озерных отложениях и торфе также позволил оценить состояние сельского хозяйства. Дело в том, что обработка земли оставляет после себя след из пыльцы злаковых растений. Заброшенные участки быстро покрываются сорняками, а затем и соснами, распространенными в Средиземноморье, которые также оставляют пыльцу. Исследование показало, что на территориях современных Греции, Турции и Болгарии в VI — VIII веках количество злаковой пыльцы не упало, а хвойной — резко не увеличилось. То есть аграрный комплекс не заметил пандемии. Также важно отметить, что в VI веке Византия исправно чеканила монеты.

Нет оснований полагать, что чума VI века нанесла Византии или любому другому древнему государству серьезный урон

Как все закончилось? Специалист по истории Византии Джон Хэлдон из Принстонского университета признает, что чума, возможно, затронула некоторые густонаселенные районы империи. Тем не менее, отмечает он, идея о том, что «это была всеобщая катастрофа, затронувшая все Средиземноморье, Ближний Восток, Центральную и Западную Европу, нуждается в переосмыслении». По его словам, нет оснований полагать, что чума VI века нанесла Византии или любому другому древнему государству серьезный урон.

«Триумф смерти» – картина Питера Брейгеля Старшего, написанная около 1562 года.

Черная смерть: прививка для экономики

Что о ней известно? Пандемия, вызванная все той же палочкой Yersinia pestis. Пришла с Востока, из пустыни Гоби. Через Великий шелковый путь распространилась по всей Евразии и Северной Африке. Черная смерть достигла пика в Европе в 1346 — 1353 годах. Сильные вспышки продолжались вплоть до 1600 года. По разным оценкам, болезнь убила от 75 до 200 миллионов человек в Евразии, а население Европы сократилось на 30 — 60%. Считается, что Европа пережила социальный хаос, экономическую разруху, опустела и полностью оправилась от последствий Черной смерти только через 400 лет, к началу XIX века.

Черная смерть не имела долгосрочных экономических последствий

Что было на самом деле? Исследователи не сомневаются в том, что черная смерть привела к массовой гибели людей, хотя точную оценку потерь они и не дают. В вопросе экономических последствий пандемии чумы оценки ученых расходятся. Одни говорят о том, что она была неотъемлемой частью спада ВВП XIV — XVI веков, другие считают ее причиной распада ограничивающих средневековую экономику институциональных связей, который в итоге дал возможность для роста. Так или иначе, но на относительно короткий промежуток времени оплата труда резко возросла (работоспособных людей старались удерживать на службе деньгами), а цены упали. Пандемия также привела к тому, что сельское хозяйство стало более капиталоемким, а семьи стали рожать меньше детей. Англо-американский экономист Грегори Кларк считает, что черная смерть не имела долгосрочных экономических последствий. Хозяйственная структура в Европе изменилась не сильно. Менялись лишь демографические факторы. Они и влияли на экономику. Так, пишет Кларк, в период сокращения численности населения (1310 — 1450 годы) экономическая эффективность в Англии возрастала, в периоды роста (1250 — 1310 и 1450 — 1600 годы) — падала. Численность населения и реальный размер заработной платы также продемонстрировали тесную связь на протяжении 1250 — 1600 годов: он падал с увеличением популяции и поднимался после ее уменьшения. Вслед за стабилизацией ситуации показатели вернулись к норме.


Хронист из английского Лестера о последствиях пандемии:

«Все шло по низким ценам из-за страха смерти, ибо мало кто беспокоился о богатстве или о другом виде собственности. Человек мог получить лошадь, которая стоила 40 шиллингов, за половину марки, жирного быка — за четыре шиллинга, корову — за 12 пенсов, телку — за шесть пенсов, овцу — за три пенса, барана — за два пенса, большую свинью — за пять пенсов, стоун шерсти — за девять пенсов. Овцы и скот бродили брошенные по полям и среди посевов, и никто не пас их; из-за недостатка ухода они умирали в канавах или под изгородями в огромных количествах».

Постановление суда епископа Даремского от 14 июля 1349 года:

«Никто не желает платить пошлины ни за какие земли, которые находятся в руках лорда, из-за страха перед чумой; и все таким образом провозглашаются не выполнившими своих обязательств, пока Господь не принесет какое-нибудь избавление».

Источник: «Эпоха рыцарства» сэра Артура Брайанта


Как все закончилось? К 1500 году европейская экономика очень сильно отличалась от выстроенной в дочумной период, отмечает историк Дэвид Роут из Университета Ричмонда. Крестьяне получали больше денег за свой труд, имели возможность кормиться с земли и создавать излишки для рынка. В промышленности и торговле обострилась конкуренция: во главу угла встали эффективность, бережливость и рациональность. Это, в конечном счете, дало европейским потребителям множество разных товаров по адекватным ценам. В долгосрочной перспективе, допускает Роут, демографические изменения, вызванные черной смертью, поспособствовали новому экономическому росту. Пандемия вернула численность населения на уровень 1100 года, но оставила всю инфраструктуру и ресурсы Европы.

Автопортрет после испанского гриппа. Эдвард Мунк, 1919.

Испанский грипп: удар по бизнесу

Что о нем известно? Одна из наиболее масштабных катастроф в истории человечества. Вызвана вирусом H1N1. Пандемия бушевала 18 месяцев, с 1918 по 1919 годы. За это время успели заразиться 550 миллионов человек или около трети населения Земли, умерло — от 50 до 100 миллионов (от трех до пяти процентов мирового населения). Первой о пандемии гриппа публично объявила Испания — отсюда и название болезни. Она быстро распространялась из-за массового передвижения солдат и офицеров в конце Первой мировой войны и развития транспорта: болезнь «пользовалась» сетью железных дорог, дирижаблями и кораблями. Испанка прошла почти через все города и деревни мира. Единственным населенным местом, которого пандемия не коснулась, считается бразильский остров Маражо в устье реки Амазонки. Из-за пандемии повсеместно закрывались церкви, школы, кафе и рестораны, магазины, театры и кино. В некоторых американских городах запрещали рукопожатия. По оценке экономистов из Гарварда, пандемия испанки отняла у мирового ВВП 6,6%. Они полагают, что инфекция стала причиной рецессии в развитых странах в 1919 — 1921 годах. Аналогичная пандемия сегодня, по подсчетам Всемирного банка, стоила бы глобальной экономике 4,8% ВВП.


Выдержки из статьи «Как грипп влияет на бизнес» из The Arkansas Gazette, опубликованной 19 октября 1918 года:

  • торговцы в Литл-Рок говорят, что их бизнес просел на 40%, по некоторым оценкам — на 70%
  • продажи продуктов питания упали на треть
  • универмаг, приносивший 15 тысяч долларов в день (почти 250 тысяч долларов в ценах 2019 года), теперь не дает и половины от этой суммы
  • больным часто прописывают постельный режим — из-за этого вырос спрос на кровати и матрасы
  • бизнес в Литл-Рок теряет в среднем 10 тысяч долларов в день (больше 160 тысяч долларов в ценах 2019 года)
  • единственный процветающий бизнес — это аптеки.

Источник: «Экономические последствия пандемии гриппа 1918 года», автор — экономист Томас Гарретт, Федеральный резервный банк Сент-Луиса


В Сиэтле во время «испанки» пассажиров пускали в трамвай только в защитных масках.

Что было на самом деле? Оценить реальный ущерб, нанесенный испанкой мировой экономике и отдельным странам, довольно сложно. В основном — из-за Первой мировой, по результатам которой несколько империй, включая Российскую, просто перестали существовать, а Европа потеряла почти 20 миллионов трудоспособных человек. Очевидный ущерб от распространения испанского гриппа — также масса жертв плюс падение оборотов бизнеса. Но испанка оставила и менее очевидный след. Например, в результате сокращения численности работников в США резко вырос средний уровень дохода. У людей появилось больше свободных средств и их инвестировали на фондовом рынке. В самый разгар пандемии (IV квартал 1918-го) индекс Dow Jones падал, но с января по октябрь 1919 года непрерывно рос и поднялся с 1 264 до 1 700 пунктов.

Пандемия испанки привела к временному росту зарплат из-за нехватки рабочей силы

Как все закончилось? «Большая часть данных свидетельствует о том, что экономические последствия пандемии гриппа 1918 года носили краткосрочный характер. Многие предприятия, особенно в сфере услуг и развлечений, серьезно просели в доходах. Другие, специализирующиеся на заботе о здоровье, наоборот, зарабатывали деньги», — пишет американский экономист Томас Гарретт. Он отмечает, что пандемия испанки привела к временному росту зарплат из-за нехватки рабочей силы. Болезнь также нанесла ущерб качеству человеческого капитала, подчеркивает эксперт. Дети, зачатые или рожденные во время эпидемии, значительно чаще болели в последующей жизни. Часть из них испытывали проблемы с успеваемостью в школе и впоследствии меньше зарабатывали.

Предыдущая статья

Обращение Генерального директора ТКБ Инвестмент Партнерс в связи с COVID-19

Следующая статья

В интересах революции. Как работала банковская система СССР