Распродажа на рынке акций

Распродажи – хорошая возможность приобрести за более низкую цену то, что давно планировалось купить. Или запастись продуктами, пока цена на них снижена.

Рынок товаров: покупай, подешевело!

Бывает, видя красные ценники, люди начинают сметать с полок все подряд. Видя скидку, человек начинает задумываться, может быть этот товар ему очень даже нужен и начинает подгонять под свои требования.

Вспомните себя в супермаркете, когда видите скидки или акции а-ля «1+1=3». Сразу рука тянется добавить эти товары в корзину, даже если в списке покупок их и в помине не было. Также наверняка были дни шоппинга в торговом центре или на онлайн площадках, когда на глаза попадается платье или рубашка знаменитого дизайнера, или кроссовки крутого спортивного бренда по большой скидке. Даже если в ваших планах не было трат на эти вещи, упустить такую возможность кажется глупым, и мы готовы отложить запланированные покупки, но купить то, что сейчас можно приобрести по выгодной цене.

Видя скидку, человек начинает задумываться, может быть этот товар ему очень даже нужен

Обычно незапланированными бывают покупки одежды и относительно недорогих товаров. А вот покупки дорогостоящих товаров, чаще бывают обдуманными и запланированными. Яндекс провел исследование поведения покупателей в период распродаж «Черная Пятница», которая проводится ежегодно в ноябре. По данным исследования, каждый второй из опрошенных имел заранее запланированный список покупок. В период скидок значительно росло количество запросов по поиску бытовой техники и электроники – товаров, которые обычно стоят относительно дорого. В «Черную пятницу» запросов на поиск этих товаров было на 15% больше, чем в среднем за день в период с конца октября по начало декабря. То есть люди в большей степени планируют покупки и предпочитают дождаться распродаж. Однако 68% опрошенных в исследовании покупателей поддались импульсу и в итоге купили что-то не из списка. Чаще всего спонтанно покупали книги, одежду, спортивные товары и услуги в сфере развлечений и общепита.

Также исследование показало, что более 80% опрошенных остались довольны покупками по акции. Только 3% считают, что потратили деньги впустую, а 2% вернули товар обратно. Это связано с тем, что запланированная покупка необходимого товара по гораздо более низкой цене, чем его стандартная стоимость, вызывает эмоциональное удовлетворение. Это также подтверждается другим исследованием, проведенным учеными из Университета Висконсина–Стаут. В исследовании объясняется, что выгодная сделка позволяет почувствовать себя грамотным потребителем, что также тешит самолюбие. Покупатели, разбирающиеся в конкретной категории товаров, чувствовали себя грамотным потребителями, когда тщательно изучали информацию о продуктах, сравнивали их по функциям и качеству и находили наибольшую скидку по ним.

Рынок акций: подешевело – стало страшно

Инвесторы от акций хотят получить доход. Купить сегодня и продать в будущем с прибылью. Когда стоимость акций падает, то их покупать страшно. Почему? Давайте вернемся ненадолго в мир товаров.

Когда стоимость акций падает, то их покупать страшно. Почему?

От стиральной машины люди хотят получить возможность стирать белье, а не прибыли от ее продажи в будущем. Чтобы понять, что стиральная машина хорошо справляется с работой нужно подтверждение. Например, друг сказал: «У меня есть такая стиральная машина. За 15 минут выстирала и отжала 5 кг белья. Достал практически сухим и как будто только из магазина. И все это время ее практически не было слышно». Огонь! Надо брать. Особенно если распродажа.

Опыт с покупкой стиральной машины и прочих товаров/услуг люди переносят и на инвестиции в акции. Друг сказал: «Год назад вложился – заработал 100%». Огонь! Инвестируем. Это как супер стиральная машина, описанная выше. А если друг сказал: «Год назад вложился – потерял 50%». Ужас! Обходим акции стороной. Как если бы друг сказал, что стиральная машина рвет все вещи, жутко шумит и т.п.

Такой «товарный» подход к акциям может быть большой ошибкой. Посмотрите на график ниже. Где была самая лучшая точка покупки российских акций, если бы вы хотели максимально заработать за 12 месяцев?

Индекс МосБиржи (значение индекса). Когда нужно было инвестировать в акции?

Источник: Московская биржа

Ответ – в ноябре 2008 года. Представьте, что вы сейчас живете в тот период. За предыдущие 12 месяцев российский рынок акций упал на 70%! Ваш друг, который бы инвестировал в ноябре 2007 года, сказал бы вам тогда: «Никогда не инвестируй в акции, я потерял 70% за год!». И был бы очень не прав в своей рекомендации. Если бы вы инвестировали в акции в ноябре 2008 года, то заработали бы 160% за следующие 12 месяцев[1].

Сильный рост рынка акций с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года был связан с экономическими причинами и человеческими эмоциями. Осенью 2008 года на всех рынках акций мира царил сильный пессимизм. Многие боялись, что экономическое здоровье мира очень сильно ухудшится после того, как один из крупнейших банков, Lehman Brothers, обанкротился в сентябре. Деньги – это кровь экономики. Lehman Brothers был крупным «сосудом», который лопнул. Своего рода «экономический инсульт». Когда людям очень страшно, срабатывает древний механизм «бей или беги». Для инвесторов это, как правило, «беги». Когда инвесторы в таком состоянии продают акции они не смотрят на перспективы компаний, которые их выпустили, а просто «бегут». Это может приводить к тому, что цены акций падают до неоправданно низких уровней. Своего рода «распродажа» на рынке акций. Когда через какое-то время участники рынка видят, что все не так плохо, как они боялись, и толпа «бегунов» редеет, то стоимость акций сильно растет. Это то, что произошло в период с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года. Глобальная экономика встала на путь «выздоровления», инвесторы начали успокаиваться и стоимость акций сильно выросла.

Сильный рост рынка акций с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года был связан с экономическими причинами и человеческими эмоциями

С точки зрения продавца распродажа на рынке акций не сильно отличается от распродажи на рынке какого-то товара. Продавец товара тоже часто хочет «убежать». Например, владелец магазина бытовой техники объявляет распродажу, чтобы как можно быстрее получить деньги и запустить другой бизнес. Директор магазина одежды объявляет распродажу старой коллекции, чтобы как можно скорее высвободить место на складе и деньги для покупки новой. Т.е. когда продавцы «бегут», то можно купить бытовую технику или одежду по низким ценам. На рынке акций то же самое, когда продавцы массово «бегут», то появляется шанс купить акции по ценам сильно ниже их справедливой стоимости с учетом перспектив бизнеса.

Например, если взять последние 20 лет российского рынка акций, то наблюдается взаимосвязь между сильным падением и последующим сильным простом. Если от прошлого максимального уровня рынок акций падал на 30% или сильнее, то по итогам следующих 12 месяцев он показывал прирост в среднем на 39%. В 94% случаев по итогам следующих 12 месяцев убытков не было.

Взаимосвязь между падением российского рынка акций от предыдущего максимума и его доходностью по результатам следующих 12 месяцев

Падение от предыдущего максимума на более чемСредняя доходность за последующие 12 месяцевДоля случаев, когда доходность за последующие 12 месяцев была положительная
-50%94%100%
-30%39%94%

На основе индекса МосБиржи за последние 20 лет
Источники: Московская Биржа, ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), август 2022

Какие выводы?

  • Распродажа на рынке акций похожа на распродажу на рынке товаров. В обоих случаях продавцы «бегут». Это дает шанс купить акции или товары дешевле их справедливой стоимости
  • Признак распродажи на российском рынке акций – индекс МосБиржи снизился от предыдущего максимума на 30% и более. В 94% случаев, после того как случалось подобное падение рынка за последние 20 лет, можно было заработать положительную доходность в последующие 12 месяцев. В среднем, такая доходность составила 39%.

 

[1] Прирост индекса МосБиржи с 21.11.2008 по 23.11.2009

Авторы: Владимир Цупров, управляющий директор по инвестициям, Егор Киселев, начальник отдела инвестиционного маркетинга, инвестиционный советник, Марина Цуцкиридзе, эксперт по инвестиционным продуктам.

Предыдущая статья

Если у вас нету ПИФа…

Следующая статья

Торговый «зуд» на рынке акций: лечить или не лечить?