ESG в России – особое внимание к экологическим факторам

За рубежом существует распространенное мнение, что принципам ESG (Environmental, Social, Governance – принципы экологического, социального и корпоративного управления) в России не уделяют должного внимания, особенно с точки зрения экологических факторов. В международных ESG рейтингах Россия стоит ниже среднего уровня. Есть шанс, что ситуация улучшится. В последние годы российское правительство и компании предпринимают действия по внедрению ESG подходов и улучшению экологической ситуации.

График 1. Страны-лидеры по выбросам парниковых газов (в ГтCO2)

Источник: Рамочная конвенция ООН об изменении климата; Министерство экономического развития РФ

Россия, как и все участники Парижского соглашения, берет на себя обязательства по снижению выбросов парниковых газов (ПГ) в атмосферу. По последним данным, выбросы ПГ в России снизились на 48% от уровня 1990 года, правда в основном из-за снижения производства после распада СССР. Ожидается, что объем выбросов будет расти вместе с ростом ВВП страны и может достичь 90% от уровня 1990 года к 2050 году, если ничего не делать.

Чтобы не допустить столь сильного роста загрязнения окружающей среды, правительство разработало стратегию долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов ПГ до 2050 года. Задача стратегии – ограничить рост выбросов ПГ до 64–67% от уровня 1990 года к 2030 году и до 52–64% от уровня 1990 года к 2050 году.

График 2. Динамика выбросов ПГ в России относительно уровня 1990 г.

Источник: Министерство экономического развития РФ

График 3. Объем выбросов ПГ в 1990 и 2018 годах (в ГтCO2) по странам

Источник: Министерство экономического развития РФ, Рамочная конвенция ООН об изменении климата

Какие отрасли наиболее «грязные»?

Согласно Рамочной конвенции Организации объединенных наций об изменении климата (РКИК), около 80% ПГ в России выбрасывается энергетическим сектором, в основном при производстве электроэнергии, а также при добыче, переработке, транспортировке и использовании нефти и газа.

График 4. Выбросы ПГ в России по отраслям

Источник: Рамочная конвенция ООН об изменении климата

По данным Международного энергетического агентства, в структуре производства электроэнергии в России преобладает использование природного газа, на долю которого приходится 48%, а также атомной энергии, гидроэнергетики и угля, на которых приходится по 16–18%. В настоящее время мощностей по производству солнечной и ветровой энергии в России очень мало, в то время как другие страны активно наращивают производство электроэнергии из них. В 2020 году ветряная и солнечная энергия составляли 0,2% выработки электроэнергии в России по сравнению со средним мировым показателем в 10% и средним показателем по Европе в 20%. В то время как Россия занимает четвертое место в мире по производству электроэнергии, она на 109-ом месте по мощностям возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Правительство поставило цель установить 5,9 ГВт мощностей солнечных и ветряных станций и малых ГЭС (без учета крупных гидроэлектростанций) к 2024 году и 6,7 ГВт мощностей в период 2025–2035 гг. Итого к 2035 году планируется производить 35,9 ГВт из ВИЭ. После этого около 3–4% электроэнергии в России будет производиться из ВИЭ.

Также большие объемы выбросов сопряжены с нефтегазовой отраслью, особенно с добычей газа и трубопроводным транспортом.

График 5. Распределение источников выбросов ПГ в нефтегазовой отрасли России

Источник: Рамочная конвенция ООН об изменении климата

Некоторые крупные российские производители и экспортеры газа уже разработали стратегии, направленные на повышение энергоэффективности и сокращение углеродного следа своей продукции за счет инвестиций в технологии. Более того, считается, что транспортировка природного газа из России в Европу имеет наименьший углеродный след по сравнению с другими странами. В недавнем исследовании «Интенсивность выбросов ПГ при транспортировке природного газа» сравнивались несколько вариантов экспорта природного газа в Европу: транспортировка газа из России, США, Катара, Австралии и Алжира. Результат показал, что импорт природного газа в Европу по российским трубопроводам был предпочтительнее с экологической точки зрения по сравнению с альтернативами.

График 6. Выбросы ПГ от импорта природного газа в Европу

Источник: Обзор по уровню выбросов парниковых газов при транспортировке природного газа, Thinkstep, 2017 г.

Правительство России не видит смысла в полном отказе от традиционного производства электроэнергии, но ищет способы по уменьшению воздействия энергетического сектора на окружающую среду. Ряд российских энергетических компаний уже разработал долгосрочные цели по сокращению выбросов ПГ. К примеру, Татнефть и Лукойл заявили, что планируют достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

Следующим по уровню загрязнения окружающей среды считается металлургический сектор из-за большого количества потребляемой энергии в производстве. Из-за этого такие компании активно инвестируют в энергоэффективные технологии. Например, в этом году один из крупнейших производителей золота «Полиметалл» опубликовал свой первый климатический отчет вместе со стратегической целью по снижению удельных выбросов ПГ на 30% к 2030 году, включая промежуточную цель по снижению выбросов на 15% к 2025 году. Для этого Полиметалл будет расширять объемы строительства собственных солнечных и ветровых электростанций. В этом году компания запустит солнечную станцию в Магаданской области, в следующем году – в Хабаровском крае, а к 2024 году солнечные электростанции появятся в Якутии и в Казахстане.

Государственные меры по сокращению загрязнения

Россия ратифицировала Парижское соглашение по изменению климата в 2019 году – спустя три года после его подписания. Но еще с 2004 года страна является участником Киотского протокола, на смену которого и пришло Парижское соглашение. Правительством было принято несколько нормативных актов, направленных на реализацию мер по борьбе с изменением климата. Основной программой была Климатическая доктрина, утвержденная еще в декабре 2009 года. Она представляет собой обзор целей, принципов, содержания и способов реализации государственной политики в отношении изменения климата. В целом Доктрина служит основой для формирования и реализации климатической политики.

Также в 2019 году был учрежден Национальный проект «Экология» на период с 2019 по 2024 годы, целью которого является эффективное обращение с отходами производства и потребления, кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, повышение качества питьевой воды для населения, а также создание не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий. Программа реализуется в рамках указа президента России о национальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года. Основная часть проекта направлена на улучшение экологической ситуации в 12 наиболее загрязненных городах, таких как Норильск, Красноярск, Омск, Челябинск и Чита, за счет сокращения выбросов ПГ на 20%. Всего до конца 2024 года запланировано 204 экологических проекта, 65 из которых уже завершены (по состоянию на июль 2021 года).

В январе 2020 года правительство России представило Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. В плане намечено 29 мер, которые необходимо принять до 2022 года, включая модернизацию национальной системы мониторинга климата, подготовку оценок воздействия изменения климата и разработку стратегий адаптации для конкретных секторов, таких как энергетика, транспорт и сельское хозяйство. Ожидается, что ключевые стратегические направления будут объявлены до конца третьего квартала 2021 года.

Также в начале 2020 года правительство России опубликовало Стратегию долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов ПГ до 2050 года. Стратегия фокусируется на двух основных сценариях низкоуглеродного развития страны: базовом, который принят за основу, и интенсивном.

Базовый сценарий предусматривает сокращение выбросов ПГ на 33% по сравнению с уровнем 1990 года к 2030 году и на 36% к 2050 году. Этого планируется достичь за счет:

  • Масштабного повышения энергоэффективности российской экономики, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий во всех отраслях экономики
  • Введения национальной системы углеродного регулирования
  • Обеспечения баланса воспроизводства лесов, расширения площади их охраны на зону космического мониторинга II уровня и сокращения сплошных рубок.

Интенсивный сценарий предусматривает сокращение выбросов на 36% ниже уровня 1990 года к 2030 году и на 48% к 2050 году. В дополнение к мерам в базовом сценарии интенсивные усилия будут включать снижение углеродоемкости промышленных товаров, энергии, работ и услуг. Чтобы достичь этого, в дополнение к базовому сценарию должны быть приняты следующие меры:

  • Введение национального регулирования ПГ, увеличение генерации энергии на основе ВИЭ
  • Масштабная электрификация и цифровизация транспорта и технологических процессов
  • Внедрение технологии захвата, хранения и переработки углекислого газа
  • Отказ от сплошных рубок, расширение охраны лесов на зону космического мониторинга I и II уровней.

График 7. Долгосрочная стратегия России по низкоуглеродному развитию до 2050 г.

Источник: Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов ПГ до 2050

В июне 2020 года правительство утвердило новую Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года, а в октябре – план по развитию водородной энергетики. Основная цель – стать мировым лидером в производстве и экспорте водорода. Потенциальными регионами для производства водорода были выбраны Дальний Восток, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ямало-Ненецкий АО и Сибирь. Планируемый объем экспорта – 0,2 млн тонн в 2024 году и 2–7 млн тонн в 2035 году, и до 33,4 млн тонн в 2050 году.

В январе 2021 года Министерство экономического развития РФ представило первую пилотную программу торговли квотами на выбросы углерода. Проект предусматривает создание системы торговли выбросами углерода на острове Сахалин с целью достижения углеродной нейтральности в восточном регионе к 2025 году. Сахалин является испытательным полигоном для новых мер регулирования выбросов ПГ, которые впоследствии могут быть распространены на другие регионы России. Дорожная карта, разработанная для проекта, подразумевает создание к августу 2021 года системы инвентаризации выбросов и поглощения ПГ. К апрелю 2022 года планируется начать тестирование информационной системы, включая углеродный регистр. Первые переводы углеродных единиц между участниками пилота запланированы на июль 2022 года.

В мае этого года правительство объявило, что готовит поправки к законодательству, которые запретят производство и использование материалов, не подлежащих вторичной переработке, таких как цветной пластик и одноразовые пластиковые соломинки, одноразовая пластиковая посуда и ватные палочки. Планируется производить больше пластика из вторсырья. Цель – направить 50% всех перерабатываемых отходов строительства, производства и сельского хозяйства на переработку, разгрузив этим свалки на 50% к 2030 году. Поправки к закону планируется внести в Государственную Думу в третьем квартале 2021 года.

 

Автор: Марина Цуцкиридзе, эксперт по инвестиционным продуктам

Предыдущая статья

Человек на земле. Как советский экономист Худенко реформировал совхозы и стал врагом государства

Следующая статья

ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) совместно с ЮниКредит Банком запускают новый инвестиционный продукт – стратегию доверительного управления «Формула баланса»