Искусство в каждом шаре: история и современность стеклянных игрушек

«Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти» – так описывает рождественское дерево Э. Гофман в знаменитой сказке «Щелкунчик и мышиный король».

Украшение ёлки на Новый год и Рождество – древняя традиция, корнями уходящая вглубь веков. Её происхождение связано с различными культурами и верованиями, но основной смысл заключается в символизме вечнозеленого дерева как знака жизни и обновления. Люди верили, что украшение таких деревьев принесёт удачу и благополучие.

Одним из самых популярных способов украшения были и остаются стеклянные новогодние игрушки. Они появились еще в XIX веке в Германии, где стеклодувы начали изготавливать изящные украшения для рождественских деревьев. Постепенно эта традиция распространилась по всему миру, включая Россию.

История появления

Первые стеклянные шары появились в городке Лауша в Тюрингии, Германия.

В XVIII-XIX веках в Тюрингии уже существовало развитое стекольное производство. Местные мастера умели делать разнообразные предметы из стекла, начиная от посуды и заканчивая декоративными элементами. Однако именно в Лауше произошло событие, которое изменило историю новогоднего декора.

Согласно одной из версий, всё началось с нехватки яблок. В те времена немцы традиционно украшали рождественские ёлки свежими яблоками, которые символизировали райское яблоко из библейского мифа об Адаме и Еве. Но однажды у местного стеклодува закончились яблоки, и он решил заменить их стеклянными шарами, выдутыми вручную.

Этот эксперимент оказался удачным, и вскоре стеклянные шары стали популярными не только в Лауше, но и за его пределами. Другие мастера тоже начали осваивать эту технику, создавая всё больше разнообразных форм и дизайнов.

Производство стеклянных игрушек постепенно становилось всё более сложным и разнообразным. Помимо шаров, мастера начали создавать фигурки ангелов, звезд, зверей и даже человечков. Каждая игрушка была уникальна, так как создавалась вручную.

Со временем техника выдувания стекла усовершенствовалась, и производство игрушек стало более массовым. Тем не менее, Лауша оставалась одним из главных центров этой индустрии вплоть до начала XX века.

Около 1880 года произведения лаушевского рождественского искусства привлекли внимание и необычайно заинтересовали американца Вулворта. Благодаря его предприимчивости новогодние ёлочные игрушки очень скоро стали чрезвычайно ходким экспортным товаром. За период с 1870 по 1939 годы фантазия и мастерство лаушевских умельцев дали «путёвку в жизнь» пяти тысячам различных видов ёлочных игрушек знаменитому лаушевскому Christbaumschmuck.

Стекольные мастера, выполняя вручную, филигранно декорируя и расписывая шары и игрушки, продолжают вдыхать в стекло саму жизнь

Хотя сегодня производство стеклянных игрушек осуществляется в разных странах мира, Лауша остаётся важным местом в истории этого искусства. Здесь сохранились основы традиций ручного изготовления игрушек, и туристы могут посетить музеи и мастерские, где можно увидеть, как создаются эти уникальные произведения.

Стеклянные новогодние игрушки в России

История новогодней игрушки в России начинается с момента появления самой традиции наряжать ёлку. Этот обычай был привнесён в Россию из Германии в начале XVIII века, благодаря реформам Петра I. Однако поначалу ёлка была привилегией двора и высших слоёв общества, и только со временем она стала популярным семейным ритуалом.

Ёлочные украшения тех времён были весьма скромны и чаще всего состояли из фруктов, орехов, сладостей и свечей. Фрукты символизировали изобилие и благополучие, а свечи — свет и тепло домашнего очага. Постепенно стали появляться и первые стеклянные игрушки, которые привозили из-за границы, главным образом из Германии. Эти игрушки были дорогими и доступны далеко не всем.

В начале XX века в России начинают развиваться собственные мастерские по производству ёлочных игрушек. Одним из первых крупных производителей становится фабрика братьев Гребенщиковых в Клину. Их изделия отличались высоким качеством и разнообразием форм: шары, фигурки животных, птицы, ангелы и многое другое. На этой фабрике впервые начали использовать технику нанесения рисунка прямо на стекло, что позволило создавать яркие и красивые изделия.


Продукция быстро завоевала популярность не только в России, но и за рубежом. Изделия Гребенщиковых экспонировались на международных выставках и получали высокие оценки экспертов. В частности, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году продукция фабрики была отмечена золотой медалью.

После Октябрьской революции 1917 года ёлка некоторое время находилась под запретом как буржуазный пережиток. Но в 1935 году праздник был восстановлен, однако теперь он назывался “Новый год”. Ёлочные игрушки стали выражением государственной идеологии: на них появлялись изображения серпа и молота, красных звёзд, героев труда и пионеров.

Советская промышленность активно развивалась, и ёлочные игрушки становились всё более доступными для широких слоев населения. Особенно популярными были стеклянные шары, которые производились на многочисленных заводах по всему Союзу. Игрушки того периода отличались яркими цветами и разнообразием форм, хотя и оставались достаточно стандартизированными.

После распада СССР произошёл всплеск интереса к традиционным русским ёлочным игрушкам. Люди стали больше ценить ручную работу и уникальность изделий. Вновь появились мастера, создающие авторские игрушки, а также коллекционеры, собирающие старинные экземпляры.

Сегодня ёлочная игрушка в России — это не просто украшение, а часть культурного наследия. Многие семьи сохраняют свои любимые игрушки из поколения в поколение, передавая их детям и внукам. А современные производители предлагают широкий выбор как классических, так и инновационных дизайнов, отвечающих вкусам самых разных покупателей.


Источники: https://daz.asia/ru/lausha-rodina-steklyannyh-yolochnyh-igru/, https://business.krebsglaslauscha.de/Figuren/Voegel-seite-2/, нейросеть GigaChat, https://www.yolochka.ru/.

Предыдущая статья

Впечатления между столиц