Зеленый мир Греты. Почему человечество откажется от нефти

Нефтяная отрасль встретилась с угрозой, способной ее похоронить. Эксперты предупреждают, что возобновляемые источники энергии постепенно вытеснят черное золото, если его стоимость не опустится в разы. Кроме того, быстро растут продажи электрокаров: их цена падает вместе с ценой аккумуляторов. Кажется, что наступает эпоха великих экологических перемен. И мир действительно изменится, но не благодаря экоактивистам.

How dare you

«Мы стоим на пороге массового вымирания, и все, что вы можете обсуждать, — это деньги и вечный экономический рост», — с такими обвинениями на мировых лидеров обрушилась шведский экоактивист Грета Тунберг в конце сентября. Она выступает за сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу ради спасения планеты от климатических изменений. Поэтому, помимо политиков, от Тунберг свою порцию критики получают и нефтяные компании.

Считается, что достижение высоких целей, заявленных экоактивистами, потребует коренной перестройки или даже слома сложившихся экономических отношений. Тем не менее, процесс перехода от нефти к возобновляемым источникам энергии идет. Причем он слабо связан с обличительными речами и «зелеными» лозунгами. Скорее он вызван объективными экономическими причинами: «зеленая» экономика постепенно становится дешевле и выгоднее.

Достижение высоких целей, заявленных экоактивистами, потребует коренной перестройки или даже слома сложившихся экономических отношений

«Еще никогда в истории нефтяная промышленность не сталкивалась с угрозой наподобие той, что представляют возобновляемые источники энергии в тандеме с электромобилями», — пишут аналитики банка BNP Paribas в отчете для профессиональных инвесторов, опубликованном в августе. 36% спроса на сырую нефть обеспечивают транспортные средства, которые можно электрифицировать, поясняют они. Автомобильная промышленность сильно меняется: аккумуляторы дешевеют, возобновляемые источники энергии становятся доступнее. В итоге рынок нефти, связанный с автомобилями, находится в «неумолимом и необратимом» упадке, что «имеет далеко идущие последствия как для политиков, так и для нефтяных компаний».

По мнению экспертов BNP Paribas, нефть сможет конкурировать с возобновляемыми источниками только при ценах в 11 — 12 долларов за баррель. В середине октября стоимость эталонной марки Brent почти достигала 60 долларов за бочку. При этом, как ожидают в банке, к 2024 году стоимость электромобиля (полный жизненный цикл, включая топливо и техобслуживание) сравняется со стоимостью обычных легковых машин.


Выбросы и убытки

30 сентября начался один из самых крупных судебных процессов в истории Германии. 400 тысяч немецких автолюбителей выступили с коллективным иском против корпорации Volkswagen — это следующий акт в скандале под названием «дизельгейт».  

Четыре года назад, осенью 2015-го, американское Агентство по охране окружающей среды благодаря исследователям из Университета Западной Виргинии вскрыло аферу Volkswagen. Оказалось, что немецкая компания устанавливала на дизельных автомобилях специальный софт, в десятки раз занижающий показатели выброса в атмосферу оксидов азота и других вредных газов. С 2008 по 2015 годы Volkswagen продал более 11 миллионов таких машин по всему миру, из них девять миллионов штук — в Европе. 

Компания призналась в махинациях, после чего в течение короткого срока (с 18 сентября по 2 октября) ее акции подешевели со 162 до 92 евро, то есть на 43%. Топ-менеджер Volkswagen Мартин Винтеркорн ушел в отставку, а сам автоконцерн потратил около 30 миллиардов евро на выплату штрафов и другие юридические издержки. Кроме того, Volkswagen получил шуточную Шнобелевскую премию за решение проблем с выхлопами. 

По иску немецких автовладельцев, который рассматривается в суде в настоящее время, компания может заплатить еще несколько сотен миллионов евро. 

«Дизельгейт» ударил не только по конкретной корпорации. Он окончательно поменял отношение к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. На этом фоне, по прогнозам Sanford C. Bernstein, в 2019 году продажи электрокаров вырастут на 23 — 48%, до 2,4 — 2,9 миллиона штук. Для сравнения: в 2010 году во всем мире реализовали менее семи тысяч таких автомобилей. 

Примечательно, что переход на электрокары не решает экологических проблем. Больше половины рынка приходится на Китай. А значительная часть генерации в стране обеспечивается сжиганием угля. Фактически электромобили работают на самом вредном виде топлива. Тем не менее, «дизельгейт» сильно подмочил репутацию классических авто и отправил их в разряд грязной и неэкологичной техники, повысив тем самым привлекательность электрокаров.


Фактор ответственности

К переменам на рынке нефти готовятся и на уровне правительств. Так, Минэнерго России впервые признало, что в долгосрочной перспективе замедление роста глобального спроса на нефть может перейти к падению потребления. Согласно обновленному проекту Энергетической стратегии РФ, пик спроса на черное золото придется на 2030 — 2040 годы, а снижение начнется после 2040-х.

Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко прогнозировал в беседе с «Ведомостями», что в будущем обострится конкуренция нефти с природным газом в электрогенерации. Это приведет к ограничению спроса на уголь и нефть.

Крупнейшие игроки, например Saudi Aramco или Statoil (обе компании — государственные) уже корректируют свои стратегии: первая с 2017 года занимается ветрогенерацией, вторая — сменила название на Equinor (equi — от слов equal, equality и equilibrium или равный, равноправие и сбалансированный, nor — указывает на норвежское происхождение компании) и вложила более шести миллиардов долларов в солнечные и ветряные электростанции.

Крупнейшие игроки, например Saudi Aramco или Statoil уже корректируют свои стратегии

Изменения касаются не только нефтяного сектора. Все более популярными становятся так называемые ESG-инвестиции. ESG — это environmental, social и governance (экологический, социальный и управленческий факторы). Они позволяют тщательно отбирать ценные бумаги, исходя из того, насколько ответственно конкретная компания ведет бизнес.

Согласно результатам опросов Ernst & Young, в 2018-м 97% инвесторов обращали внимание на ESG-критерии при принятии решений. Годом ранее доля таких респондентов составляла 78%. На данный момент в мире около 20 триллионов долларов управляются с учетом принципа ESG — это примерно четверть от всего объема средств под доверительным управлением.

Причем данный принцип работает не только для инвесторов. Он уже оказывает прямое воздействие на деятельности различных предприятий: энергетические компании в Австралии отказываются от инвестиций в уголь, европейские модные дома уходят от натуральных компонентов к синтетическим и так далее. Важную роль при этом играют не только этические или экологические факторы. Ответственный бизнес становится более рентабельным и прибыльным. Подробнее об ESG-инвестициях можно прочитать в нашем материале.

Предыдущая статья

Ликвидация Кука. Как рухнул старейший в мире туроператор

Следующая статья

Еженедельные комментарии 14–18 октября: Глобальный интерес к российскому рынку