Волк в кашемире. Как Бернар Арно стал одним из богатейших людей мира

Игра не по правилам, жесткие поглощения, а также коктейль из свободного творчества и искусного менеджмента сделали Бернара Арно обладателем 100-миллиардного состояния. За 35 лет бизнесмен, ловко завладевший обанкротившейся текстильной фабрикой во Франции, превратился в рулевого гигантской империи LVMH, которая продает товары роскоши по всему миру. 

Но сам Арно говорит, что это только начало. О причинах успеха «волка в кашемире»  — в нашем новом материале.

На поле Трампа

Один из самых состоятельных бизнесменов на планете начал карьеру в семейном предприятии — инженерной компании отца Ferret-Savinel. Арно быстро проявил хватку: в 1974 году 25-летний молодой человек уговорил семью продать промышленный дивизион и использовать деньги, чтобы полностью сосредоточиться на рынке недвижимости.

Ставка сыграла. Компания, переименованная в Ferinel, стала важнейшим игроком в строительном секторе Парижа и открыла филиал в США. Управление им доверили Бернару. Он занимался строительством курортов, гостиниц и жилых комплексов во Флориде.

Помимо денег — а заработал Арно около 20 миллионов долларов за несколько лет — американское турне дало ему реальное бизнес-образование. Он внимательно наблюдал за сделками слияния и поглощения на рынке США и понял, что лучше действовать смело и решительно. «Если нужно что-то сделать, делай! У французов полно хороших идей, но мы редко их реализуем», — так Арно сформулировал усвоенный урок.

Было это в 1980-х. То есть в то же время, когда нынешний президент США Дональд Трамп также продвигал свои строительные проекты. По воспоминаниям Арно, они пересеклись один раз в Нью-Йорке. Через 35 лет Трамп поставит его в ряд «великих людей» и будет открывать с ним фабрику кожаных сумок Louis Vuitton в Техасе.


Досье на Бернара Арно

Photo: Magali Delporte
  • Родился в 1949 году в небольшом городке Рубе на севере Франции возле границы с Бельгией. Сейчас ему 71 год
  • Окончил «Икс» — престижную высшую Политехническую школу — по инженерной специальности
  • В 1984 году ушел из строительного бизнеса, чтобы заложить фундамент собственной империи люксовых товаров
  • Занимает пост президента и председателя правления группы LVMH (Moët Hennessy — Louis Vuitton)
  • Владеет 47% акций LVMH
  • Состояние по данным на конец июля 2020 года оценивается в 113,2 миллиарда долларов. Занимает третье место в списке богатейших людей Земли по версии Forbes
  • В 2010-м размер его состояния составлял 27,5 миллиарда долларов, в 2005-м — 17 миллиардов, в 2000-м — 12,6 миллиарда, в 1997-м — 3,1 миллиарда
  • Командор Ордена почетного легиона, рыцарь-командор Ордена Британской империи
  • Женат, воспитывает пятерых детей

Источники: биография Арно с официального сайта LVMH, публикации Forbes и The Financial Times


Путь безжалостной кукушки

Любимое воспоминание Бернара Арно из 1980-х — беседа с нью-йоркским таксистом. Бизнесмен спросил у водителя, бы ли он во Франции и знает ли, кто сейчас президент республики. Тот ответить не смог. «Но я знаю Christian Dior», — сказал таксист. По легенде, которую воспроизводит сам Арно, этот эпизод стал судьбоносным.

Бизнесмен спросил у водителя, бы ли он во Франции и знает ли, кто сейчас президент республики. Тот ответить не смог. «Но я знаю Christian Dior», — сказал таксист

Крупный производитель текстиля и подгузников Boussac, владевший брендом Christian Dior, обанкротился. Французское правительство срочно искало покупателя. Бизнесмен пообещал восстановить производство и сохранить рабочие места. В 1984 году Арно вложил в сделку 15 миллионов долларов и привлек инвесткомпанию Lazard. Она дала еще 80 миллионов. Сделка закрылась, несколько тысяч человек потеряли работу, а распродажа большей части активов Boussac принесла Арно 500 миллионов долларов. Легендарный бренд Christian Dior лег в основание будущего люксового гиганта.

dior

Он действовал нагло — как американец, а не француз. И получил прозвище «волк в кашемире». Арно воплощал свою мечту «искусно и безжалостно», пишет The Financial Times.

В 1987 году два лидера рынка люкс — Moët Hennessy и Louis Vuitton — слились в группу LVMH. Корпорация страдала от разлада в руководстве: представители роскошных семей Вюиттон, Хенесси и Моэ часто не могли договориться и даже судились друг с другом. В 89-м они нашли компромисс и пригласили Арно возглавить группу.

Он не стал цементировать команду, а воспользовался ситуацией. На свои средства и деньги партнеров из Lazard Арно приобрел 43,5% акций LVMH. Сделка дала ему 35% голосов в совете директоров. При поддержке семей Хенесси и Моэ он убрал из менеджмента представителя семьи Вюиттон Анри Ракамье и принял бразды правления.

«Арно как кукушка: он захватывает чужие гнезда вместо того, чтобы строить свое», — приводит FT слова Даны Томас, написавшей книгу «Как люкс теряет свой блеск». Газета отмечает, что Бернар Арно действовал также решительно и в ходе сделок с Givenchy, производителем вина Château d’Yquem и сетью магазинов Duty Free Shoppers.

Арно как кукушка: он захватывает чужие гнезда вместо того, чтобы строить свое

По подсчетам издания, за 35 лет он совершил около четырех десятков поглощений. Это позволило ему построить крупнейшую в мире люксовую бизнес-империю.


Досье на LVMH

  • Капитализация (конец июля 2020 года): 204 миллиарда евро
  • Стоимость акций (конец июля 2020 года): 404 евро
  • За последние 10 лет акции компании подорожали в 5 раз
  • Чистая прибыль по итогам 2019 года: 7,2 миллиарда евро (+13% к 2018-му)
  • Выручка: 53,7 миллиарда евро (+15%)
  • Активы: 96,5 миллиарда евро (+30%)
  • В состав LVMH входит 75 брендов, они распределены по шести направлениям:
  1. Одежда и кожаные изделия

— Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Kenzo, Berluti и другие

— 41% выручки (22,2 миллиарда евро)

  1. Розничная торговля

— Sephora, Le Bon Marché, Duty Free Shoppers и другие

— 28% выручки (14,8 миллиарда)

  1. Парфюмерия и косметика

— Marc Jacobs Beauty, Acqua di Parma, Guerlain и другие

— 13% выручки (6,8 миллиарда)

  1. Вина и спиртные напитки

— Hennessy, Ruinart, Château d’Yquem, Dom Pérignon, Moët & Chandon и другие

— 10% выручки (5,6 миллиарда)

  1. Часы и ювелирные изделия

— TAG Heuer, Tiffany & Co., Zenith, Hublot, Bulgari и другие

— 8% выручки (4,4 миллиарда)

  1. Другая деятельность

— сеть отелей Belmond и Cheval Blanc, кондитерская Caffè-Pasticceria Cova, верфи люксовых яхт Royal Van Lent Shipyard и Princess Yachts, французская финансовая газета Les Echos и итальянский производитель велосипедов Pinarello

— убыток на 174 миллиона евро

Источник: отчет LVMH за 2019 год


Все только начинается

«Если сравнивать нас с Microsoft, то мы маленькая компания. Но это только начало», — говорил 70-летний Арно осенью 2019-го. Возможно, через 20 лет люди перестанут пользоваться iPhone, но продолжат пить Dom Pérignon, уверен бизнесмен.

Прошлый год стал рекордным для LVMH по показателям выручки и чистой прибыли. Кроме того, корпорация закрыла крупнейшую сделку на рынке люкс, купив американского производителя ювелирных изделий Tiffany за 16,2 миллиарда долларов. В планах на 2020-ый — дальнейшее укрепление лидерства благодаря силе объединенных брендов и гибкости менеджмента.

Разумеется, пандемия коронавируса повлияла на весь рынок роскошной продукции. В мае Бернара Арно назвали самым обедневшим человеком мира — он лишился более 30 миллиардов долларов. Но вскоре из-за роста акций LVMH его состояние восстановилось. Bain & Co прогнозирует (https://www.bain.com/insights/luxury-after-coronavirus/), что по итогам 2020 года рынок люкса просядет на 15 — 35%. Оживление индустрии специалисты связывают с Китаем, на который приходится большая часть спроса на роскошные товары.

COVID-19 вряд ли спутает карты Арно

COVID-19 вряд ли спутает карты Арно: LVMH нацелена на стратегическое развитие и колебания рынка, пусть даже сильные, компании не так страшны. Покупка Tiffany только подтверждает это. LVMH делает ставку на богатеющий средний класс. А его представителей в Азии становится с каждым годом все больше.

Успешная бизнес-модель компании включает несколько элементов. Первый — бесстрашные и беспощадные поглощения. В редких случаях от посягательств Арно может спасти только суд. Так, в 2010 году стало известно, что LVMH тайно выкупила 17,1% акций компании Hermes (производитель сумок Kelly и Birkin). LVMH оштрафовали на восемь миллионов евро. Стороны пришли к соглашению: бумаги распределили между акционерами модных домов, а доля Арно в Hermes упала до 8,5%. Второй — это то, что Бернар Арно окрестил «обратной глобализацией», то есть производство на Западе, потребление — в развивающихся странах, за «реалы, рубли, юани и рупии». Третий — эффективное взаимодействие креативной команды и менеджмента. Бизнесмен говорит, что ему удалось смешать воду и огонь, творческих людей и талантливых организаторов. Наконец, четвертый элемент — внимание к деталям. Во время многочисленных заграничных командировок Арно любит инспектировать магазины, вставать за прилавок и обслуживать покупателей, смотреть изнутри как работают точки, как они оформлены, как в них чувствуют себя потребители.

Не стреляйте в пианиста

Жесткая бизнес-хватка Бернара Арно сочетается с большой любовью к искусству. В 2014 году по его инициативе в Булонском лесу Парижа построили Фонд Louis Vuitton — большой музейный центр. В постоянную экспозицию входят различные произведения, принадлежащие семье Арно. Фонд также проводит регулярные тематические выставки и различные многоформатные мероприятия.

В 2016 году в Фонде LV прошла выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина». На ней представили легендарную коллекцию московского купца Сергея Щукина, в которую входят работы Пикассо, Моне, Матисса, Гогена, Малевича. Выставку посетили более 1,2 миллиона человек, она стала главным событием года по версии The Art Newspaper. В ходе встречи в Кремле президент России Владимир Путин лично поблагодарил Бернара Арно за организацию выставки.

JAMEL TOPPIN FOR FORBES

Весной 2017 года Арно, его жена, профессиональная пианистка Элен Мерсье и сын Фредерик сыграли в Московском международном доме музыки концерт Моцарта №7 для трех фортепиано с оркестром. Дирижировал Владимир Спиваков. Любовь к искусству и музыке Бернару привила мать Мари. Она была талантливой пианисткой, обожала музей Ван Гога в Амстердаме и предпочитала одежду марки Dior.

Предыдущая статья

История развития страхового дела в России

Следующая статья

Вебинар: ПИФы. Как зарабатывать на инвестициях в фонды