Влияние ситуации с Навальным и событий в Белоруссии на российский рынок акций

С 2014 года инвесторы на российском рынке акций периодически начинают опасаться санкций. Причинами подобных опасений становились Крым, сбитый самолет MH17, отравление Скрипалей и так далее. Сейчас опасения растут из-за ситуации с Навальным и событиями в Белоруссии. Они уже стоили российскому рынку акций около 6,5 процентных пункта – на столько российский рынок отстал от развивающихся рынков в целом с 17 августа в долларовом выражении. Что будет дальше?

Мы считаем, что риск дальнейшего снижения российского рынка относительно рынков развивающихся стран ограничен 3–3,5 процентными пунктами. Восстановления можно ожидать на горизонте в несколько месяцев.

Накопительный эффект санкционных опасений на российский рынок

Примечание: Мы построили индекс из секторальных индексов развивающихся стран со структурой российского индекса MSCI Russia 10/40. К примеру, нефтегазовый индекс MSCI EM Energy составил 35% нового индекса, а сырьевой MSCI EM Materials – 35%. Разница между MSCI Russia 10/40 и сконструированным индексом и есть эффект от санкционных опасений. Кумулятивный эффект рассчитан со дня до происшествия до полного восстановления рынка. Данные в долларовом выражении.

Источники: Bloomberg, ТКБ Инветсмент Партнерс; сентябрь 2020 г.

В прошлом наиболее сильный негативный эффект на российский рынок оказали Крым и финансовые санкции. Все это произошло в 2014 году. Тогда российский рынок акций в определенные моменты отставал от развивающихся рынков на 15%. В период паники декабря 2014 года отставание доходило до 35%. Однако такой экстремальный уровень продержался всего лишь несколько недель. Поэтому в качестве ориентира потенциального снижения на санкционных опасениях мы берем уровень 15%, а не 35%.

Ситуация с Навальным и события в Белоруссии менее значимы, чем Крым и финансовые санкции с точки зрения рыночных последствий. Следовательно, максимальный негативный эффект, скорее всего, будет меньше, чем 15%. Однако эти события являются более существенными, чем отравление Скрипалей и убийство Немцова, которые рынок практически не заметил.

Мы оцениваем потенциальный максимум негативного эффекта на уровне 10%. Этот уровень в прошлом достигался во всех случаях, когда поводы для санкций были сопоставимы с сегодняшними по своей значимости.

Во всех прошлых случаях негативный эффект исчезал в среднем за 60–70 дней. И это несмотря на более чем 50 санкций в отношении России со стороны США и Европы. Почему?

Ни одна из этих санкций не была катастрофичной. Что такое катастрофичные санкции? Пример – санкции против Ирана. В случае с Ираном санкции бьют по экспорту нефти. В прошлом году он упал практически до нуля. В России санкции особо не повлияли на экспорт нефти. Россия гораздо сильнее интегрирована в глобальную экономику, чем Иран. Любые значимые санкции, скорее всего, приведут к эффекту бумеранга.

 


Авторы: Владимир Цупров, Управляющий директор по инвестициям; Егор Киселев, Начальник отдела инвестиционного маркетинга; Александра Кузнецова, Младший эксперт по инвестиционным продуктам

Предыдущая статья

От Смуты к Империи. Кто заложил экономический фундамент реформ Петра Великого

Следующая статья

Memento mori. Оформление наследства как инвестиционный проект