Издавна было принято считать, что тело человека воплощает всю посконную незыблемую правду о нем. Тело – точка соприкосновения человека и общества, и оно неизменно: «Анатомия – это судьба» – говорил Фрейд, а Сартр уточнял, что тело – это «молчаливое прошлое». Можно было немного похудеть или растолстеть, но кардинально измениться по своей воле было невозможно. Однако с тех пор общественная парадигма и возможности науки значительно изменились.
Одной из наиболее важных тенденций последнего времени можно назвать стремление к изменению себя, поиску собственной идентичности. Люди начали активно менять свое тело. Широко используются татуировки, пирсинг, шрамирование. Пластическая хирургия стала такой же рутиной как окраска волос. Внешность больше не стабильна. Она становится изменяющейся субстанцией и претерпевает изменения по воле личности. Крайние маргинальные формы – вроде австралийской девушки-дракона или известной французской художницы Орлан, работающей с темой телесности и деструктурировавшей свою внешность путем вшивания двух «рогов» над бровями – говорят о процессах, происходящих в обществе.
Не каждый вносит в свой организм не свойственные человеку формы, но многие меняют форму носа, груди, корректируют уши, используют липосакцию, стремясь приблизиться к той идентичности, которую они видят наиболее близкой себе. Даже тема гендера подвержена изменениям. Пол меняется по желанию человека. Некоторые люди временно используют симулянты инвалидных состояний, чтоб оценить разнообразие мира.
Индустрия красоты и здоровья, охватывающая широкую область человеческой деятельности от медиа, пропагандирующих определенные эстетические идеалы и средства их достижения до фармацевтической промышленности, торгующей средствами трансформации внешности – очень востребована. Многие люди меняют цвет кожи, разрез глаз, сохраняют хорошую физическую форму и это становится распространенным явлением. Нередко можно видеть людей, выглядящих гораздо моложе, чем поколение их предков на фотографии аналогичного возраста. На старых снимках тридцатилетние выглядят серьезными, умудренными опытом людьми с начинающимися проблемами со здоровьем, а многие продвинутые современные тридцатилетние выглядят вчерашними школьниками.
Центральным понятием современной экономической науки является «человек рациональный», совершающий поступки с максимальной экономической выгодой для себя
Таким образом, тело более не стабильно. Но насколько свободен человек в своем постоянном поиске изменений? Центральным понятием современной экономической науки является homo economicus – «человек рациональный», то есть такой, который совершает поступки с максимальной экономической выгодой для себя. Этот ракурс сразу делает личность объектом всякого рода маркетинга. Человек изменяет себя с целью участия в экономической деятельности, образования социальных связей, получения символического капитала. И эти изменения происходят под воздействием доминирующих в обществе ценностей: сексуальность, молодость – становятся целями индивидуальной трансформации человека, который хочет вписаться в структуру так сформированного общества.
О том, насколько изменилось отношение людей к своему телу можно судить по ресторанному меню: тяжелые, перегруженные углеводами блюда прошлого века давно сменились на легкие, малокалорийные блюда-впечатления, которые скорее призваны развлекать и вызывать эмоциональный отклик, чем насыщать килоджоулями. Люди следят за своим весом, за своей физической формой, за эстетикой своего облика. Люди хотят долго сохранять молодость и нередко это получается. Только ли стремление к даосскому идеалу формирования внутреннего младенца в себе тому причина? Скорее общественные настроения толкают человека, желающего участвовать в социальном взаимодействии к личностным изменениям.
Продлевая молодость и в культурном плане человек дистанцируется от современной ему реальности
Есть и второй аспект желания обладать долгой молодостью: многие французские социологи отмечают момент horse-jeu, свойственный молодости, когда человек имеет возможность находиться «вне игры», то есть не участвовать в обязательных для взрослых играх (экономика, политика и подобное). То есть продлевая молодость и в культурном плане – ориентируясь на культурные явления, традиционно адресованные юношеству – человек дистанцируется от современной ему реальности, где он не находит желаемого. Таким образом, можно говорить о продленной молодости как о форме социального эскапизма.
Существующая в обществе тенденция в виде пролонгации феномена молодости для отдельных индивидов связана с двумя противоположными причинами: желанием взаимодействовать с обществом и тягой к эскапизму, что не является парадоксом, а скорее отражает состояние быстро меняющегося общества в процессе значительных трансформаций и переоценки ценностей.
Желание взаимодействовать и тяга к эскапизму активно влияют на потребление банковских продуктов
В связи с этими тенденциями Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию: от 25 до 44 лет – молодой возраст, 44-60 лет – средний возраст, 60-75 лет – пожилой возраст, 75-90 лет – старческий возраст, после 90 – долгожители. Изменения, принятые ВОЗ, также как и предполагаемая пенсионная реформа основаны на отмечаемой в общемировом контексте с восьмидесятых годов реструктуризации потребления и культурных проявлений определенной части среднего класса, среди которого описанное явление наиболее заметно. Желание взаимодействовать и тяга к эскапизму, проявляемые этой заметной в смысле экономического и символического капитала группой, очень активно влияют на потребление банковских продуктов, так как люди, составляющие данное поле способны обеспечивать свой комфорт в соответствии со своими вкусами.
Раньше 65 лет хотят выйти на пенсию люди с более низким уровнем дохода и образования
В Квебеке было проведено социологическое исследование, предполагавшее опрос 1605 человек в возрасте от 24 до 44 лет на тему их отношения к пенсии. Любопытно, что наибольшее количество людей, планирующих выход на пенсию после 65 лет – 26% – в группе с преобладанием высокого уровня дохода и относительно высоким уровнем образования. Еще одним важным фактором в этом кластере является высокая осведомленность о пенсионных программах разного свойства, наличие консультанта по финансовым вопросам и желание самим определять выбор пенсионной программы. Для таких людей пенсионные отчисления не составляют тяжелого бремени. С другой стороны, в другом кластере с высоким доходом и желанием определять свой выбор, люди заявляют о потребительских долгах из-за выплаты пенсионных отчислений – то есть это вопрос стиля жизни. Раньше 65 лет хотят выйти на пенсию люди с более низким уровнем дохода и иногда – образования – 45%. Большая часть этого кластера показывает полную неосведомленность в различных пенсионных программах.
Очевидно, что общество переживает процесс глубоких структурных изменений, которые носят волнообразный характер: кто-то хочет быть активно вовлечен во взаимодействие с обществом и меняется в духе изменчивой реальности, кто-то желает дистанцироваться, но сохранить экономические связи (эскапизм без потери привычного уровня), некоторые держатся стабильности и нетребовательны.
Свой будущий пенсионный капитал можно просто хранить под матрасом, постепенно откладывая деньги с каждой зарплаты. Можно отнести деньги в банк и открыть вклад. Но проценты по депозитам постоянно снижаются. Поэтому один из наиболее привлекательных вариантов — доверить накопления управляющей компании. Работа российских УК полностью подотчетна ЦБ РФ, что обеспечивает безопасность подобных инвестиций. Кроме того, клиент получает возможность значительно увеличить накопления.
Начать достигать своих долгосрочных целей можно в любом возрасте и при любом уровне дохода. Открытые паевые инвестиционные фонды, находящиеся под управлением ТКБ Инвестмент Партнерс (АО), дают возможность начать копить на свою пенсию уже сегодня – минимальная сумма вложений составляет всего 1 000 рублей, а оформить приобретение можно онлайн.
Так, если 30-летний клиент вложит миллион в ПИФ, к 60 годам его личный пенсионный счет может увеличиться в несколько раз. Эта инвестиция хороша именно на длительной дистанции. Обычно управляющие компании предоставляют на выбор несколько стратегий, которые отличаются степенью риска. К примеру, ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс — Фонд сбалансированный» основан на среднем уровне риска, при этом за год на конец июля доходность фонда составила почти 15%.
Подробнее о том, как правильно сформировать свой персональный пенсионный капитал, читайте в Журнале ТКБ Инвестмент Партнерс.
Автор: Екатерина Валова
ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Фонд сбалансированный», прирост стоимости пая на 31.07.2018: за 3 мес.: 1,71%, за 6 мес.: 6,83%, за 1 г.: 14,98%, за 3 г.: 42,03%.